«Когда труд – проклятие, когда труд только неизбежное зло, когда труд только средство к существованию, когда лучшей целью человеческой жизни является освобождение от труда и когда на наших глазах сотни и тысячи бездельников живут богаче и счастливее трудящихся, тогда возникает в человеческом обществе идея «безбедного детства»». Похоже, что именно эти рассуждения выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко подслушали современные родители: «У нас не было, так пусть у моего ребенка будет»,— и приводят к воспитанию людей, уверенных в том, что «булки растут на деревьях, надо только не полениться подойти и сорвать». Труд – это не только путь к материальному благополучию, но это еще и этика человеческих отношений, это признание и уважение общества как человека делового, компетентного, знающего, настоящую цену трудовой копейке. Посильная трудовая нагрузка – единственная форма радостного детства. По большому счету в жизни человека настоящее удовлетворение приносят только две вещи: удовольствие творчества и удовлетворение от хорошо проделанной работы, признание ее результатов другими людьми. В духовной культуре народа всегда хранились передававшиеся из поколения в поколение сказания о славных деяниях, жизненном подвиге отдельных ярких личностей, оставивших след в памяти народа. Это те образцы поведения, на которых воспитывалась молодежь. Это — то воплощение духовной составляющей народной педагогики, которая обеспечивала стабильность и развитие данного народа, гарантию сохранения его индивидуальности, неповторимости в русле мировой культуры. То, что не давало народу деградировать. В русской культуре – это предания о русских богатырях, защищавших страну, жития святых и великомучеников русских, являвшихся образцом высоты духа и нравственности. И в основе жизнеописаний всегда особый акцент делался на те трудовые усилия, волевой компонент, которые человек затратил на достижение результата. Подобное характерно не только для русского народа, каждый народ имеет своих героев, в памяти каждого народа хранится информация о великих и значимых людях. Именно эти образцы нравственности и служения людям всегда предъявлялись молодежи для подражания, для выработки собственных правил поведения и нравственных принципов. Можно говорить о том, что труд влияет на формирование структуры потребностей человека, которая, в свою очередь, определяет его нравственные принципы и жизненную позицию. В основе любого общества лежит необходимость выполнения трудовых действий (сбор урожая, поддержание своего дома в чистоте и порядке, украшение своего жилища и т. д.), трудовой деятельности (создание и распределение общественного продукта). Таким образом, любое общество (в том числе и направленное на потребление) — это общество трудовое. Значение в этом обществе человека, ценность его для общества во многом зависят от того, насколько этот человек готов и умеет принимать участие в общественном труде (на свое собственное благо и благо государства, в котором он живет), насколько он (человек) подготовлен к этому труду (вооружен знаниями, умениями, навыками). Насколько готов к активной деятельности. От этого же зависит и материальное благосостояние этого человека, его жизненный уровень. Вразвитии ребенка существует несколько сензитивных периодов развития, один из которых – это возраст 4–6 лет. Это период самостоятельной деятельности, активности, попытки ребенка войти «на равных» в мир взрослых, желания быть увиденным, оцененным. В это время от него можно часто услышать: «Я сам сделаю…», «Я тоже буду делать…». Для взрослого, находящегося рядом, очень важно не упустить этот момент, момент, когда ребенок готов попробовать свои силы. Здесь важно не погубить желание ребенка отказом от его помощи или неодобрительной оценкой его действий. Взрослому важно понимать, что ребенок входит в деятельностный мир взрослых и ему необходимо эмоционально-положительное подкрепление. Родителям важно понимать, ребенку на данный момент важен сам процесс участия в деятельности, а не та польза, которою он может в данный момент принести, как порой ошибочно реагируют на ситуацию взрослые. Поэтому так необходима поддержка желания помочь, сделать совместно. Ребенок только учится. Нельзя требовать от него сразу идеально выполненного продукта. Нельзя губить интерес к деятельности. Находясь в доброжелательной атмосфере, ребенок старается усердно трудиться и незаметно для себя прокладывает свою дорожку в преодолении неумения. Пока он хочет быть одобренным взрослым, что обосновано психофизиологическими законами его развития, необходимо постепенно повышать планку оцениваемого результата. Таким образом, зарождается понятие качества труда – ручного, прикладного, творческого. Переходя в категорию качества, труд, как деятельность, приобретает и нравственную основу – что хорошо для меня, хорошо ли для других? Невозможно переоценить роль труда в становлении и развитии познавательных способностей ребенка. Формирование и развитие мыслительных способностей в раннем и дошкольном детстве происходит через осмысление своих действий. Наглядно-действенная форма мышления – это один из первых этапов в освоении ребенком материальной культуры, один из первых этапов вхождения в мир общечеловеческой культуры. В процессе действий с предметами развиваются все психические процессы. Недаром в народе говорят: «Руки голову учат». В дальнейшем те или иные умственные способности человека развиваются в деятельности, но только в той, которая данных способностей требует. Общеизвестно, что лучше один раз сделать самому, чем несколько раз увидеть, как это делают другие. Развивать творческое начало детей, приобщать их к богатствам мировой культуры – одна из ведущих задач современной педагогики. Но только там, где это согласуется с воспитанием трудолюбия, воспитанием привычки к трудовому усилию вырастают всесторонне развитые дети. «Заразив» ребенка творческим подходом к труду, можно уже говорить о формирующейся внутренней самооценке, внутреннем контроле. Приобретая свой опыт разного вида труда, важно чтобы ребенок сам, по уже имеющемуся алгоритму, захотел действовать. Во всех случаях для получения желаемого результата, который действительно устраивает, часто приходится делать над собой волевое усилие и заставлять себя трудиться. Этому способствуют развитый самоконтроль, самодисциплина и уровень мотивации. И, если труд рассматривать не как неприятную необходимость, а как средство реализации внутреннего творческого «Я» личности, можно говорить о том, что трудность выполнения творческой затеи отходит на второй план или раззадоривает. Но что интересно, как только преодолевается внутренний барьер, результат появляется естественно, и он нравится! [Продолжение — первая часть здесь] Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Встреча киноклуба «Дети, которым не хватает внимания родителей»
- О будущем столичного образования
- Была бы охота — будет ладиться работа
- Принцип воспитания
- «Я сказала: «Стоять!»
|