Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Родителям arrow Интересные статьи arrow Словарный запас современного человека
Словарный запас современного человека Версия для печати Отправить на e-mail
(11 голосов)
15.05.2013

М. В. Ломоносов находил в русском языке «…великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Русский язык — один из богатейших языков мира. По последним статистическим данным, он насчитывает почти 500 тыс. слов, включающих в себя: и исконно русские, и устаревшие, и современные, и заимствованные из других языков.

 Для примера напомним, что «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля (1880 г.) насчитывает около 200 тыс. слов. Наиболее употребительными словами, согласно «Частотному словарю русского языка» под ред. Л. Н. Засориной (1977 г.), являются около 30 тыс. слов.

Интересно, что «Словарь языка Пушкина» под ред. В. В. Виноградова (1961г.), содержащий используемые классиком в своих произведениях, письмах и документах слова, содержит непревзойденный пока показатель — приблизительно 25 тыс. слов.

Словарный запас человека всегда служит весьма объективным показателем его образованности, уровня интеллектуального и культурного развития. Чем богаче и выразительнее речь человека, тем более глубокие мысли и тонкие оттенки чувств он способен передать.

Исследования ученных в области лингвистики показали, что диапазон «словарного запаса» разных людей с нормальным уровнем речевого развития очень велик – от 6 тыс. до 25 тыс. слов, что обеспечивает человеку возможность свободного общения на родном языке.

Очень важно при этом различать понятия «активный» и «пассивный» словарный запас. Первое — включает понятие, которое человек использует свободно, как в устной, так и в письменной речи. Пассивный словарь – это тот объем слов, который узнается и понимается, но не употребляется человеком. Как правило, последний в несколько раз превосходит первый.

Теперь уточним, что 6 тыс. слов — это пассивный словарь современного взрослого человека. Оказывается, активно в повседневной «обиходно-бытовой» жизни взрослый человек использует от 1,5 тыс. до 3 тыс. слов. Согласитесь, немного,  а как же обстоит дело со словарным запасом у детей?

Речь ребенка – это своего рода отражение речи окружающих его взрослых, она формируется и развивается под воздействием социума. Красивая грамотная речь не возникнет у ребенка «сама по себе, когда время придет». Речь заложена в человеке природой, лишь как потенциальная способность, и развивается она у ребенка только в результате «обучающего общения» со стороны взрослого. Всем известны описанные в литературе случаи, когда дети -маугли, выросшие в отрыве от цивилизации, не слыша человеческую речь, не смогли впоследствии ею овладеть. Ведь речь в животном мире присуща лишь человеку, и именно благодаря ей к человеку применимы такие понятия, как разум, сознание, ум, интеллект и др.

Безусловно, каждый сознательный родитель хочет, чтобы его ребенок получил хорошее образование, нашел свое место в жизни, был успешным, уважаемым человеком. Первой ступенью жизненного пути считается обучение в школе.

Требования современного образования предполагают наличие у детей, поступающих в школу, определенного уровня коммуникации. Замечено, что первокласснику в своем запасе необходимо иметь около 2,5 тыс. слов. Это тот минимум, который позволит ребенку начать успешное обучение в школе, в то время как «ядро речи» формируется у человека до 6-ти лет, и в дальнейшем, оно существенно не меняется. Мало кто из родителей задумывается, какую большую роль играет достаточный и правильно систематизированный словарь в овладении, например, грамотным письмом. Ведь для практического применения любого грамматического правила необходимо умение быстро (почти мгновенно!) подобрать проверочное слово. Подобрать, не заглянув в словарь, в интернет (времени на уроке на это нет), а из собственного словаря.

А какую роль играет хорошо развитая связная речь не только при общении со сверстниками, но и при ответах у доски на любом уроке, при написании изложений и сочинений, даже при овладении математикой, когда прежде чем решать задачу, надо прочитать и понять ее условие. Плюс ко всему, родителям нынешнего ученика необходимо учитывать современные стандарты системы образования, его интенсификацию, возрастающие с каждым годом требования к умениям ребенка, а также то, что все большая роль в освоении школьных наук, ложится на плечи самого ученика.

Часто можно слышать, что современные дети знают и умеют значительно больше, чем раньше. Действительно, большая часть правды в этом есть. Например, словарный запас среднего современного дошкольника насчитывает около 2 тыс. слов, что примерно на 500 слов больше, чем у сверстников в начале 20 века. Однако большее количество слов понимается, а не используется, то есть находится в пассивном запасе детей! В то же время активно употребляется зачастую 400–500 слов! Причем, «богато» представленными являются, как правило, отдельные темы из сферы интересов  (например, компьютерные игры).

Все чаще беспокойство родителей вызывает не только произношение звуков ребенком, но и развитие его связной речи. Частые жалобы родителей:

  • все понимает, а сказать не может;
  • не хватает слов для выражения мыслей;
  • «мысли бегут», а слова не подбирает;
  • использует очень мало слов, часто я его (ее) не понимаю;
  • часто повторяет одни и те же слова-паразиты «ну», «вот», «это»; часто использует не понятный взрослым сленг и т. д. и т. п. 

Причем беспокоить это многих родителей начинает только при поступлении в школу или при возникновении явных школьных трудностей. Но, напомним, что случилось это не вдруг, а складывалось с момента рождения ребенка, в результате нашего воспитания, обучения и собственного примера.

Уходят в прошлое традиции еще тридцатилетней давности — полноценное общение, чтение художественной литературы, активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе – ритм и запросы жизни изменились.

Таким образом, массовое распространение сейчас получили такие явления, как обеднение и упрощение индивидуального словаря, множество необоснованных заимствований из других языков, чрезмерное употребление жаргонизмов и вульгаризмов, обесцененной, нецензурной лексики.

Если взрослому человеку  для выражения собственных мыслей не хватает слов и сложно выразить какую-то идею, можно попробовать расширить, обогатить свой словарный запас. Красноречивыми не рождаются, всему можно и нужно учиться! Тем более, что речь Вашего ребенка во многом зависит от уровня развития Вашей собственной речи.

Как  происходит накопление «словарного багажа» ребенка, какие игры и упражнения способствуют благополучному развитию этого процесса, а что препятствует этому, мы поговорим подробнее в следующей статье.

 Гайнанова Оксана Владимировна, учитель-логопед СП «Чертаново» ЦПМСС «Взаимодействие»

Список литературы

  1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. Н. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004;
  2. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса детей.— СПб, 2007г.

Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Встреча киноклуба «Дети, которым не хватает внимания родителей»
  2. Была бы охота — будет ладиться работа
  3. О будущем столичного образования
  4. «Я сказала: «Стоять!»
  5. Как помочь ребенку с домашним заданием?
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Невежда — это человек, который не знает того, что вы только что узнали.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты