В 1947 году в Шотландии были протестированы все 11-летние школьники, и с тех пор ученые следят за их развитием. Оказалось, что из множества детских качеств, оцененных в ходе тестирования, сильнее всего коррелируют с продолжительностью жизни два показателя: интеллект (IQ) и «надежность» — комбинированный показатель, составленный из оценок добросовестности, упорства и стабильности настроения. Умные и «надежные» дети живут в среднем дольше глупых и несобранных. 1 июня 1947 года в Шотландии было проведено почти поголовное тестирование всех школьников, родившихся в 1936 году (70 805 детей). Для дальнейших наблюдений из этой огромной выборки отобрали часть, известную под названием «шестидневная выборка». В нее вошли дети, родившиеся в первые числа четных месяцев (1 февраля, 1 апреля и т. д.). Шестидневная выборка включает 1208 человек (618 женщин, 590 мужчин). Вплоть до 1963 года, когда этим людям исполнилось по 27 лет, социологи регулярно их навещали, опрашивали, следили за ходом их жизни. Потом эта работа приостановилась, но в XXI веке за «шестидневную выборку» снова всерьез взялась группа психологов из университетов Глазго, Эдинбурга и Саутгемптона. В 2004 году ученые опубликовали предварительные результаты, основанные на анализе части «шестидневной выборки» (Deary et al., 2004. The impact of childhood intelligence on later life: Following up the Scottish Mental Surveys of 1932 and 1947 // Journal of Personality and Social Psychology. V. 86. P. 130–147). Результаты указывали на то, что дети с более высоким IQ живут в среднем дольше, но этот вывод был основан на небольшом объеме данных и не учитывал многих дополнительных факторов. В новой статье, опубликованной 9 октября в журнале Psychological Science, исследователи опираются уже на всю «шестидневную выборку» и учитывают большое количество дополнительной информации по каждому попавшему в выборку человеку. | Школьная успеваемость — совсем не пустяк. Как показали британские ученые, умные и добросовестные дети имеют в два раза меньше шансов умереть до 65 лет, чем неумные разгильдяи. Фото с сайта www.ljplus.ru | Помимо показателя IQ, определенного в 1947 году, были учтены данные, собранные тремя годами позже, когда учителей попросили оценить всех детей, попавших в «шестидневную выборку», по следующим параметрам: «самоуверенность», «упорство», «стабильность настроения», «добросовестность» и «желание отличиться». Многие из этих параметров в той или иной степени коррелируют с IQ, поэтому ученым пришлось вносить специальные поправки, чтобы извлечь из них независимую от IQ составляющую. Дальнейший статистический анализ показал, что лучше всего коррелирует с продолжительностью жизни комбинированный показатель, объединяющий данные по «упорству», «стабильности настроения» и «добросовестности». Авторы назвали этот показатель «надежностью». Благодаря внесенным поправкам вычисленный показатель «надежности» не коррелирует с IQ и может рассматриваться как независимая переменная. Обнаруженная ранее зависимость продолжительности жизни от IQ полностью подтвердилась. Если разделить всю исследованную выборку на четыре части по показателю IQ, то представители первой группы («самые умные») живут дольше всех, второй группы — немного меньше, третьей и четвертой — еще меньше, причем между собой две последние группы по продолжительности жизни не различимы. Иными словами, «совсем глупые» и «просто глупые» дети имеют одинаковую ожидаемую продолжительность жизни. Масштаб различий довольно внушительный. Так, до возраста 65 лет дожило около 83% детей из групп 3 и 4, а из первой группы – 92%. Иными словами, для детей, имевших в возрасте 11 лет высокий показатель IQ, вероятность не дожить до 65-летнего возраста вдвое ниже, чем для детей с низким IQ. | Зависимость выживаемости от интеллекта, оцененного в возрасте 11 лет. Группы по IQ: 1 — самые умные, 4 — самые глупые. Две нижние кривые, соответствующие группам 3 и 4, почти идентичны и на рисунке сливаются в одну. Рис. из обсуждаемой статьи в Psychological Science | Похожие результаты получились и для «надежности», причем этот показатель, как выяснилось, коррелирует с продолжительностью жизни еще сильнее, чем IQ. В ходе подобных исследований необходимо помнить об известном «эффекте китайских палочек». Это шуточный пример, показывающий, что корреляция и причинно-следственная связь — далеко не одно и то же. Известно, что умение есть при помощи палочек очень сильно коррелирует с цветом и прямизной волос: обладатели черных прямых волос пользуются палочками гораздо ловчее, чем светловолосые и курчавые граждане. Эта корреляция обладает высочайшим уровнем статистической достоверности. Тем не менее никому не приходит в голову утверждать, что черные волосы способствуют умению есть палочками. Так же и здесь: полученные результаты вовсе не обязательно означают, что люди долго живут, потому что они в детстве были умными или «надежными». Причины выявленных корреляций пока точно не известны. Чтобы прояснить ситуацию, авторы исследовали целый ряд других показателей. Им удалось выявить еще 8 показателей, которые в той или иной мере позволяют предсказывать ожидаемую продолжительность жизни: 1) образование (сколько лет человек в общей сложности проучился), 2) комбинированный показатель «качества жизни в семье», 3) род занятий отца, 4) размер семьи, 5) скученность, 6) посещаемость школьных занятий, 7) детские болезни, 8) род занятий испытуемого в возрасте 27 лет. При помощи сложных статистических методов авторы проанализировали влияние этих показателей (а также пола: известно, что женщины живут дольше) на корреляцию между продолжительностью жизни, IQ и надежностью. Выяснилось, что влияние IQ на продолжительность жизни, по-видимому, является отчасти опосредованным: корреляция между этими двумя показателями заметно снижается, если внести поправки на факторы № 1, 2 и 8. «Надежность» оказалась более независимым предиктором: корреляция между надежностью и продолжительностью жизни снижается только от внесения поправок на образование (фактор 1), и то не сильно. Самое интересное, что по степени влияния на смертность (независимо от того, является ли это влияние прямым или опосредованным) IQ и «надежность» оказались почти такими же значимыми факторами, как комбинация курения, повышенного уровня холестерина и повышенного давления. Авторы указывают на следующие возможные механизмы связи между IQ и смертностью: - некоторые генетические данные позволяют предполагать, что развитый интеллект вообще положительно коррелирует с «хорошим генотипом», в том числе с врожденной сопротивляемостью болезням и т. п.;
- интеллект может опосредованно влиять на продолжительность жизни, поскольку люди с высоким IQ чаще добиваются высокого социального и экономического статуса и реже совершают опасные для здоровья поступки.
Что касается «надежности», то природа взаимосвязи этого показателя со смертностью пока неясна. Догадок, конечно, можно предложить множество, а вот конкретных фактов, подтверждающих эти догадки, у психологов пока нет. Источник: Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Детская ревность
- Какие труды, такие и плоды [часть 1]
- Дети и ложь
- Какие труды, такие и плоды [часть 2]
- Конкурентные отношения между детьми [Часть 2]
|