Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow О нас arrow Новости arrow Безопасность детей в интернете
Безопасность детей в интернете Версия для печати Отправить на e-mail
31.01.2010

Сегодня в России одним из национальных приоритетов является интернетизация системы образования. В связи с этим предпринимаются серьезные меры, направленные на обеспечение широкого доступа к Сети российских школ, которые должны стать важнейшим инструментом приобщения подрастающего поколения к высоким технологиям. Необходимость и важность этой меры бесспорна, но также бесспорна опасность, с которой могут столкнуться российские школьники в глобальной сети, где в не меньшей степени, чем в реальной жизни, «кишат хамы, мошенники, взломщики и даже террористы».

Удручающее впечатление производит и статистика. Исследования показывают, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, еще 65% искали ее целенаправленно. При этом, 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам. Настораживает и беспокоит, что чуть более 40% детей верят «более или менее» всему, что находят в Интернете, а 57% «не делают ничего», чтобы подтвердить истинность информации, которую они находят в Интернете[1].

Стоит ли удивляться, что о важности защиты детей в сети Интернет говорят уже очень многие. В частности, организации системы ООН уделяют значительное внимание защите прав ребенка в «виртуальном пространстве». Например, целью Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» является не только обеспечение всеобщего доступа к информации, но и ограничение распространения незаконной информации, угрожающей интересам детей, эксплуатирующей «детскую тему» в злонамеренных целях. Международные организации ICMEC и Интерпол проводят по всему миру специальные семинары, посвященные проблемам правоприменения в области преступлений против детей, совершаемых с использованием ИКТ. В 2004 г. Европейский союз принял программу «Безопасный Интернет». На ее реализацию выделили 45 млн. евро. В 2005 г. утвердили новую программу «Безопасный Интернет — плюс». В рамках этих программ ведется работа по нескольким направлениям:

  • создание «горячей линии» по выявлению в сети Интернет противозаконной информации;
  • разработка правовых норм и правил саморегулирования, направленных на обеспечение защиты детей в сети Интернет;
  • осуществление просветительской деятельности в целях ознакомления детей и родителей с опасностями, связанными с использованием Интернета;
  • разработка и внедрение систем фильтрации Интернет-контента, осуществляющих защиту детей путем фильтрации (отсеивание) информации, наносящей вред здоровью и развитию детей[2].

Не так давно Совет Европы принял конвенцию о защите детей от сексуального насилия. Ее положения охватывают весь спектр подобных преступлений. Имеются в конвенции и нормы, касающиеся использования Интернета для сексуального насилия над несовершеннолетними. Наконец, в Европе по инициативе Еврокомиссии уже четвертый год отмечают День безопасного Интернета. Его цель — разъяснение угроз, которые несет Всемирная паутина, в первую очередь подрастающему поколению[3].

Однако основная доля средств безопасности создается на уровне отдельных государств.

В 1998 г. Конгрессом США был принят Акт защиты детей «Children's Online Privasy Protection Akt» (COPPA). Акт устанавливает нормы и правила по информационной защите детей в Интернете. Законопроект под названием «Акт о безопасности просмотра детьми» (Child Safe Viewing Act) был недавно представлен в Сенате США сенатором Марком Приором (Mark Pryor). Этот документ, называемый также V-Chip 2.0, направлен на защиту детей от нежелательного онлайнового контента. В нем содержится предписание Федеральной комиссии по связи (Federal Communications Commission, FCC) разработать методы защиты детей от просмотра не только нежелательных телепередач, но и от онлайнового видео, несоответствующего их возрасту.

Значительных успехов в обеспечении безопасности детей в глобальной сети достигла Франция, выступающая за государственное регулирование Интернета. 19 марта 2000 г. Сенат Франции утвердил законопроект, предписывающий провайдерам сообщать сведения об авторах сайтов любому заинтересованному третьему лицу под страхом тюрьмы. 22 марта 2000 г. Национальная ассамблея Франции проголосовала за принятие законопроекта об обязательной регистрации владельцев всех веб-сайтов страны и об уголовной ответственности провайдеров за предоставление хостинга неидентифицированным пользователям. В связи с введением бесплатного интернета в школах, вузах, библиотеках во Франции созданы специальные правительственные сайты, информирующие пользователей о безопасном доступе и выполняющие роль горячих линий. Сайт «Защита детей в Интернете» («Protection de mineurs sur Internet») создан для того, чтобы пользователи могли сигнализировать в правоохранительные органы о неправомерном контенте на Интернет-сайтах или на других он-лайн службах (электронная почта, чаты, форумы), имеющих порнографический или педофильский характер. На сайте Mineurs.org изложена вся информация о проектах в области безопасного Интернета, пользователи могут получать полезные консультации. Здесь рассказывается о различных возможностях по защите детей от неправомерного и потенциально опасного содержания Сети дома и в школе. При этом подчеркивается, что родители сами должны помнить об ответственности за детей, информировать детей об угрозах Интернета и учить безопасному доступу. Кроме того, на сайте есть разделы, адресованные непосредственно детям. С июля 2003 г. Межминистерский Комитет по информационному обществу (CISI) проводит программу безопасного доступа к Интернету для несовершеннолетних. С 2004 года во Франции осуществляются конкретные административные меры, обеспечивающих безопасный доступ в учебных заведениях. Правительство централизованно внедрило контентные фильтры, которые закрывают доступ к сайтам расистской, антисемитской и неофашистской направленности, а также к порно-ресурсам, в изобилии встречающимся в Интернете. Внесение сайтов в реестр запрещенных проводится ежедневно. Для директоров школ и педагогического коллектива составлено Руководство по кибербезопасности несовершеннолетних. Учебные заведения должны быть осведомлены о двух «черных списках» Интернет-ресурсов. Первый включает порнографические ресурсы. Он содержит около 400 000 сомнительных мест и 150 — 200 новых спорных мест добавляются в этот список и рассматриваются ежедневно. Второй список включает расистские и антисемитские ресурсы. Педагогический коллектив должен быть осведомлен о двух аспектах безопасного доступа учащихся: о запрещенных Интернет-ресурсах (порнографических, расистских и пр.), для чего и существуют «черные списки»; о том, как реагировать, в случае, если ученик встречается с потенциально опасным контентом.

Россия пока не может похвастаться серьезными успехами в организации защиты от опасностей Интернета. Так, до сих пор не сформирована нормативно-правовая база. Имеющиеся нормативные акты требуют доработки. Лишь в последнее время в ответ на требования правозащитных организаций и в связи с интернетизацией школ министерство образования и науки разработало концепцию предоставления услуги безопасного и эффективного доступа к ресурсам сети Интернет в образовательных учреждениях. Реализация указанной концепции предусматривает формирование единой многоуровневой системы исключения доступа, опирающегося на единую базу данных категоризированных образовательных интернет-ресурсов, а также ресурсов, соответствующих задачам воспитания и образования. При этом уже разработаны и направлены в регионы справочно-методические материалы, регламенты доступа к сети Интернет, подготовлены программные средства, введен в эксплуатацию центральный программно-аппаратный комплекс доступа.

Технологические инструменты контроля имеют, конечно, большое значение в обеспечение безопасности в Интернете, но как показывает опыт других стран, этого явно недостаточно. Проблему безопасности детей в интернете необходимо решать через повышение образования в области информационных технологий педагогических работников. Это тем более важно, так как среди педагогов пока нередки те, кто не имеют достаточного образования в области информационных технологий, не используют систематически Интернет, но при этом абсолютно уверены в его исключительно отрицательном воздействии на подрастающее поколение. Кроме того, педагоги часто демонстрируют лишь страх перед Интернетом, полагая, что глобальная сеть отдаляет детей от литературы, что Интернет-технологии засоряют русский язык большим количеством иностранных слов, что происходит развитие зависимости от компьютера, что Интернет, в конце концов – это открытый доступ к порнографическим ресурсам. Однако страхами и фобиями проблему не решить. Необходимо воспитывать, а не запрещать, необходимо разрабатывать и внедрять программы повышения культуры пользователей сети Интернет. Одновременно следует проводить исследования того, как правильно изучать и расширять познания для такой целевой аудитории, как дети и молодежь в Интернете. Только в этом случае доступ детей к Интернету будет сопровождаться просветительскими программами, воспитательной работой в образовательных учреждениях. Иначе говоря, только «разумное ограничение с правильным методическим контролем и обучение педагогов позволит применить и эффективно использовать инструменты, финансируемые государством». В связи с этим на государственном уровне следует предусмотреть и разработать соответствующие программы повышения квалификации педагогических работников в области информационных технологий, создание альтернативных источников позитивной информации для молодежи, которые будут способствовать формированию социально активной личности молодого человека[4].

С 2004 г. Министерство образования и науки уже сделало существенные шаги по разработке методики и учебных материалов в этой области. Недавно был проведен интерактивный открытый урок для преподавателей средних общеобразовательных учреждений России на тему политики безопасности детей в Интернет-пространстве. Учителя из всех регионов России вместо обсуждения вопросов о вреде Интернета, чем занимались лет семь назад, обсуждали, как научить детей эффективно и безопасно пользоваться Интернет-ресурсами. Благодаря этому определенный методический опыт в организации образовательных и воспитательных мероприятий в сфере обеспечения безопасности детей в Интернете уже наработан и может быть с успехом использован педагогами. Сегодня многие учителя включают тему информационной безопасности в уроки информатики, на которых рассказывают детям об основах работы в Интернете, о видах подключения, о том, как использовать Интернет для учебы и развлечения, о самых популярных сайтах, а также о безопасности в сети. Такие уроки могут содержать и теоретическую и практическую части, по окончании которых проводится тестирование или викторина, помогающие закрепить полученные знания.

На сайте компании «Майкрософт», посвященном проблеме безопасности в сети, предлагается использовать на таких уроках метод дебатов, в ходе которых ставятся вопросы о том, почему тема информационной безопасности является важной, почему ее должны обсуждать в школе и др. Среди возможных причин можно выделить аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения. Затем учитель организовывает обзор источников по теме. В связи с этим ученики могут читать рассказы, очерки, статьи о безопасности в сети самостоятельно. В качестве дополнительного задания можно попросить учеников выразить свое мнение по данной проблеме. Завершается урок обсуждением затронутых проблем. Например, после прочтения рассказов, учитель делит учеников на группы для обсуждения с помощью вопросов, приведенных в рассказах. Очень важно включить в обсуждение личный опыт и мнения учеников по вопросу информационной безопасности в Интернете.

В классе можно также изучать отдельные сетевые ресурсы, посвященные проблемам безопасности в Интернете. В частности, российский офис Майкрософт предлагает учителям, родителям и детям интерактивный курс «Основы безопасности детей и молодежи в Интернете» на сайте «Безопасность детей в интернете»[5].

На данном сайте представлены подготовленные совместно с Информационно-аналитическим ресурсом «Ваш личный Интернет» и Интернет-Университетом Информационных Технологий материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков,— благодаря которым дети смогут освоить азы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по Интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.

Тема Интернет-грамотности и сетевой безопасности должна подниматься не только на занятиях по информатике, но на уроках по другим предметам. Можно рекомендовать включить в образовательный процесс темы «Интернет для физика», «Интернет для химика», «Интернет для историка», «Литературный интернет» и др. Перспективным может быть и введение в обучение соответствующих элективных курсов. Их содержание будет включать сведения об основах работы в сети, этикете Интернет-общения, безопасности в сети, общие сведения об Интернет-ресурсах и пр.[6]

Особое внимание следует уделять работе с родителями учащихся. Их необходимо убеждать в том, что они должны сами позаботиться о своем ребенке. В беседах с родителями можно использовать материалы сетевых ресурсов, например, уже упоминавшийся сайт компании «Майкрософт», а также сайты, созданные при поддержке компании Panda Software — производителя антивирусного программного обеспечения, организации Save the Children (Спасем Детей), изучающей влияние Интернета на детей и способы защиты от вредоносного влияния. На родительских собраниях учителя могут предложить четкие правила поведения детей при работе в Сети, описать все потенциально опасные ситуации и максимально использовать меры предосторожности. Огромную помощь здесь может оказать брошюра «Безопасность детей в Интернете», предназначенная как для родителей и педагогов, так и для самих детей. В брошюре рассказывается о том, как сделать детские работы и развлечения в Интернете безопасными для самих детей и других Интернет-пользователей.

Словом, сегодня, уже совершенно ясно и очевидно, что обеспечение безопасности детей в глобальной сети Интернет должно стать одним из важнейших направлений в учебной и воспитательной работе образовательных учреждений. Только в этом случае можно будет ожидать реальных положительных результатов.


[1] См.: Дети и Интернет // Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный интернет». http://www.content-filte http://www.medialaw.ru/publications/zip/156-157/1.htmring.ru/catalog.asp?ob_no=1595

[2] Ефимова Проблемы правовой защиты детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию, распространяемой в сети Интернет // Законодательство и практика масс-медиа. http://www.medialaw.ru/publications/zip/156-157/1.htm

[3] Ализар А. 8 февраля – День безопасного Интернета // Вебпланета. Журнал для подключенных. http://www.webplanet.ru/news/security/2005/2/8/safe.html

[4] Стенограмма Всероссийской конференции «Интернет для молодежи: новые возможности» Совет Федерации, 12 апреля 2007 года. http://www.council.gov.ru/files/journalsf/item/20071011112323.pdf

[5] http://www.microsoft.com/rus/athome/security/children/default.mspx.

[6] См.: Кучурин В. В. Элективный курс для учащихся 10–11 классов «Интернет для историка» // Сайт «В помощь учителю». http://som.fsio.ru/item.asp?id=10019048


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Интернет стал конкурирующей реальностью?!
  2. Начал работу социальный Интернет-портал «Знаем-можем»
  3. Запись в московские детсады будет вестись через Интернет
  4. О новой системе комплектования дошкольных образовательных учреждений
  5. Школы, возможно, будут принимать детей через Интернет
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Не пытайся никого выручать, проделывая за кого-то его внутреннюю работу. Ты только поубавишь ему сил и уж никак не поспособствуешь развитию его собственных скрытых ресурсов. Вместо этого позволь себе допустить его полный и окончательный провал… если падение кажется именно тем, что ему суждено. Если ты станешь вновь и вновь предлагать человеку костыль, он непременно научится хромать.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты