Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Адаптация учащихся к школе. Как сделать ее успешной
Адаптация учащихся к школе. Как сделать ее успешной Версия для печати Отправить на e-mail
(8 голосов)
31.08.2010

Начался новый учебный год. Сентябрь – очень сложный месяц, как для учеников, так и для педагогов. После продолжительного отдыха включаться в напряженную работу далеко не просто. Особенно тем, кто впервые приходит в школу (1класс) и тем, кто оказывается в новой ситуации обучения (5, 10 классы). Им необходимо перестраиваться, приспосабливаться к новым условиям деятельности, новым требованиям педагогов и нередко к новому классному коллективу.

Ситуация новизны для любого человека является в определенной степени тревожной. Она нередко сопровождается состоянием внутренней напряженности, страха и затрудняет процессы интеллектуальной и личностной активности.

Педагогу важно это учитывать, приступая к работе, и помочь учащимся быстрее и спокойнее включиться в школьную жизнь.

Самая первостепенная задача состоит в том, чтобы у ребят возникла и сохранилась положительная мотивация к процессу учения. Этому будет способствовать создание доброжелательной атмосферы на уроке, при которой каждый может, не боясь, высказать свою точку зрения, принять мнение одноклассника, обсудить волнующие вопросы.

Очень важно использовать накопившиеся у ребят за лето личные впечатления, опыт общения с окружающими. Учителю при этом следует обращать внимание на умение учащихся выделять наиболее важные и ценные для его личности аспекты «летней жизни». Переход к серьезному познавательному материалу может успешнее проходить благодаря использованию различных творческих форм деятельности: демонстрации фото и видео сюжетов и фильмов, рассказов о собственных наблюдениях и открытиях в окружающей жизни, природных явлениях, проведении различного типа конкурсов и пр.

Наряду с общими для всех возрастов задачами адаптационного периода, существуют и специфические задачи для классов переходного периода (1,5, 10 классы). Для каждой возрастной группы они особенные.

Первый класс:

  1. Помочь ребенку выработать позицию школьника; поэтому важно показать различие позиций «школьник – не школьник».
  2. Ввести понятие оценки, самооценки, различные их критерии.
  3. Подготовить родителей к новой роли – родителя школьника.

Пятый класс:

  1. Принятие новой позиции – ученик основной школы: адаптация к «разноголосице» требований разных педагогов, освоение принципов самоконтроля.
  2. Выработка способности к индивидуальной и коллективной деятельности. Возможности «полоролевого» взаимодействия.

Десятый класс:

  1. Принятие позиции – ученик старшеклассник: развитие самостоятельности и творческого поиска в учебе и внеклассной деятельности.
  2. Поиск личностного смысла и мотивации учения.
  3. Участие в выработке норм жизни класса и школы.
  4. Освоение специфики мира юноши и девушки.

В первые недели сентября можно использовать следующие формы работы:

Знакомство:

  1. Назови свое имя и имя соседа по парте (на следующей парте) (« Я – Оля, рядом со мной сидит Вова). Усложнение задания (когда все представились): назовите всех сидящих на 1-ом, 2-ом, 3-ем ряду.
  2. Снежный ком: называется имена предыдущих ребят, а потом свое.
  3. Знакомство по временам года: встаньте те, кто родился осенью, зимой, весной, летом. Вопрос: Какие имена в нашем классе чаще встречаются осенью, зимой, весной, летом? Какой цвет волос преобладает у одноклассников, родившихся в одно время года? И др.
  4. Если у кого-то день рождения, называется имя и предлагается подобрать эпитеты на первую букву имени, на вторую, третью и т. д. Дарится имениннику целый букет эпитетов.

Обмен летними впечатлениями:

  1. Больше всего летом мне запомнилось… Дать короткий ответ (как мы ездили на рыбалку, встречали восход солнца, преодолевали аномальную жару и пр.)
  2. Кто заметил в себе изменения за это лето? (подрос, стал выносливее, научился ставить палатку и разводить костер и др.)
  3. Можно предложить рассчитаться на 1–5, чтобы получились группы 1-х, 2, 3, 4, 5-х номеров. Каждой группе предлагается сделать совместный рисунок под общим названием « Вот такое случилось лето!». Или показать пантомиму, изобразив забавную историю, или сочинить сказку про лето.

Можно обсудить идею проведения праздника «Подарки лета» (через неделю, две)

2 этап: Настройка на учебу в школе

  1. На листе бумаги каждый обводит контур левой руки. На изображении пальцев записываются 5 качеств, которые необходимы для хорошей учебы. Обмениваются с соседом по парте своими рисунками. Далее на доске, где сделан рисунок руки, обобщаются полученные результаты: Каких качеств больше записано за большим, указательным, средним, безымянным и мизинцем? Создается портрет руки «успешного ученика».
  2. Учащимся предлагается закончить предложение «Самое трудное для меня в школе…» или «В учебе для меня труднее всего…». Листочки сдаются выбранным аналитикам. Они выделяют наиболее часто встречающиеся трудности. Класс делится на 4 или 5 одинаковых групп. Им предлагается ответить на вопрос « Что надо сделать, чтобы преодолеть эти трудности?» Закончить обсуждение можно, спросив у ребят: «Что произойдет, если трудности исчезнут?» Для 10 класса можно изменить формулировку вопроса таким образом: «Зачем я учусь?» – дать не менее трех ответов. Листочки с ответами отдаются аналитической группе. Они выявляют совпадающие ответы и уникальные. Затем происходит обсуждение полученных результатов.
  3. Рисунок « Я в классе». Работа выполняется в свободном пространстве. Каждый выбирает себе удобное место и создает свой рисунок. Важно настроить ребят на творческий лад, выйти за пределы школьных стен. Кто хочет, может поделиться своими результатами. Но настаивать не следует, это индивидуальная работа.
  4. Коллективный рисунок класса «Наш класс». Можно предложить ребятам мелки, можно фломастеры. Если класс большой, можно делать групповые рисунки, если небольшой – общий рисунок класса. Происходит сбор идей – какой избрать образ класса. Можно задать образ. Например, большой дом, муравейник, остров и пр. Важно поселить в них каждого члена коллектива.
  5. Обсуждение можно провести, используя следующие вопросы: Что я могу сделать, чтобы мне было хорошо в классе? Что необходимо сделать всем нам, чтобы каждому было хорошо в классе? Для учеников 10 класса можно продолжить тему « Я и школа», « Школа для меня и я для школы»

Все перечисленные формы больше касаются внеурочной деятельности. Учителя – предметники, обращаясь к программному материалу, также могут использовать творческие формы работы. В этом случае включение в учебную деятельность будет проходить более эффективно, у детей проявится интерес к предмету и процессу познания.

Использованы материалы сборника «Адаптационный период в школе. Смысл, значение, опыт. 32 средняя школа г. Риги 1998г.


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Занятие на «Территории взаимодействия»
  2. Школьная адаптация леворукого ребенка. Рекомендации родителям
  3. Готов ли Ваш ребенок к школе?
  4. Как сделать учебу интересной?
  5. Мы за кого?
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Имей в виду, что любой день может оказаться для тебя последним.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты