Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная
Признаки «дедовщины» в школе Версия для печати Отправить на e-mail
(12 голосов)
11.05.2011

В последнее время много говорится и пишется о «дедовщине» в армии и на флоте, о криминализации в обществе. Но откуда все это берется? Этот вопрос, наверное, хоть однажды задавал себе каждый. Эти люди учились в наших школах, учились у наших учителей и, наверное, школа тоже вносит свой вклад в это дело.

Первый вывод, который я сделала — проблема школьной «дедовщины» совершенно не изучена и является белым пятном в педагогике и психологии. Если бы кто-нибудь меня раньше спросил по поводу «дедовщины» в школе, то я бы ответила отрицательно. Я была в этом уверена на все сто процентов. Испытав шок, изучая данный вопрос, я с ужасом говорю: «Школа живет по законам зоны». И это действительно так.

Криминальная субкультура. Есть ли она в школе?

Зайдите, например, в туалет школы, в некоторые ее классы и вы увидите исчерпывающие сведения о том, «кто есть кто»: Коля Ветров — «плебей». Толя Семенов — «бык», Сережа Круглов — «пацан», а Веня Астахов — «чушка» и т. д. Думаю, многие видели эти и другие «шедевры» настенной, «напартной» и «назаборной» печати или татуировки ребят; слышали, как они обращаются друг к другу не по имени, а по кличкам, говорят друг с другом на своем «языке».

Непосвященный человек не обратит на это внимания. Подумаешь, детские шалости. Но чаще всего это тревожный сигнал о неблагополучии, свидетельство того, что в данном учебном заведении существует криминогенная обстановка. Может быть, даже уже действуют криминогенные сообщества со своими нормами, ценностями и атрибутами. В науке это называется асоциальной или криминогенной субкультурой

Криминальная субкультура отличается от обычной подростково-юношеской субкультуры асоциальным и криминальным содержанием, ярко выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей. Благодаря своему эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, она легко усваивается и быстро распространяется прежде всего в среде педагогически запущенных подростков и молодежи. В обычных условиях местами ее функционирования являются школьные туалеты, подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные скверы, отдельные строения, а также потаенные места, слабо контролируемые официальными властями. В каждом населенном пункте может быть несколько таких мест, известных подросткам и молодежи.

В условиях всеобщей неудовлетворенности жизнью приобщение к криминальной субкультуре проходит сравнительно быстро и является способом компенсации неудач, постигших подростка и молодого человека в системе отношений: в семье, школе, профессиональном училище, армии, трудовом коллективе.

Что же такое «дедовщина»?

Суть «дедовщины» заключается в постепенном превращении «чужого» (новичка), вступающего в данное сообщество, в «своего». При «дедовщине» главный критерий такого превращения из «чужого» в «своего» — это срок нахождения лица в данном сообществе. Так, в армии «своим» становится солдат отслуживший год после перехода в категорию «черпак», в училище обучающийся становится «своим» на втором курсе обучения. Совсем «своим» становится солдат, прослуживший в армии больше половины срока службы и получивший наименование «дедок». «Дедок» — еще не «дед», но уже и не «черпак», «дедом» он станет несколько позже. В училище совсем «своим» учащийся становится на третьем году обучения.

Это превращение «чужого» в «своего» сопровождается самой изощренной системой жестких испытаний (издевательств, унижений, избиений, поборов, выполнением тяжелой и «грязной» работы за «дедов»). Разные люди по-разному проходят эти испытания. Одни быстрее становятся «своими», занимая существующую позицию в общности. Их статус достаточно высокий; другие, неудачно прошедшие испытания («прописку»), отбрасываются вниз, в число отверженных.

«Дедовщина» зиждется на разнице возрастов новичков и «дедов». Еще Я. Корчак отмечал эту особенность: «Я убедился, что среди детей существует целая иерархия, где старший имеет право помыкать ребенком моложе его на два года (или хотя бы не считаться с ним), что самоуправство точно варьируется от возрастов воспитанников».

Таким образом, «дедовщина» имеет психологический механизм воспроизводства: пережитое в прошлом унижение, когда учащийся был новичком в данном сообществе, способствует стремлению взять реванш за эти унижения. При этом каждое новое поколение «дедов» старается вносить что-то новое в «дедовщину»: новые способы унижения, издевательств, поборов, притеснений новичков. Их заставляют покупать алкоголь или платить так называемый «алкогольный налог», новички не имеют права дружить с девочкой, если она приглянулась кому-то из «старичков».

Что происходит в школе?

Конфликты в школе между детьми, к сожалению, дело обычное. Но нередко они переходят в насилие, некоторые ученики становятся изгоями, что приводит к тяжелым психологическим травмам.

Самое тревожное, что к этому все притерпелись, и если борются, то не с насилием, а с обидчиками.

Среди некоторых родителей существует мнение, что когда дерутся в школе – это нормально. «Неприятно, если моего ребенка поколотят, но что поделать? Меня тоже колотили и, как видите, вырос. По крайней мере, нужно научиться сдавать сдачи» — типичные рассуждения многих взрослых.
Давать сдачи — это даже не удвоение насилия, а возведение его в квадрат. В школе всегда старшие бьют младших, а сильные слабых, и никогда — наоборот. Дать сдачи — значит, подвергнуться вслед за этим большему насилию, зачастую опасному для здоровья.
С целью изучения вопроса о том, как покончить с насилием в школе, я провела исследование — изучила мнение двух групп: учащихся (500 человек) и учителей (50 человек).

В анкете физическое насилие определялось как побои, единичные удары, «некомфортный физический контакт» и т. п. Словесное, или вербальное, насилие — это угрозы, оскорбления, обидные клички или попросту игнорирование.

55% учащихся заявили о том, что подвергались в той или иной форме физическому насилию. Но никто из них не обращался за медицинской помощью из-за чувства собственного достоинства.

Существует распространенное заблуждение, что большинство актов насилия происходит среди мальчиков. На самом деле это не так. Среди девочек насилия не меньше. 96% из опрошенных девочек подвергались той или иной форме насилия за пределами школьного здания, в плохо контролируемых местах. По мнению же учеников, и сами школы становятся все более опасными местами.

Мое предположение о том, что в школе есть все признаки «дедовщины», подтверждают данные анкетирования. Результаты превзошли все мои ожидания. Привожу анкету и итоговые результаты (в процентах).

Дорогой друг! Мы обращаемся к тебе с просьбой искрение ответить на наши вопросы. Поставьте знак «+» в той колонке, где ваш ответ совпадает с указанным:

Есть ли в школе:
Да
Нет
Не знаю
1. Деление на «своих» и «чужих»
72
17
12
2. Употребление алкоголя
39
51
12
3. Самоуправство (избиения, унижения новичков)
35
43
25
4. Постановка должников «на счетчик» (например, возврат взятых взаймы денег с процентами за каждый просроченный день)
20
42
42
5. Поборы (вещевые, продуктовые, денежные)
22
49
34
6. Азартные игры
38
52
25
7. Наличие «общих» девочек
26
30
44
8. Клички, прозвища
82
7
14

Можно ли говорить о том, что в данной школе есть «дедовщина»? Необходимо, конечно, более тщательное изучение этого явления. Но полученные данные свидетельствуют, что признаки этого явления безусловно присутствуют.

Общей, главной причиной наличия «дедовщины» в школе является, на мой взгляд, отсутствие в ней многокультурного образования. Как хотелось бы, чтобы в уставы школ был включен принцип многокультурностя, выраженный фразой: «Школа не дискриминирует на основе расы, религии, цвета кожи, пола, возраста, половой ориентации, национальной или этнической принадлежности, языковых, физических и умственных различий». Однако о педагогике толерантности в сегодняшней школе приходится только мечтать.

Что делать?

Учителя говорят о трех наиболее важных путях решения этой проблемы:

  • ужесточить дисциплину (60%);
  • улучшить надзор и контроль (47%);
  • обсуждать проблему насилия (54%);
Ученики полагают иначе:
  • за обсуждение проблемы — 64%;
  • ужесточить надзор требует 98%.

Конечно, ужесточение дисциплины необходимо. Насилие непременно должно быть объявлено несовместимым со школьными нормами. Но не менее важны и воспитательные усилия, которые должны сочетаться с контролем. Большинство взрослых респондентов утверждают: случаи детского насилия происходят в основном вне школьного здания, в плохо контролируемых местах. По мнению же учеников, и сами школы становятся все более опасными местами.

Вполне понятно, что школа не может разрешить политические, экономические, этнические и другие конфликты и проблемы, но она должна помочь нам, школьникам, понять, осознать и оценить нашу собственную культуру, культуру одноклассников, учителей, родителей, взрослых. При этом мы должны научиться видеть мирные пути решения проблем. Замалчивать в школе культурные проблемы и конфликты — значит, способствовать их воспроизводству в социальной среде. Кроме этого нужно учитывать и то, что существует такое понятие, как «скрытое содержание образования». Например, можно часто слышать: «Мальчики не должны обижать девочек». А что — они должны обижать мальчиков, взрослых, стариков? Правильнее научить ребенка понимать, что никто никого не должен обижать. Другой стереотип — «Девочки не дерутся», видимо, предполагает, что дерутся только мальчики? В этом случае также гуманней объяснить детям, что драка — не лучший способ разрешения конфликтов, и дерется тот, кто не знает, как рационально разрешить проблему. То же самое можно сказать о стереотипах «Так девочки себя на людях не ведут», «Так мальчики себя на людях не ведут», ибо нормы поведения, законы, регламентирующие поведение человека в обществе, не адресованы отдельно мужчинам и женщинам: перед законом все равны.

Некоторые выводы

Криминализация школьной среды — это социальное явление, корни которого глубоко в истоках нынешнего состояния страны. Школа постепенно становится зоной самой большой опасности.

Десятки показателей характеризуют школу — успеваемость, наполняемость, «выпускаемость», но все они ничего не стоят, если хотя бы один из нас идет в нее с опаской. Школа должна научить нас быть добрыми. Можно только сожалеть, что ни многочисленные научно-исследовательские учреждения в своих бесчисленных статьях и трактатах, ни педагоги на своих совещаниях всерьез не обсуждают этот злободневный вопрос о школьной «дедовщине».
Поэтому хочется верить, что моя работа внесет незначительный вклад в решение данной проблемы.

 Ольга Никонова, Частинская средняя школа Пермской области. Научный руководитель — Григорьев Ю.Г


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Занятие на «Территории взаимодействия»
  2. Готов ли Ваш ребенок к школе?
  3. Поговорим о тестах… с психологом
  4. Как сделать учебу интересной?
  5. Начала работать «Школа юного волонтера»
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Бурное море свободы никогда не бывает без волн.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты