Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow О нас arrow Новости arrow Послесловие конференции, приуроченной к 15-летию Центра
Послесловие конференции, приуроченной к 15-летию Центра Версия для печати Отправить на e-mail

Фото VII Конференции 23 марта 2011 г. состоялась наша традиционная конференция, которая в этом году была приурочена к 15-летию Центра «Взаимодействие». Тема, вынесенная в её название, хотя звучала, возможно, для многих общо, но актуальность проблемы адаптации/дезадаптации современных детей является для Центра каждодневной реальностью. И именно этот запрос выдвигается образовательными учреждениями Округа, направляющими своих учащихся на приём к специалистам Центра.

То, что тема острая, подтверждалось и неподдельным интересом коллег из разных учреждений Москвы, которые пришли на конференцию, и составом непосредственно выступающих.

В первой части конференции на основе технологии «Калейдоскоп» ведущие специалисты Москвы представили факты, указывающие на нейробиологические, физиологические, ментальные, психологические изменения у современных детей и подростков.

Шевченко Юрий Степанович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапиии медицинской психологии РМАПО, специалист в области детской психиатрии нашёл точную метафору, определяющую междисциплинарную позицию специалистов — это четыре «сторожевые башни», охраняющие жизнь детей: их физическое, психическое, психологическое здоровье и социальное развитие.

Мудрик Анатолий Викторович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования, специалист в области социальной педагогики участвовал в конференции заочно, однако его выступление нашло горячий отклик у слушателей, т. к. явно соответствовало позиции большинства, и верно обозначило причины адаптации/дезадаптации современных отроков.

 

Ахутина Татьяна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ, специалист в области логопедии и нейропсихологии именно с этих позиций пояснила причины явлений адаптации/ дезадаптации и напомнила о неравномерности развития компонентов ВПФ у каждого индивида, и это в условиях повышенных требований к образованию «приводят к тому, что слабые звенья функциональных систем не компенсируются сильными, ребенок не может адаптироваться к социальным требованиям».

Кузнецова Людмила Вениаминовна, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой специальной и клинической психологии РГСУ, специалист в области специальной психологии отметила, что "риск дезадаптации лежит как в характеристиках социума (прежде всего микросоциума), так и в атипичности ребёнка, и, отказываясь от фиксированного описания его недостатков, следует выявлять проблемы окружающей среды и создавать гибкий педагогический контекст учреждения.

Сакович Наталья Александровна, кандидат психологических наук, ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии АПО г. Минска (Республика Беларусь), специалист в области детской психотерапии выделила «приметы» современного детства.

На суд спикеров были вынесены видеосюжеты, рассказывающие о некоторых особенностях современных отроков. Все специалисты однозначно оценили их со своих позиций как проявления дезадаптации, однако всеми же была высказана мысль, что дети чувствуют себя несчастными как раз в тех ситуациях, когда взрослым кажется, что всё хорошо. Да и вообще, видеосюжеты оживили всех присутствующих и способствовали начавшейся стихийной дискуссии, о том, что есть правильно в нашем взрослом оценивании: может быть это старый как мир вопрос об отношениях «отцов и детей»?

 


 


Именно это и констатировали приглашённые аналитики: Толстых Наталья Николаевна – доктор психол. наук, зав кафедрой социальной психологии МГППУ и Бурмистрова Екатерина Викторовна – кандидат психол. наук, зав. кафедрой психологии безопасности МПСИ. Хотя надо сказать, что их высказывания были не слишком однозначными, и это свидетельство того, что вопрос адаптации/дезадаптации скорее является на сегодняшний день условным, и лишь подчёркивает нашу взрослую беспомощность перед фактом огромной детской мимикрии, с которой мы, хоть и являемся хорошими специалистами, справляемся не очень хорошо.

Кстати, вторая часть конференции это положение вещей как раз и подтвердила. Свои технологии представили Битянова Марина Ростиславовна, кандидат психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии МГППУ, директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», специалист в области психологии образования и социальной психологии и Семенов Виктор Владимирович, кандидат психологических наук, член-корреспондент РАЕН, директор Института групповой психотерапии и социального проектирования, специалист в области психотерапии.

И если технология Большой психологической игры (Битянова М. Р. и соавторы) достаточно известна и используется психологами образования, то Технология психодраматистов, которую представляли ученики В. В. Семёнова, вызвала шумное неодобрение всего зала и неопределённую и даже местами негативную оценку экспертов: Савченко Игоря Анатольевича – кандидата психологических наук, директора ЦПМСС детей и подростков, Краснова Сергея Ивановича – кандидата педагогических наук, зав. лабораторией проектирования и технологий инновационной деятельности НИИ инновационной деятельности РАО. А ведь данные технологии представлялись как методы, способствующие восстановлению и развитию адаптационного потенциала детей и подростков. И это опять к вопросу: правильные ли мы, специалисты, предпринимаем действия, считая, что дети дезадаптивны?

Конференция не искала ответы и не ставила вопросы. Она констатировала факты.

Самой конференции предшествовала кропотливая работа в рамках исследовательского проекта, в котором принимали участие все специалисты Центра: анализировали данные непосредственно своей деятельности, собирали информацию о состоянии различных аспектов развития детей в стране, обобщали научно-исследовательский материал. Результатом этой подготовительной работы стала электронная книга о современном детстве, и она была представлена всем присутствующим. Данные, собранные в ней, ясно указывают на специфику детства в нашей стране, жаль лишь никто не оценит нашей кропотливой работы и не сделает выводов при сегодняшнем процессе «модернизации» образования.

Тот факт, что нынешние дети изменились очевиден. На вопрос, что стоит за этими изменениями, и попыталась ответить конференция. Мы, взрослые, считающие себя специалистами в области детства, «снимаем перед ними шляпу» и подтверждаем: адаптируются дети к постоянно меняющемуся миру и в этом всегда есть необходимость. И давайте будем им помогать, а не мешать!

Помните Экзюпери: «Одни только дети знают, чего ищут» и «Зорко одно лишь сердце…. Самого главного глазами не увидишь». Пусть это будет главным для всех, кто считает Детство своей работой, будем зоркими.

Автор Блудова Алевтина Анатольевна методист ЦПМСС «Взаимодействие».


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Как помочь ребенку с домашним заданием?
  2. Как накормить ребенка или «трапеза как поле битвы»
  3. Как развивать способности ребенка в раннем детстве?
  4. Что делать, если ребенок ленится?
  5. Как родителям организовать досуг ребенка?
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Данное обсуждение закрыто.

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса!
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты