Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Чего больше всего боится учитель?
Чего больше всего боится учитель? Версия для печати Отправить на e-mail
(14 голосов)
11.03.2011

Обычно психологи и педагоги обращают внимание на детские страхи, связанные с обучением в школе. И в этой связи часто употребляется термин «школьная фобия», подразумевая под ним постоянное ожидание школьниками неуспеха, плохого отношения со стороны педагогов и одноклассников. И вообще боязнь школы, нежелание посещать ее.

Но вот о фобиях и страхах учителей в психолого-педагогической литературе говорится крайне редко. Упоминаются интернет-компьютерная фобия, боязнь встречи с родителями учеников, а ведь перечень педагогических страхов, опасений и тревог гораздо длиннее.

О понятиях «страх» и «фобия»

Вспомним, что же такое фобия и страх?

Страх — это отрицательная эмоция, направленная на источник действительной или воображаемой опасности и возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека. Страх возникает при предвосхищении опасности. Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее эмоциональное состояние называется тревогой. Функционально умеренный страх даже полезен, так как предупреждает человека о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать возможность избежать неприятностей.

Фобия является навязчивым неадекватным переживанием страхов конкретного содержания, охватывающих человека в определенной обстановке. Она сопровождается вегетативными дисфункциями (сердцебиение, обильный пот, дрожь в коленях, побледнение лица, пропадание голоса, «сосание» под ложечкой и т. п. При невротических фобиях человек, как правило, осознает необоснованность своих страхов, относится к ним как к болезненным и субъективно мучительным переживаниям, которые он, однако, не в силах контролировать. Невротические фобии, как правило, являются своего рода «клеткой», в которую невротик прячется от неразрешимого для него конфликта, они возникают обычно у людей с развитым образным мышлением и в то же время с известной душевной инертностью, вегетативной неустойчивостью.

Чего больше всего боится учитель?

Основным свойством учительских фобий является их ограничивающая функция по отношению к собственной педагогической деятельности. Страдающий фобией педагог избегает определенных ситуаций и этим содержательно ограничивает свою работу. Но, по его мнению, избавляет себя от негативных переживаний, перегрузок, И облегчает себе жизнь. То есть фобия служит своего рода психологической защитой.

Чего же больше всего боится учитель? Пожалуй, мы не ошибемся, если скажем: потери своего авторитета. Эта боязнь принуждает его сознательно избегать определенных ситуаций. К ним можно отнести опасения ошибок и неудач, несостоятельности, превосходства учащихся (коллег), активности учащихся, естественности, страх быть непонятым, критики, обмена опытом.

Довольно часто учителя с опаской, а то и враждебно относятся к критике в свой адрес, даже доброжелательной, и боятся открытой оценки собственных действий учащимися, родителями, администрацией школы. Они не позволяют им открыто высказывать свои претензии, демонстрируя страх обратной связи, рассматривая критику результатов своих действий как критику личности

Опасаясь ошибок и неудач, педагогизбегает ситуаций, в которых он вынужден признать или исправить свою ошибку. Как помочь педагогу избавиться от такого страха? Это не простая задача. Здесь многое определяется тем, какова традиция отношения к ошибкам в школе. Если профессиональная ошибка рассматривается как негативный факт, которого не должно быть, то избавиться от этого страха, конечно, очень сложно. Если же ошибка рассматривается как естественное явление, основной источник не только индивидуального, но и группового опыта, то возможно использование совершенной ошибки в позитивных целях, для улучшения своей деятельности или организации действий учащихся.

Многие согласятся, что юмор (самоиронию) можно назвать профессионально значимым качеством педагога и одним из универсальных педагогических средств. Тем не менее довольно часто встречается боязнь юмора. Иной учитель всячески избегает шуток над собой, сильно нервничает, если оказался в смешном положении. Боясь «потерять лицо», он пресекает любые проявления юмора у учащихся, считая, что обучение не может быть веселым: не позволяет шутить другим и сам искусственно пытается выглядеть строгим, сурово относится к детям, создавая между ними и собой стену. Конечно, чувство юмора достаточно трудно развить, и здесь многое зависит от того, насколько оно присуще руководителю школы. Директор, наделенный умением понять и оценить смешное, сможет привить это весьма полезное качество и своим подчиненным.

Боязнь потери авторитета приводит и к страху несостоятельности: педагог избегает ситуаций, в которых обнаруживаются его пробелы в каком-либо аспекте профессиональной деятельности. При этом стоит дифференцировать несостоятельность предметную (не может ответить на трудный вопрос) и процессуальную (не в состоянии контролировать дисциплину и т. д.).

Со временем страх несостоятельности может перерасти в фобию превосходства учащихся. Известно, что хорошего учителя ученики нередко в чем-то превосходят, однако многие педагоги панически боятся — вдруг окажется, что школьники знают больше, чем он, делают что-либо лучше него. Так возникает фобия превосходства учащихся и боязнь одаренных учащихся. В наше время такие ситуации встречаются все чаще, так как информационные технологии дают детям определенное преимущество в получении информации, которой педагог в силу загруженности и отсутствия доступа не владеет. Нетрудно предположить, что такие явления будут нарастать.

Большинство педагогов не отрицают важность принципа активности личности в воспитании и обучении. Однако не все этот принцип реализуют на практике. А причина в том, что активность учеников порой пугает учителя. Он боится, что это помешает ему эффективно управлять классом. Нарушится разработанная им схема урока, снизится дисциплина, которая часто является значимой профессиональной ценностью. В основе такого опасения часто лежит неприятие неопределенности, которую порождает непрогнозируемая активность школьников.

Иные учителя считают, что они должны скрывать от учеников свои настоящие чувства и эмоции, дабы не потерять авторитет. И здесь опять-таки многое зависит от традиций школы: от того, принято ли здесь выражать свои чувства открыто или, напротив, принято скрывать их? Последнее и порождает боязнь ситуаций естественного выражения чувств, и тогда общение педагога с учащимися носит формальный характер, он постоянно держит дистанцию, надевает маски «холодности», «строгости», «неприступности» и т. д.

Уверенные в себе педагоги охотно делятся своим опытом и принимают помощь коллег, а вот для людей с пониженной самооценкой характерен страх профессиональной коммуникации. Преодолеть такой страх возможно, опираясь на групповые методы работы, совместного с коллегами выполнения определенной деятельности (например, проведение интегрированного урока двумя учителями, объединения педагогов с определенной целью, скажем, воздействия на конкретного ученика).

Особо благоприятную почву для возникновения всевозможных страхов представляют конфликты, без которых не обходится школьная жизнь. Здесь все зависит от отношения учителя к ним. Если он считает, что конфликты играют только негативную роль и их разрешение представляет собой не продуктивный компромисс, а лишь победу одной (часто неправой) стороны над другой, у него возникает боязнь конфликтов. Сомневаясь в своей «победе», он не пытается разрешить возникший конфликт, а «уходит» от него. Директор школы может помочь педагогу преодолеть эту фобию, если наглядно покажет возможность их конструктивного разрешения.

В школьной практике часто встречаются ситуации, когда у педагога возникают сложности в общении как с целым классом, так и с отдельными учениками. Скажем, ему достался класс с низким уровнем знаний и плохой дисциплиной. Или в классе кто-то из учеников ведет себя особенно вызывающе, постоянно раздражает учителя. Возникает паническая боязнь «трудного» класса или «трудного» учащегося. Учитель не пытается выяснить мотивы поведения, а стремится любой ценой избавиться от «трудного» ученика (или класса). Отказывается вести уроки в этом классе или настаивает на исключении доставшего его школьника, переводе в другую школу.

Боязнь неопределенности, которая характерна для многих педагогов (и не только их), может привести к устойчивому страху новых ситуаций. Так, педагог испытывает сильное напряжение перед встречей с новым классом, ведением нового учебного предмета, факультативного занятия. Он не может изменить привычный ход урока и поэтому упорно отказывается от любых инноваций. Преодоление такого страха возможно лишь тогда, когда педагог реально ощутил положительное влияние новой ситуации (например, станет вести курс по выбору, позволяющий ему поделиться своими увлечениями).

Встречаются случаи, когда педагог испытывает боязнь использования определенного метода или технологии. Чаще всего такой страх вызван трудностью для него этого метода, неуверенностью в своих силах, либо он боится, что снизится качество образовательного процесса.

В педагогической литературе говорится о присущей сейчас многим учителям фобии компьютерного обучения. Также имеют место фобии проблемного, развивающего обучения, коллективного способа обучения и др. Преодоление их возможно в ситуации обмена опытом по внедрению педагогических методов и технологий, посещения уроков коллег, использующих избегаемый учителем метод (технологию), показа его возможностей в решении проблем конкретного учителя.

Материал подготовила Татьяна Васильевна Фролова кандидат педагогических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие». Использован текст статьи Тюнникова Ю. С., Мазниченко М. А., «Страхи педагогов» в журнале «Директор школы» № 1, 2005 г.


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Занятие на «Территории взаимодействия»
  2. Как реагировать на неожиданности, возникающие во время ответа у доски
  3. Как бороться с детскими страхами?
  4. Готов ли Ваш ребенок к школе?
  5. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Тот, кто несет фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идет следом.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты