Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Психологам arrow Интересные статьи arrow «Экономическая обезьяна» похожа на «экономического человека»
«Экономическая обезьяна» похожа на «экономического человека» Версия для печати Отправить на e-mail
(10 голосов)
24.03.2009
Доказано, что среднестатистический человек вдвое сильнее переживает из-за снижения своего дохода, чем радуется его пропорциональному повышению, и угроза штрафа за невыполненную работу стимулирует его гораздо сильнее, чем туманная перспектива получения премии за перевыполнение плана. Как оказалось, наши близкие родственники — обезьянки-капуцины — демонстрируют точно такое же экономическое поведение. К такому выводу пришли ученые из Йельского университета, поставившие эксперимент над несколькими обезьянами из семейства капуцинов. Как сообщается в выпущенном по этому поводу пресс-релизе, выбор экспериментаторов пал именно на капуцинов благодаря их хорошо развитому головному мозгу, делающему их весьма сообразительными и легко обучаемыми.

У обезьянок-капуцинов очень развито чувство несправедливости (фото с сайта accelerate.cheesemans.com)
У обезьянок-капуцинов очень развито чувство несправедливости (фото с сайта accelerate.cheesemans.com)

В первой части эксперимента обезьянкам были предложены наборы жетонов (их «бюджет»), которые они могли менять на яблоки, грейпфруты или желатиновые кубики: они давали экспериментатору жетоны и взамен получали еду. И хотя размер «бюджета» и «цена» фруктов и желатиновых кубиков менялись, подопытные обезьяны реагировали на эти изменения весьма рационально, мало отличаясь в этом смысле от людей.

Гораздо любопытнее выглядит вторая часть опыта. В руке экспериментатора обезьянка видела один фрукт, но, обменивая на него жетон, в каждом втором случае она получала не один фрукт, а сразу два. И наоборот, вместо видимых двух фруктов в каждом втором случае обезьянка получала только один. Таким образом, капуцины могли выбрать — обменять свой жетон на один фрукт, но с возможностью при этом получить два фрукта, или же на два фрукта, но при этом была вероятность получить только один.

Классическая экономическая теория предполагает, что экономическому субъекту в данном случае все равно, что именно выбрать, ведь вероятность получения одного или двух фруктов равна в обоих случаях. Тем не менее капуцины, как, впрочем, и обычные люди (о поведении «человека экономического» см. статью в «Русском журнале»), в подавляющем большинстве случаев предпочитали первый вариант, явно избегая весьма вероятного разочарования из-за получения лишь половины от видимого ими количества фруктов.

Обезьянки давали жетон экспериментатору и получали награду в виде фруктов или желатиновых кубиков (фото с сайта www.som.yale.edu)
Обезьянки давали жетон экспериментатору и получали награду в виде фруктов или желатиновых кубиков (фото с сайта www.som.yale.edu)

По словам профессора Йельского университета Кит Чена (M. Keith Chen), результаты эксперимента доказывают, что экономическое поведение человека не уникально в животной среде. Таким образом, попытки изменить это поведение методом «перевоспитания» обречены на провал, поскольку в данном случае «перевоспитателям» приходится иметь дело с фундаментальными основами поведения человека, крепко прошитыми в его ДНК за миллионы лет эволюции. Собственно, десятки неудавшихся социалистических экспериментов, предпринятых в прошлом веке по всему миру, только подтверждают эту идею.

Источник


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Чистые руки — залог объективности
  2. Изучая эволюцию, нужно думать о людях
  3. Умные и старательные дети живут дольше
  4. Пространство и время воспринимаются одинаково
  5. Обезьяны осмысленно пользуются человеческими жестами
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты