Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Изучаем особенности отношений в классе
Изучаем особенности отношений в классе Версия для печати Отправить на e-mail
(8 голосов)
02.11.2011

В работе классного руководителя есть много нюансов. И прежде всего они связаны с пониманием того, какие отношения складываются у ребят во вверенном учителю классе. Составить общую картину отношений в классе очень важно для построения педагогически правильного взаимодействия с учениками. И помочь им выработать свою позицию по отношению друг к другу, окружающим взрослым. Предлагаем вам провести небольшой анализ того, что происходит в детском коллективе.

1. Подумайте и напишите хотя бы по три фамилии учеников Вашего класса, относящихся к следующим психологическим группам:
  • «ЗВЕЗДЫ» (ребята, наиболее популярные среди своих одноклассников, все с ними хотят общаться, дружить)
  • «ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ» (ребята, имеющие довольно широкий круг общения в классе)
  • «ОТВЕРГАЕМЫЕ» (ребята, которые сами бы хотели иметь друзей в классе, но никто с ними не хочет иметь дела)
  • «ИЗОЛИРОВАННЫЕ» (ребята, которые сами не проявляют никакой инициативы для общения с другими, к которым нет выраженного отношения в классе)
А теперь попробуйте проанализировать
  • во-первых, почему Вы отнесли того или иного ученика именно в эту группу;
  • во-вторых, каковы причины того, что он оказался в этой группе.

Сделайте это в виде заметок для себя. Можно сделать это напротив фамилий. Например:

  • «отвергаемые» — Лена Орлова- никогда не участвует в делах класса. Ребята подтрунивают над ней, говорят – не современная.
  • «предпочитаемые» — Денис Евдокимов- нравится девочкам. Он хорошо разбирается в компьютерах и помогает одноклассникам.

2. Есть ли в Вашем классе группировки? Какие отношения между ними? (Может быть при обдумывании этого вопроса вам помогут приводимые ниже схемы)

одна, довольно замкнутая группировка две основные группировки несколько маленьких группировок

3. Есть ли лидер в Вашем классе? Не просто наиболее популярный, общительный, легкий, а такой член класса, который оказывает серьезное влияние на одноклассников, который как бы олицетворяет для всех класс? За счет чего осуществляется его влияние?

4. Как можно охарактеризовать эмоциональную атмосферу в классе?

  • всем на все наплевать
  • легкое недоброжелательство
  • дух товарищества и отзывчивости
  • конфликты и ссоры

5.Как Вам кажется, в чем причины именно таких отношений между ребятами? Что можно предпринять, чтобы изменить эту атмосферу (если Вы, конечно, считаете, что это нужно делать)?

6.Как Вы думаете, какое из приведенных ниже суждений выберут большинство Ваших учеников:

  • наш класс самый дружный в школе
  • у нас достаточно дружный класс
  • наш класс не очень дружный
  • наш класс самый недружный и школе

7.Как Вы думаете, насколько Ваши представления совпадают с мнением ребят Вашего класса?

Ответив на эти вопросы, Вы получите свое первоначальное представление о характере отношений ребят в классе. Дальше Вам предстоит наблюдать за тем, насколько верны ваши первые выводы. И искать педагогически обоснованные шаги по гармонизации отношений. К примеру, как помочь «отвергаемым» и «изолированным» проявить себя в коллективе, что сделать для того, чтобы «звезды» светились при участии в общих делах класса. А не просто потому, например, что умеют привлечь внимание к себе за счет внешних данных или смелости суждений. Можно так же обсудить с ребятами различные темы, связанные с проблемами отношений. Например:

  • как предъявлять себя окружающим;
  • демонстративность личности – хорошо это или плохо;
  • что стоит за проблемой застенчивости;
  • как мы воспринимаем непохожего на большинство других и пр.

Желательно, чтобы к полученным на первом этапе результатам анализа классный руководитель обращался не один раз. А в конце учебного года он мог сравнить свои наблюдения с первоначальными. И сделать соответствующие выводы.

Материал подготовила Татьяна Васильевна Фролова, кандидат педагогических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие». Использованы материалы брошюры Е. М. Дубовской и И. М. Улановской «Учителю. Вопросы к себе» НПЦ «Коррекция» 1998 г.


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  2. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
  3. Споры вокруг «анималотерапии»
  4. Новый год – праздник положительных эмоций
  5. Почему он ничего не хочет?
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Самые лучшие мысли приходят по глупости.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты