Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Родителям arrow Интересные статьи arrow Как примирить запреты и ребенка?
Как примирить запреты и ребенка? Версия для печати Отправить на e-mail
(6 голосов)

«Нельзя!» — это слово малыш учится понимать одним из первых. С точки зрения маленького человека ему нельзя делать огромное количество исключительно интересных вещей, а ведь это так скучно! Эти взрослые без конца что-то запрещают!

Конечно, любящей маме совсем не хочется быть вечным ограничителем детской свободы, но ведь большинство запретов – необходимые требования безопасности и благополучия любимого чада. Вот и приходится так часто говорить ребенку «нет!», он же может сам себе навредить! А тогда как же учиться на собственных ошибках?

Запутавшиеся современные родители часто приводят в пример японскую систему воспитания, мол, у них детям всё можно и запретов не существует вообще. Но это утверждение не совсем верно. Маленьким японцам действительно не говорят слова «нельзя!», но ведь существует множество других способов поставить ребенку границы поведения. К тому же, вседозволенность допускается только до пятилетнего возраста, после чего ребенок идет в школу, где на него обрушивается огромное количество ограничений и правил, обусловленных самой японской культурой и менталитетом. Так что же делать с запретами, как не навредить свободной личности ребенка и уберечь его при этом от неприятных последствий?

Безусловно, запреты нужны. Помимо соображений безопасности, существуют еще и социальные ограничения. Маленькому человеку предстоит жить среди людей, желания и потребности которых подчас противоречивы и не всегда совпадают. И только наличие общепринятых норм поведения делает это сосуществование возможным. Правило жизни в обществе: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». И это правило желательно выучить в семье. Пока ребенок маленький, ему разрешается очень многое, но с возрастом родители должны сами ставить ограничения. Если этого не сделать в семье, столкновение с реальностью будет гораздо более болезненным. Ведь окружающий мир — это не только любящие мама и папа, готовые простить любые промахи, жизнь подчас обходится с нами довольно жестоко, и не торопится выполнять все наши желания.

И все же категоричных запретов должно быть немного. Родительские ограничения не должны противоречить основным потребностям ребенка. Повышенная активность, стремление ребенка всё попробовать, во всем разобраться есть ничто иное, как здоровый познавательный интерес, необходимая составляющая развития и получения новых знаний и представлений и себе и о мире. Нельзя научиться ходить, не падая, отрицательный опыт – тоже опыт. Ребенку, которого чересчур заботливая мать не отпускает от себя ни на шаг, живется очень скучно, он не умеет сам себя занять, он лишен радости совершать открытия, а значит – он не развивается. Так каким же образом привить ребенку нормы и правила, не вызывая при этом бунта у свободолюбивого чада?

Правила «правильных» запретов.

  1. «Нельзя» должно быть общим и поддерживаться всеми членами семьи. Если мама говорит «нет», папа – по настроению, а бабушка – «можно, но пока я не вижу» — это неправильный запрет. В подобном случае ребенок становится орудием манипуляции для взрослых, а это небезопасно для его психики.
  2. Если есть возможность, предлагайте малышу альтернативу. «Рвать книжку нельзя, но вот тебе старая газета, её рвать можно». «Бегать в поликлинике нельзя, а вот сейчас выйдем на улицу, там будет можно». В этом случае запрет не выглядит чересчур обидно и категорично для маленького исследователя.
  3. Если слово «Нельзя!» произносится взрослым слишком часто, смысл его для ребенка утрачивается. Поэтому желательно использовать синонимы. Словом «Опасно!» предупреждайте малыша о вещах, способных навредить здоровью и самочувствию. Познакомьте ребенка с опасностью «в малых дозах», например, можно дать потрогать иголку, сопровождая это словами «Острая! Опасно!», сказанными с тревожной интонацией. В ситуациях, не связанных с безопасностью, лучше сказать ребенку «Не надо!» «Не надо рисовать на обоях, дергать кошку за хвост, не надо размазывать пюре по столу, и т. д.»
  4. Объясняйте ребенку причину запрета. «Перебегать дорогу нельзя, потому что ты можешь попасть под машину, а это очень больно и страшно». Мы ведь не считаем наших детей глупыми, а значит, причину большинства запретов они способны понять, надо лишь не полениться объяснить её.
  5. Будьте последовательны, не поддавайтесь на детские провокации. Если что-то запрещено, то это решение окончательно и бесповоротно и желаемое нельзя получить при помощи истерики, нытья или уговоров.
  6. Говоря о запретах, напоминайте ребенку его прошлый опыт, а также примеры из сказок или из жизни знакомых. «Помнишь, ты переел конфет и у тебя болел живот, может, не будем повторять?» «Иванушке в сказке говорили: «Не пей из лужи – козленочком станешь!». Давай ты не будешь есть снег, мы же не хотим, чтобы ты превратился в кого-нибудь!».
  7. И, наконец, не забывайте с кого дети берут пример и учатся правилам поведения. Нельзя запрещать ребенку что-то и не выполнять своих же собственных запретов. Если мама бежит через улицу на красный свет, глупо думать, что сын в её отсутствие спустится в подземный переход. Хотите научить ребенка самоконтролю – начните с себя. Ведь поговорку про яблоню и её яблоки пока что никто не запрещал…

Павлова Дарья Александровна, психолог ЦПМСС «Взаимодействие»


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Дети и ложь
  2. Как преодолеть трудности в обучении чтению
  3. Как преодолеть трудности в обучении чтению. Рекомендации для родителей
  4. Как общаться с гиперактивным ребенком. Методические рекомендации
  5. Неуспевающий ребенок
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Легко быть благодетелем, когда имеешь две тысячи десятин.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты