Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Психологам arrow Интересные статьи arrow Моббинг – новое слово, но не новое явление
Моббинг – новое слово, но не новое явление Версия для печати Отправить на e-mail
(12 голосов)

Моббинг в переводе на обычный бытовой язык mobbing (от английского слова mob – толпа) – это травля, психологическое насилие. Почему он возникает и как ему противостоять?

В животном мире моббинг – это когда внутри стада одна из особей подвергается насилию со стороны остальных. Например, в стае волков или дельфинов. Или в случае, когда стадо травоядных нападает на хищника. В быту легко представить проявления негативного отношения к одному из жителей деревни, поселка, жилого дома, коммуналки со стороны группы соседей. В жизни трудового коллектива, коллектива учащихся, подразделения военнослужащих и т. п. моббинг – «это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства». (Ноа Дэвэнпорт, http://psyfactor.org/lib/mobbing.htm)

Впервые, в начале 1980-х, этот термин ввел учёный-медик, доктор Ханц Лейман, изучая отношения между служащими в Швеции. Он определил моббинг как «психологический террор», как «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». Лейман назвал 45 (!) вариантов поведения, характерных для моббинга: клевета, непрекращающаяся критика, социальная изоляция, утаивание информации, высмеивание, распространение необоснованных слухов и т. д.

Причины моббинга весьма разнообразны. Зачастую это элементарная зависть. Негатив со стороны окружающих может вызвать и недобросовестный работник, и тот, кто слишком быстро, по мнению окружающих, получает поощрения со стороны руководства. Вызывающее поведение, хвастовство, демонстративное игнорирование коллективных мероприятий – все это способствует возникновению моббинга.

Начальственный моббинг, его еще называют «боссинг», может возникнуть путем проведения линии «разделяй и властвуй», путем провоцирования в коллективе атмосферы дрязг, сплетен, интриг для достижения своих целей.

Моббинг в школе

Психологическая травля в школьном классе – достаточно распространенное явление. Классический пример – фильм Р. Быкова «Чучело», где очень ярко показана ситуация травли в подростковой среде.

Зачастую моббинг обнаруживается учителями слишком поздно. Бойкот, поддразнивание, насмешки над физическими недостатками, провокации на драку, высмеивание акцента, одежды и т. п.— такие проявления достаточно распространены в школьной среде. Причем, несмотря на кажущуюся «нечаянность» действия, обижаемый ребенок, всегда чувствует, что это делается специально. С появлением доступного школьникам Интернета появление в сети снятых на фотокамеру издевательств над жертвой становится особо изощренной формой моббинга.

Объектом моббинга в школе может стать тот, кого одноклассники посчитают странным, не таким как все. Моббингу подвергаются дети по разным поводам: с дефектами внешности, здоровья, слишком взрослые или очень маленькие, слишком полные или худые, более эмоциональные или меланхоличные, чем остальные, т. е. отличающиеся своим поведением, физическими особенностями, одеждой, акцентом, способностями к учебе и пр. Моббингу может испытать новичок, пришедший в середине года. Очень тяжелым иногда становится пребывание в школьной среде для детей, привыкших к трепетному отношению в семье.

Особая проблема – отношение одноклассников к детям из семей эмигрантов, отличающимся внешностью, плохим знанием русского языка.

Для несформировавшейся психики школьника моббинг оказывается серьезным испытанием. Если вовремя не принять меры, могут возникнуть проблемы со здоровьем, связанные с эмоциональным истощением. Незамеченные поначалу переживания ребенка накапливаются и неожиданно выливаются в депрессию, серьезные нервные срывы и даже попытки самоубийства. И родители, и учителя должны быть максимально внимательны к настроению ребенка, чтобы как можно раньше обнаружить неблагополучие.

Психологическая атмосфера в классе должна заботить учителя и, особенно, классного руководителя не меньше, чем прохождение учебной программы и успеваемость. Уровень отношений между школьниками зависит от авторитета и чуткости воспитателей. Ведь психологически травмированный ребенок не всегда адекватно оценивает ситуацию и может не обойтись без помощи взрослых. Но, если ребёнок не просит педагогов или родителей вмешиваться в ситуацию, а считает, что сам может с ней справиться, то следует дать ему возможность проявить самостоятельность.. Излишняя опека, особенно над подростком, может привести к неблагоприятным последствиям. Следует ненавязчиво расспрашивать ребёнка, быть в курсе его дел и, как говорится, «держать руку на пульсе». Хорошо, если осведомленность родителей не только во внешней сфере, но и во внутренней жизни ребенка станет для него привычной с малых лет. Если же обнаружится, что ситуация с моббингом зашла в тупик, стоит незамедлительно перевести ребенка в другую школу.

Профилактика детского насилия вообще и моббинга в частности – прямая задача каждого школьного работника. Во многих странах требование бороться с моббингом на уровне педколлектива прописано в законодательстве. Зачастую моббинг – это развитие незамеченного учителем в самом начале конфликта между одноклассниками. Но предупреждение конфликтных ситуаций в школьном коллективе – тема для особого разговора.

В статье использована информация с сайтов:

Татьяна Фролова, к.пед.н., методист ЦПМСС «Взаимодействие»



Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  2. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
  3. Споры вокруг «анималотерапии»
  4. Новый год – праздник положительных эмоций
  5. Почему он ничего не хочет?
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Когда мы действительно что-то начнем понимать, мы уже слишком стары, чтобы приложить это к жизни, так оно и идет — волна за волной, поколение за поколением, и ни одно не в состоянии хоть чему-нибудь научиться у другого.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты