Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Про общение современных подростков [Часть 2]
Про общение современных подростков [Часть 2] Версия для печати Отправить на e-mail
(9 голосов)

Приводим пример анализа полученных результатов «пилотного» опроса в 8–9 классах московской школы.

В ходе опроса были выявлены 2 группы учащихся: в первую входили те, кто негативно относится к использованию в словарном составе ненормативной лексики, их оказалось 73%; во вторую – те, которые воспринимают данное явление как нормальное – она составила 27%. Таким образом, большая часть подростков выражает отрицательное отношение к «засорению» разговорного языка.

Однако, при ответе на вопрос 5 (Используешь ли ты в ходе общения с друзьями молодежный сленг?), цифры изменились: по данным опроса, активно используют молодежный сленг 62%, не используют −38%. Это свидетельствует о имеющемся у подростков противоречии между желаемым и действительным. Кроме этого следует прояснить в ходе обсуждения, что подростки подразумевают под понятием «молодежный сленг», в чем они видят разницу между ненормативной лексикой и молодежным сленгом.

Наиболее типичные ответы «против»: «это ненормально» (12), « очень грубо звучит речь»(6), « какой-то примитивный разговор получается»(7), « часто используется «нецензурщина» девочками» (14), « в классе приветствуются те, кто хорошо владеет ненормативной лексикой» (8).

Индивидуальные мнения:

  • «мне не нравятся подлые «чатские» слова, слова – паразиты;
  • «очень противно находиться среди матерящихся, какой-то особый дух стоит»;
  • «эти ребята не считаются с теми, кто должен их слушать»;
  • «мне стыдно за этих ребят и трудно общаться»;
  • «многие ребята подыгрывают тем, кто ругается, боятся, что их отвергнут»;
  • «некоторые девочки, чтобы понравится парням, начинают ругаться непотребно»;
  • «особенно противно, когда грубые слова обращаются в адрес учителей, иногда даже в их присутствии».
  •  

Типичные ответы «за»: « мы уже взрослые, а большинство взрослых не очень-то литературно выражается » (7); « чувствуешь себя своим парнем, когда используешь некоторые словечки» (9), « во все времена ребята использовали свой сленг, чтобы отделиться от взрослых» (8), «таким образом мы выбрасываем накопленную отрицательную энергию»(5)

Индивидуальные мнения:

  • «ругаться – это круто»;
  • «мне по-барабану, меня все устраивает»;
  • «это очень смешно, когда так разговаривают»;
  • «привык, иначе тебя не примут за своего»;
  • «сейчас вся молодежь такая, это примета нашего времени».

Особого внимания заслуживает обсуждение пункта 6 предложенной анкеты.

Большинство учащихся оставило данный вопрос без ответа. У тех же, кто дал ответ, прослеживаются такие позиции:

  1. «Использование молодежного сленга – примета не только нашего времени это было свойственно молодежи во все времена (читайте великих русских поэтов!)»
  2. «Сквернословие – это возрастное явление и это проходит».
  3. «Наше поколение не способно истребить сквернословие, это заложено в национальном менталитете»
  4. «Наверное, нашему времени нужны крепкие выражения, если в театре и кино они звучат постоянно»

Выяснилось, что некоторые ребята усваивают молодежный сленг, чтобы не быть белой вороной в среде своих сверстников. Другой аргумент – когда ненормативная лексика используется в молодежной среде – это, по мнению подростков, нормально. Важно уметь контролировать себя в общественных местах и среди взрослых.

Таким образом, многие подростки оправдывают употребление ненормативной лексики своей причастностью к молодежной среде, в которой существует особая субкультура.

При анализе пункта 7 (что должен делать сам человек для искоренения из своего лексикона нецензурных выражений?) большая часть учащихся дала ответы, связанные с работой над собой (65%) – «контролировать себя», «читать классику», «не поддаваться чужому влиянию».

При этом ребята отмечают, что это трудный процесс, т. к. «нужна большая сила воли, чтобы не поддаваться и не заражаться».— «Когда все так говорят, ты невольно воспринимаешь такое общение как норму».

Выделилась группа учащихся, которые делают особый акцент на необходимость воспитание у девушек непримиримости по отношению к использованию нецензурной лексики юношами. « Девушка не должна позволять, чтобы при ней выражались. Она должна уважать себя»..

При ответе на вопрос: какие Вы видите способы борьбы с ненормативной лексикой в школе? проявились следующие тенденции:

  1. Создание общественного мнения, используя школьную газету, линейки, классные часы, привлечение родителей и пр.
  2. Введение наказаний: запись в дневнике, вызов родителей в школу, вызов к директору, введение штрафов в виде дополнительных домашних заданий по русскому языку, заставлять выполнять физическую работу в школе (отмывать, оттирать, красить и пр), введение денежного штрафа, использование физического действия (бить сильный щелбан, на переменах заклеивать рот и др.)
  3. Учиться культуре общения: ввести в расписание уроки этикета, культуры общения.
  4. Необходимость привлечения органов самоуправления к работе по развитию культуры общения. Однако способы работы не называются. При этом около 40% учащихся считает, что органы самоуправления и администрация школы должны ввести определенные санкции за использование ненормативной лексики в школе.
  5. Особо следует отметить тенденцию, которую условно можно назвать так: отсутствие веры в успех какой-либо борьбы. Приводим отдельные высказывания по этому поводу: «Никакая борьба не поможет, если человек сам этого не захочет». «У многих ребят это в крови, они по-другому не могут.». « Во многих семьях сквернословие – привычная форма общения и ребята не замечают, как разговаривают».

Из полученных данных следует, что около 60% подростков хотят искоренить такое явление как использование ненормативной лексики в процессе общения в школе. Но думают, что ответственность за это следует возложить на какого-нибудь дядю или тетю, только не на самих себя. 40% считают, что работа может быть успешной только в том случае, когда у самих учащихся выработается непринятие негативных форм общения, и они захотят работать над культурой своей речи.

После обработки результатов анкеты очень важно, чтобы классный руководитель провел классный час, посвященный анализу полученных результатов.

Важно, чтобы в ходе своего сообщения классный руководитель не давал оценочных суждений по поводу полученных данных, не высказывал своего негативного отношения к высказанным учащимися мнениям. На первом этапе он только дает качественный анализ полученных в ходе опроса учащихся результатов, воздерживаясь от комментариев.

После этого педагог может предложить учащимся высказать свои мнения по тому или иному вопросу, вызвать их на дискуссию по наиболее важным позициям. И только в самом конце сообщить свое личное мнение по поводу тех или иных вопросов и всей проблемы в целом.

Важно, чтобы данный классный час не приобрел форму морализаторства, не превратился в монолог классного руководителя. Его задача в подобном действии состоит в том, чтобы услышать разные мнения ребят, помочь расставить нужные акценты в вопросах общения. И, возможно, поставить некоторые проблемы, по которым не найдено ответа, для дальнейшей дискуссии и обсуждения. К примеру, обсудить в следующий раз такую проблему:» Как Вам удается одновременно разговаривать на принятом в обществе языке и сленговом языке своих сверстников? Происходят ли на этой почве курьезные случаи? Вспомните и поделитесь с одноклассниками«.

И на следующий классный час можно предложить ребятам разыграть интермедии, юмористические сценки из школьной и внеклассной жизни. Взгляд на себя со стороны будет более действенным, чем лекция о культуре общения. И, возможно, поможет кому-то преодолеть несвойственную ему манеру общения.

Татьяна Фролова, к.пед.н., методист ЦПМСС «Взаимодействие»


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. На защите прав детей и подростков
  2. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  3. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
  4. Новый год – праздник положительных эмоций
  5. Споры вокруг «анималотерапии»
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Мы постигаем дно морское,
Легко летим за облака
И только с будничной тоскою
Не в силах справиться пока.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты