Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе, в первую очередь, ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением и письмом. Именно они являются основой всего дальнейшего обучения. В последнее время неуклонно растет количество детей, испытывающих трудности в овладении письмом и чтением. Почему? Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв читаемого слова. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Процесс письма начинается с анализа звукового состава слова, подлежащего записи (определение последовательности звуков в слове, уточнение звуков, причем акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции). На втором этапе происходит «перевод» слышимых звуков в графемы, т. е. в зрительные схемы букв. Затем идет «перешифровка» зрительных схем букв в систему последовательных движений руки, необходимых для записи. Сложно? А теперь представьте, что у нас (нормально пишущих и читающих взрослых) эти процессы уже автоматизированы. У ребенка они обладают рядом особенностей. Итак, чтение и письмо — сложные психофизиологические процессы, овладение которым возможножно лишь при достаточной сформированности: - устной речи (четкое звукопроизношение, достаточный словарный запас, грамматическая компетенция);
- фонематического восприятия (возможность выделять звуки из речи, различение звуков родной речи);
- звукового анализа и синтеза (последовательность звуков в слове);
- речевого внимания и памяти;
- зрительного анализа и синтеза (способность различать сходство и различие букв);
- пространственных представлений (ориентация на листе, в строчках, в тексте и т. д.);
- зрительной памяти (запоминание зрительного образа буквы);
- двигательных функций (осанка, движения руки, глаз).
В данной статье мы будем говорить о формировании речевых предпосылках письменной речи, несформированность которых будет уже более чем достаточной причиной возникновения проблем. Состояние общего внимания, памяти, мышления, учебной мотивации, психологической сферы безусловно тоже сказывается на процессе обучения. Приведем примеры того, что должно обеспокоить родителей дошкольника: - ребенок долго не может научиться одеваться, обуваться;
- плохо овладевает навыком застегивания пуговиц или завязывания шнурков;
- часто ссылается на невнимание или на то, что не расслышал;
- неловок в игре с мячом;
- плохо прыгает со скакалкой;
- не может отхлопать простые ритмы.
- ребенок долго не может овладеть правильным произношением звуков;
- постоянно путает фразы, заменяет слова;
- не знает, или знает цвета, но путает их;
- часто не может вспомнить названия простых вещей (диван, стул);
- испытывает трудности употребления предлогов (над — под, в — из);
- с трудом учит стихи;
- плохо подбирает рифмы к словам (том, дом, ком);
- не может запомнить последовательность времени суток, времен года, дней недели, месяцев или чисел.
- быстро думает и делает, но не по инструкции;
Цель данной статьи убедить родителей в том, что проблемы с освоением чтения и письма должны волновать их не тогда, когда ребенок уже пошел в школу, а задолго до нее! Школьные проблемы возникают не «вдруг», не «из ниоткуда», их появление будет вполне закономерным следствием нерешенных в дошкольном возрасте проблем, речевого и психологического характера. В течение всего дошкольного развития ребенка врачи поликлиники и воспитатели детского сада следят за его развитием, находят слабые стороны и советуют обратиться к логопеду и (или) дефектологу, психологу, неврологу, психиатру. К таким советам следует прислушиваться, т. к. основная цель их — помочь родителям вовремя заняться профилактикой школьных и жизненных проблем их любимого чада. Литература - Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.— Москва: Просвещение, 2008.
- Н. С. Жукова Букварь.
- И. Н. Садовникова Дисграфия, дислексия: технологии преодоления.— Москва: Парадигма, 2011.
- Л. Г. Парамонова Ключ к решению проблемы – в ее профилактике.— Москва, 2013.
Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Встреча киноклуба «Дети, которым не хватает внимания родителей»
- О будущем столичного образования
- Была бы охота — будет ладиться работа
- Принцип воспитания
- «Я сказала: «Стоять!»
|