В ЦПМСС «Взаимодействие» завершают свою работу логопедические и психологические группы, открытые в рамках проекта доктора психологических наук Александра Николаевича Корнева. Со следующего года планируется продолжение данной работы, а в настоящее время специалисты отметили первые положительные результаты у детей, входящих в состав групп. В Центре «Взаимодействие» с сентября месяца активно велась работа по проекту доктора психологических наук Александра Николаевича Корнева, специализирующегося по проблеме дислексии у детей, «Ранняя диагностика – раннее вмешательство». Эта проблема, на сегодняшний день, является весьма актуальной и чрезвычайно социально острой. Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый ребенок, имеющий стойкие трудности в освоении чтения: - Задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию;
- Дезориентация в пространстве, дезорганизация;
- Трудности с восприятием информации;
- Трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;
- Синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.
Под руководством А. Н. Корнева была разработана инновационная программа психолого-логопедического сопровождения детей, имеющих трудности в освоении чтения. В ходе реализации данной программы было проведено диагностическое скрининг-обследование, углубленная диагностика и открыты коррекционные группы для детей, попадающих в группу риска по дислексии. В октябре месяце заключились договора с детскими садами ЮАО №№ 1244, 654, 60. Реакция на проведение данного мероприятия у администрации образовательного учреждения, воспитателей и родителей была положительной: администрация и воспитатели детских садов были признательны Центру за то, что именно они принимают участие в проекте. Родители также были довольны, что в их группах проводится данное мероприятие. В ноябре в детских садах, участвующих в проекте, прошла скрининг-диагностика, направленная на выявление детей, попадающих в группу риска по дислексии. Целью данной скрининг-диагностики было раннее выявление факторов риска дислексии и дисграфии. Обследование провели учителя-логопеды и педагоги-психологи Центра. В процессе скрининг-диагностики выявлялись когнетивное развитие ребенка, графомоторные навыки, речевая активность, поведенческие особенности ребенка. В декабре заканчилась скрининг-диагностика, направленная на выявление детей, попадающих в группу риска по дислексии. Специалистами Центра было обследовано около 150 детей старшего дошкольного возраста. Совместно педагогами-психологами и учителями-логопедами были составлены карты скрининг-диагностики детей, участвующих в эксперименте. По результатам проведенного исследования были выявлены дети, которым рекомендована углубленная диагностика. В январе по результатам скрининг-диагностики, учителя-логопеды и педагоги-психологи совместно с А. Н. Корневым провели отбор детей, имеющих трудности по дислексии, в коррекционные группы. Также были подобраны программы, методы и приемы работы с детьми, попавшими в группу риска. С 01 февраля 2010 года началась коррекционо-развивающая работа с детьми по проекту А. Н. Корнева в детских садах ЮАО. Коррекционно-развивающие занятия проводились педагогами-психологами по программе «МОЗАИКА», целью которой является формирование следующих когнетивных способностей: - Тонкую координацию движений пальцев;
- Способность к зрительно-моторной координации;
- Ориентировку в двухмерном пространстве;
- Способность к конструированию по образцу;
- Сукцессивные способности;
- Умение действовать по плану и в соответствии с образцом;
- Количественные представления.
Учителями-логопедами проводились занятия с детьми, направленные на обучение детей чтению полуглобальным методом. Принцип обучения по данной методике заключался в усвоении слогов как целостных единиц опознания с самого начала обучения. Работа проводилась каждым специалистом 1–2 раза в неделю по 30 минут небольшими группами по 6–9 человек. В течение следующих 3 месяцев – марта, апреля, мая — активно продолжалась коррекционно-развивающая работа по проекту А. Н. Корнева «Профилактика нарушения чтения». Работа велась по двум направлениям – психология и логопедия. У детей, участвующих в проекте, посещающих занятия, появились следующие положительные эффекты: - Дети научились делить слова на слоги, выделять первый и последний звук в слове.
- Также проводилась большая работа по развитию фонематического слуха (Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного) у детей, и наблюдаются первые положительные результаты.
- В логопедических группах в работу включилась игра «Домино», основной целью которой является обучение детей полуглобальному методу чтения. Дети очень быстро включились в эту игру и дают первые положительные результаты, достигающие цели, которые преследует данная программа.
У детей, посещающих психологические занятия также наблюдались следующие изменения: - Улучшился навык распределения внимания и произвольной регуляции деятельности.
- Повысился уровень наглядно-действенного мышления.
- Дети научились принимать правила группы, улучшились взаимоотношения в группе.
- Прошла активная работа по развитию познавательных процессов и гармонизации эмоционально-волевой сферы, которая уже дала первые положительные результаты.
- Также дети научились пошагово выполнять предложенные им задания, контролировать себя в процессе занятий в группе, а также справляться со своими эмоциональными всплесками.
Родители и воспитатели также заметили первые положительные эффекты от проведенных занятий. Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - О важности подбора текстов для чтения
- Исследование качества чтения и понимания текста
- Подводим итоги первого года работы групп по проекту «Коррекция нарушений чтения»
- Договоры с детскими садами ЮАО
- Завершение скрининг-диагностики в детских садах ЮАО
|