Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Родителям arrow Об Управляющем совете
Версия для печати Отправить на e-mail

Что такое управляющий совет?


История попечительских советов уходит в далекое прошлое. В царской России подобные организации опекали практически каждую школу, больницу, приют для бедноты. Ну а в наши дни это явление вернулось менее десяти лет назад…

История и современность


Кто в школе главный известно даже первоклашкам. Конечно, директор. Он – стратег и тактик, на его плечах решение множества организационных вопросов, в том числе – постоянные поиски источников финансирования…

Но разве может один человек быть в ответе за все и всех? Вопрос спорный. Однако, даже самому крепкому администратору не помешают добровольные помощники. Тем более, когда дело касается денег, материальной ответственности. Тот же директор имеет право расходовать лишь бюджетные средства. Но их не хватает на элементарные вещи! Выручает спонсорство, благотворительность. Но тут – темный лес с оформлением, налогами, законностью проведения «сделок»… Здесь и пригодятся помощники – общественные организации, члены Попечительского совета школы.

В прошлом в попечительские советы гимназий и лицеев входили «сильные мира сего» – представители купеческого сословия, дворяне, губернаторы и чиновники высшего ранга. У них была реальная возможность влиять на происходящее в «подшефных заведениях». И содействовали они не только материально – следили за качеством образования, поощряли одаренных детей, привлекали внимание общественности к учебным проблемам.

А что сейчас? Увы, ситуация не такая безоблачная. Крупные организации, серьезные спонсоры, известные деятели обычным школам помогают «со скрипом», финансируют среднее образование вяло. И причина не в том, что не хотят – слишком много нужно преодолеть на этом пути бюрократических препон, формальностей! Купить стулья, парты в классыи то проблема. Предприниматели ждут, пока будут приняты целевые программы помощи – с льготным налогообложением, продуманной правовой основой. С другой стороны, сами директора школ, администрация часть полномочий общественным советам уступать не спешат. Вот и выходит на деле: попечительские советы превращаются в раздутый родительский комитет, основная цель которого – сбор денег.

Поможем материально


По данным фонда «Общественное мнение», 67% родителей готовы потратить на образование детей серьезные средства. При этом различные суммы регулярно тратит на «школьные нужды» около 90% семей учеников!

Несакционированные поборы – «головная боль» большинства пап и мам. Так, в мае несколько директоров школ и заведующих детских садов были сняты с должностей за систематическое получение взяток. Многие любители «легких» родительских денег получили предупреждения и строгие выговоры.

Но если взносы за поступление в школу или перевод из класса в класс запрещены категорически, то что делать с легализованными сборами – за услуги охранного агентства, «тревожную кнопку», дополнительные занятия? Департамент образования не преклонен: наличные деньги в школе ходить не должны. Во-первых, оборот наличности затрудняет налогообложение. Во-вторых, велик шанс, что часть средств «осядет» по дороге в чьих-нибудь карманах.

Варианты решения проблемы существуют – проводить все платежи через специально созданный фонд или попечительский совет.

Татьяна, мама первоклассника:
«Перед началом учебы провели собрание. Главный вопрос – сбор денег. Раньше было просто: сложились «по рублю», определили, что нужно купить, сдали сумму педагогу – проблемы решены. А сейчас? Средства можно перечислять лишь «безналом» на счет образовательного фонда. Кто поручится, что они пойдут именно на ремонт нашего 1 «В» класса, а не на другое дело?»


Такой вопрос не возник бы, будь в этой школе Управляющий совет


Простой пример – в школе не хватает компьютеров и учебных пособий по математике или русскому языку. Бюджетными средствами в этом году подобные траты не предусмотрены. Принимается решение: собрать некую сумму денег на школьные нужды. Но денег хватает только на что-то одно – либо на приобретение пособий, либо – компьютеров. Когда в учебном заведении действует управляющий совет, вопрос решается с учетом его мнения. Если же это делает администрация, чиновники, то родителей просто ставят перед фактом.
Что дает мамам и папам создание подобного органа? В первую очередь, гарантию, что средства не будут тратиться бесконтрольно. Он принимает решения, куда конкретно направить деньги, какую сумму.
«Одна из основных задач попечителей – привлекать и распределять дополнительные финансы для образовательных целей. Ключевые слова здесь – «привлекать и распределять» – считает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А. В. Гаврилов.

Влияем на учебный процесс


Тесное сотрудничество управляющего совета со школьной администрацией не только по финансовым, но по многим другим вопросам, партнерство и полное взаимопонимание!.. Звучит заманчиво, но пока только звучит. Так должно быть. В идеале. На деле же педагоги не хотят подпускать «посторонних» к учебному процессу. Они готовы принимать материальную помощь, но не более: «Мы лучше знаем, чему и как учить своих учеников».

Подобная позиция лишь укрепляет веру родителей: «Ну, конечно, школу не волнует ничего, кроме поборов!» Тупиковая складывается ситуация, ведь обе стороны по-своему правы…

Но выход из нее есть. Необходимо четко, детально определить полномочия попечительского совета, закрепить их юридически.
Во-первых, Управляющий совет должен быть зарегистрирован как автономная от школы организация. Даже если представители школы против, стоит настоять и убедить. Если совет является лишь одним из подразделений школы, он недостаточно самостоятелен. Фактически зависит от администрации. Находится в подчиненном положении.
Во-вторых, все спорные моменты, права и обязанности совета нужно запротоколировать в уставе школы и положении о создании попечительского совета. Между учебным заведением и управляющим советом заключается договор о сотрудничестве.
Устав разрабатывается совместно администрацией и представителями родительского сообщества. В некоторых особо «продвинутых» школах в процесс вовлекаются сами ученики.

Родители, которые не входят в состав управляющего совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями, помощью или поддержкой. Рассматриваются все поступающие предложения. С самыми интересными знакомят директора школы.

Что может управляющий совет с «расширенными» полномочиями?
  • Контролировать целевое использование средств внебюджетного характера. Пример: с учеников были собраны деньги на озеленение школьных помещений. Попечительский совет имеет право потребовать предоставления чеков из магазинов, пересчитать количество купленных растений.
  • Получать информацию от администрации школы о соблюдении финансовой дисциплины, выполнении государственной программы. Вы можете поинтересоваться не только судьбой собранных вами денег, но и тем, как израсходованы выделенные бюджетные средства.
  • Вносить предложения в план работы школы. То есть, посоветовать педагогу и директору обратить внимание на ту или иную учебную программу. Но окончательное решение – принадлежит не вам.
  • Организовывать разъяснительную работу среди населения, в целях привлечения средств для небюджетного финансирования школы.
Сумеете привлечь в качестве спонсора местный завод, магазин или рынок – уменьшатся размеры взносов с родителей.

Вместо резюме

Попечительское движение только начинает шествие по стране. Школы признают – общественные организации нужны. Не возражают и родители. Однако те и другие первый ход делать не спешат. Мамы и папы не до конца понимают преимущества Советов. Администрации школ справедливо полагают, что искусственное насаждение системы попечительства может быть воспринято в штыки, как еще один способ легального вымогания денег.

Государственные чиновники в прогнозах осторожны: чтобы Управляющие советы снова прижились в России, должно пройти время. Начальные пять -десять лет – пробные. Не удивительно, что первый, второй и даже третий блин могут выйти комом.

Окажется ли наш Центр в числе новаторов или выберет политику выжидания – решать только вам!
Председатель Управляющего совета ЦПМСС «Взаимодействие» — Елена Валентиновна Туровец

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

 

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Кто делает не больше того, за что ему платят, никогда не получит больше того, что он получает.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты