Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Психологам arrow Интересные статьи arrow Рефлексия помогает продуктивно работать и совершенствовать мастерство [Часть 2]
Рефлексия помогает продуктивно работать и совершенствовать мастерство [Часть 2] Версия для печати Отправить на e-mail
(12 голосов)

Как показывает анализ деятельности специалистов нашего центра, рефлексивная технология используется в процессе различных видов групповой и индивидуальной работы. Но ей, к сожалению, отводится незначительное время и внимание. Главным образом, рефлексию применяют в конце занятия, тренинга. Чаще всего участникам задают такие вопросы: — Понравилось или не понравилось прошедшее занятие? — Как вы себя чувствовали на данном действии? — Что нового узнали, какие открытия в себе самом сделали? и др.

Нередко, такое действие проходит с целью получения обратной связи. И только. Полученные данные часто никак не используются специалистом, не обобщаются. И что самое главное – полученная информация не всегда осмысливается специалистом, используется им для построения коррекционной работы в данной конкретной группе, с отдельным ребенком.

Особенность рефлексивной культуры заключается в необходимости владеть, по крайней мере, двумя способами рефлексивного действия: проводить собственную рефлексию и быть организатором рефлексивного процесса (в индивидуальной и групповой работе).

Рефлексия собственной деятельности предполагает умение отстраниться от самого себя, своей деятельности и увидеть ее как бы со стороны. Специалист, в зависимости от поставленных перед собой задач, может анализировать свое эмоциональное состояние, способы деятельности, результативность работы и пр. Его рефлексия строится на основе серии вопросов самому себе: « Удалось ли установить контакт с ребенком (родителем)», « Что я делал (а) для решения той или иной проблемы клиента? Использовал (а) ли традиционные, известные приемы или пробовал (а) новые? Какие увидел (а) недостатки, просчеты в собственной работе? Чего можно было избежать, сделать по-другому» и др.

В зависимости от поставленной цели специалист может обращаться к разным видам рефлексии: интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой. Он может фиксировать внимание либо на внешней, либо внутренней стороне складывающихся отношений, происходящих изменений.

Специалист, не задающий себе «рефлексивных вопросов» чаще всего оказывается в роли функционера, имитатора деятельности. Он, как правило, трудно перестраивается в ходе работы, не способен изменить намеченный план действий, не анализирует собственную деятельность и потому не видит своих просчетов и ошибок.

В случае неудачи он пытаются искать причины во внешних обстоятельствах, а не в самом себе: в особенностях своих «слишком сложных» клиентов (гиперактивный ребенок, сложные семейные отношения и пр.) или отсутствии необходимых для работы условий (неудобное помещение, отсутствие пособий, соответствующего оборудования и др. Или в неудачно написанной кем-то программе.

Основой рефлексивной техники является постановка проблемных вопросов и анализ полученных ответов на них. И затем выход в активную позицию по изменению ситуации.

В каждом конкретном случае вопросы будут иметь разную направленность. Они могут быть связаны с анализом эмоциональных переживаний, возникающих в определенных ситуациях, поведенческих аспектов, объясняющих те или иные действия и поступки. И вместе с тем могут иметь прогностический характер: что бы хотелось изменить в самом себе, в системе сложившихся взглядов, представлений, отношений.

Важно, чтобы вопросы работали на решение общей задачи, подводили человека к конструктивным выводам. При этом «поле вопросов» особым образом расходится в разные стороны и концентрируется вокруг общего стержня, способствуя решению поставленной задачи.

Далее следует содержательная, смысловая работа с полученными ответами. Здесь важно обращать внимание на то, какая деятельность более всего запомнилась детям и почему, что было особенно трудно и легко, какие положительные изменения произошли, что, наоборот, подействовало отрицательно.

Большое значение имеют результаты наблюдений самого специалиста, полученные в ходе занятий:

  • Как воспринимается детьми различные формы занятий?
  • Что принимается и не принимается ими в деятельности психолога?
  • Все ли дети одинаково активно включаются в работу?
  • Правильно ли распределено время при выполнении тех или иных работ?
  • Другие

Использование групповых форм рефлексивной практики требует особых умений специалиста. Здесь он выступает и в роли фасилитатора, и рефлепрактика – организатора рефлексивной работы детей.

Наиболее часто встречающейся формой групповой работы является полилог, в ходе которого происходит взаимообмен мнениями, поиск решения проблемы усилиями группы людей. Работа в группе дает возможность человеку не только уметь формулировать свои мысли, но и услышать мнения своих коллег по схожим вопросам, узнать их подходы к осмыслению своей работы, развивать навыки рефлексивного анализа. В процессе совместной работы возникают такие явления, как «поле возможных решений», «спираль сотворческих решений». В результате, проработка одного уровня проблемы может привести к обнаружению проблемности более высокого уровня, решение которого может потребовать следующего витка полилога.

Управление групповой рефлексивной работой предполагает умение ставить вопросы, анализировать и группировать ответы, побуждать участников к построению новых шагов в обсуждении, деятельности.

Рефлексивная технология может быть использована при постоянной, повседневной работе, а также при создании проектов, программ, когда требуется осмысление, приведение в систему различных аспектов деятельности, определение новых оснований, подходов, форм и методических приемов.

Специалист анализирует ситуацию, определяет типичные проблемы обращений со стороны ребенка и его родителей, очерчивает круг возможных решений проблем и начинает двигаться к разработке своей программы.

Веер его вопросов самому себе может быть следующим: « В чем основная цель моей будущей программы? Ее идеи и ценности? Почему выбран именно этот подход к работе? Что я хочу получить на выходе? Какие технологии я хочу использовать для реализации программы? В какой последовательности будут проходить занятия?» и др.

Татьяна Фролова, к.пед.н., методист ЦПМСС «Взаимодействие»


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. 24 марта встреча Киноклуба психологов «Личностная эффективность»
  2. Отчет по тренингу личностной эффективности
  3. Встреча киноклуба «Моя профессиональная позиция»
  4. Большие эмоции маленьких детей
  5. Сказать «нет» бывает трудно, но важно
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Образование есть средство, орудие — иногда опасное, если оно неполно, но никогда не цель.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты