Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Стараться быть самим собой
Стараться быть самим собой Версия для печати Отправить на e-mail
(10 голосов)

К вопросу о саморегуляции педагогов и руководителей школ. Обратимся к реальным, жизненным проблемам, которые самым прямым образом влияют на состояние нашего равновесия.

Скажите: можно ли в толпе прохожих безошибочно узнать педагога? Наши собеседники, учителя и директора школ, как правило, не колеблясь, отвечали: «Да». По каким же признакам можно его узнать? — спрашивали мы. И получали такие ответы. «Учитель всегда озабоченный и напряженный». «Он как будто несет на себе груз ответственности за всю страну». «Даже незнакомым людям он делает замечания и учит их, как жить». «У него какая-то маска на лице». «Учитель нетерпим к ошибкам и просчетам других людей и любит всем давать советы». Вот так сами педагоги видят себя среди других людей. Имеет все это отношение к проблеме саморегуляции? Имеет, и самое прямое.

В маске и без маски

Как правило, учитель почти всегда пребывает в своей профессиональной роли. А это отрицательно сказывается на его физическом и эмоциональном самочувствии. Многие жалуются на плохой сон, непреходящую усталость, головные боли, повышенную раздражительность не только с учениками, коллегами но работе, но и со своими домашними. И при этом мало кто задумывается о том, что, придя домой, он, образно говоря, гак и не расстался (не смог или не захотел) со своими неудобными туфлями и не сменил их на домашние тапочки.

Реальность такова, что учитель, сам того не замечая, переносит свою «педантичность» во все другие сферы жизни: в семью, в общение с другими, в сферу досуга. Создается впечатление, что, расставшись со своей педагогической ролью, он боится стать самим собой. Такая позиция очень наглядно проявилась во время семинарских занятий с классными воспитателями, которые проводили сотрудники института педагогических инноваций. Многим педагогам было трудно рассказать о себе как о человеке, нарисовать свой словесный портрет, поделиться своими неудачами и просчетами. Над всеми довлел страх — предстать перед коллегами в не выгодном для них свете. Когда же снималось напряжение, а это, как правило, были игровые ситуации, многие из них вдруг раскрывались с самой непредсказуемой для них самих стороны. Такое открытие себя приводило к пониманию того, как много они теряют и проигрывают как личности, оставаясь в привычной профессиональной маске. Бытующее представление об учителе как человеке строгом, требовательном, воспитывающем многими принимается как ценность педагогической профессии. Сам он часто стремится соответствовать этому представлению, так как оно дает возможность руководить, направлять, воспитывать, основываясь на принципе «я знаю, как надо» (вести себя, учиться, жить). Человек, занимающий такую позицию, взваливает на себя огромную ответственность, ибо сам должен соответствовать образцу «как надо» (а в разные времена и среди разных слоев общества это «как надо» не совпадают) и ожидать того же от окружающих. А это — всегда большое физическое, эмоциональное и нравственное напряжение.

Освобождаясь от стереотипов

Чтобы его сбросить, учитель, как правило, использует две тактики: либо нападение, либо защита. «Большинство из нас,— пишет Дж. Джампольски,— цепляется за представление о том, что именно нападение позволяет нам достичь желаемого результата. Мы склонны забывать, что «нападение» и «защита» не принося т внутреннего равновесия… Нападение — это нечто иное, как проявление страха, а страх — это в сущности призыв о помощи». Защита тоже замешана на страхе: человек боится обнажить себя, боится проникновения чужеродных воздействий, которые могут его расшатать, лишить привычного спокойствия. Поэтому он постоянно «начеку» в общении, в деятельности, на работе и дома, в кругу друзей и знакомых. Нападающий и защищающийся склонны изменять окружающих, а не самих себя. Поэтому им подходит способ восстановления «за счет других», а не «за счет себя». Но этот путь, как мы отмечали в предыдущей статье о саморегуляции, непродуктивный, тупиковый, приводящий человека в постоянную зависимость от меняющихся обстоятельств.

Педагог, желающий встать на путь осознанной саморегуляции, стремится все больше «уходить» от собственной «педагогичности», открывая в себе многочисленные грани гармоничного общения и совместной деятельности с окружающими. Разумеется, это не означает, что мы призываем отказаться от профессионального кредо в своей деятельности. Мы зато, чтобы педагог расширял границы своего мастерства. Но надо уметь и освобождаться от привычных стереотипов общения и деятельности. Легко и свободно сбрасывать свою профессиональную одежду, оставаясь мамой (папой), женой (мужем), подругой, бабушкой, наконец, самим собой.

Как выйти из роли?

Предлагаем несколько простых вариантов.

«Рюкзак». За один день работы вы накопили большой «рюкзак» разных проблем. Он тяжелый, оттягивает плечи. Знаете, что? Оставьте-ка его до утра в школе! Выходите налегке. Почувствуйте состояние освобождения. «По дороге домой». Обратите внимание на что-либо, радующее сердце. Поищите, и вы обязательно найдете удивительное в природе, людях, животных. Получите удовольствие от этого состояния и запомните его. Возвращайтесь к нему как можно чаще. «На пороге дома». Остановитесь у двери и приготовьтесь к встрече со своими самыми близкими людьми. Они ждут вас. Постарайтесь в первые минуты не обращать внимания на бытовые неурядицы. Они вторичны. Принесите домашним свое внимание, любовь и в ответ получите взаимность. Не скрывайте свою усталость, близкие поймут и поддержат вас. «Зеркало». Понаблюдайте за собой со стороны: продолжаете ли вы учить и делать замечания своим домашним? Умеете ли вы слышать другое мнение, иную точку зрения? Категоричны ли вы в своих суждениях?

А теперь спросите себя: как часто я говорю своим домашним приятные, ласковые слова? Могу ли я вместо нравоучений посочувствовать сыну (дочери), услышать и понять его (ее) проблему? И наконец — позволяю ли я себе быть раскованным и естественным? Каков я в этом состоянии? Возможно, эти упражнения и принесут желаемый результат. Скорее всего, вы найдете и свои способы сбрасывать напряжение. Просто понаблюдайте и не бойтесь быть самим собой!

Татьяна Фролова, к.пед.н., методист ЦПМСС «Взаимодействие»
Журнал «Директор школы», № 2, 1998


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  2. Мы за кого?
  3. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
  4. Споры вокруг «анималотерапии»
  5. Ксенофобия и толерантность
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Весьма нетактично предаваться покаянию, когда другие уже озираются в поисках новых грехов.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты