Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Взаимодействие с классом. Установление контакта и понимания
Взаимодействие с классом. Установление контакта и понимания Версия для печати Отправить на e-mail
(5 голосов)

Наверное, самая непростая задача заключается в том, чтобы рассказать о приемах и способах взаимодействия с детьми. Когда спрашиваешь об этом хороших «классных», они отвечают немногословно: « Общаюсь с ними как с равными себе людьми», « Снимаю маску учителя», « Постоянно сверяю с ребятами свои позиции», « Работаю с классом как с «живым организмом» – он растет и развивается, я тоже расту и развиваюсь», «Стремлюсь к тому, чтобы и мне было тоже интересно с ними».

Из этих высказываний можно найти и ответы на вопрос: «Как?»

Наверное, в качестве первого шага в работе с классом является установление контакта.

С. Д. Поляков (Поляков С.Д — Деятельность классного руководителя. Памятки, Упражнения. Опыт. Ульяновск 1996, с. 11- 12.) называет педагогику общения «воспитатель – школьник» «педагогикой установления контакта и взаимного доверия» и выделяет в ней 4 стадии:

  1. Стадия установления контакта. Нахождение нужной тональности, подчеркнуто вежливого и доброжелательного обращения. Обращение за советом «Хочу с Вами посоветоваться»… «Есть проблема, о которой я хотела бы знать твое (Ваше) мнение». Использование нейтральных высказываний по поводу класса и учеников. Нежелательно использовать имеющуюся, к примеру, негативную информацию о классе.
  2. Стадия поиска общих интересов. Важно выяснить круг интересов школьников, спокойно относиться к таким, которые вызывают у самого педагога неоднозначную реакцию (к примеру, компьютерные игры, чтение детективов, увлечение телевизионными передачами). Можно поделиться своими увлечениями, интересами.
  3. Стадия создания открытости в общении. Педагог показывает жестами, взглядом, репликами свое принятие и понимание школьника («Да-да, я тебя понимаю. Мне это тоже нравится». и т. п.), демонстрирует свою открытость, рассказывает и о своих прошлых или теперешних проблемах, чувствах («Это чувство мне знакомо. Со мной такое было. Мне тоже не все понятно» и т. д.). Он подчеркивает интерес к мнениям и взглядам ребят.
  4. В этот период важно стремиться уменьшить психологическую дистанцию. Она достигается:
    • нахождением нужной интонации,
    • обращением по имени, в варианте, который привычен и желателен для школьника;
    • обсуждением лишь тех проблем, которые заявляются самими учащимися.
    В ходе совместного общения происходит переход на обсуждение более глубоких проблем, если это не вызывает у учеников сопротивления. Юмор является хорошим подспорьем в установлении контакта. Только важно не переходить границы дозволенного, не допускать панибратства в общении ни по отношению к себе, ни к своим ученикам.
  5. Стадия откровенной беседы. На этом этапе можно обращаться и важным и сложным для школьника ситуациям, высказывать свое мнение не только о позитивных, но и негативных его поступках. Важно оценивать поступки, а не личность, использовать предположительный характер высказывания (« Мне кажется, что ты можешь по – другому» « Я уверена, ты справишься с этой ситуацией»). Следует создавать ситуации для получения обратной связи от учащихся по поводу успешности собственной педагогической деятельности. Можно обращаться к ребятам за советом « Что бы ты сделал на моем месте?»

Вообще для установления контакта с детьми важно понимать, что ты как педагог одновременно принадлежишь «миру детства» и «миру взрослых» и находишься на границе этих двух миров. Это важно, чтобы не потерять особой социальной чувствительности. Поэтому педагог постоянно изучает реальность детского мира: знает, какие книги они читают, какую слушают музыку, какие смотрят фильмы и в какие играют игры. И совсем необязательно, чтобы педагог разделял их интересы и чувства. Важно, чтобы он пытался их узнать и не отвергал изначально.

Вообще детский коллектив должен быть предельно открыт для вхождения новых людей, взаимодействия с другими коллективами. В этом случае происходит процесс обмена ценностями и нормами жизни, общения, расширяется собственный социальный опыт.

Классный руководитель постоянно находится в позиции исследователя.

Он изучает ребят в самых разных их проявлениях.: на уроках, перемене, общении с педагогами и одноклассниками. Зачем он это делает? Во-первых, для того, чтобы успешнее строить с ним взаимодействие. Во-вторых, чтобы уметь поддержать в нем положительные тенденции. И, наконец, для того, чтобы уметь, в случае необходимости, защитить от нападок учителей и родителей.

При этом воспитателю следует иметь в виду, что выстроенный им «портрет» ученика не может быть завершенным. По мере перехода на новую возрастную ступень он будет меняться, дополняться новыми элементами и штрихами. Наряду с наблюдением, которое является наиболее доступным и естественным способом изучения школьника, существует довольно много разных методик, направленных на выявление различных сторон личности ребенка, его отношений к окружающему миру, одноклассникам и пр.

Сейчас существует огромное количество литературы с описанием различных методик исследования личности. И педагог самостоятельно или с помощью психолога может выбрать нужную ему методику. Вопрос заключается прежде всего в умении интерпретировать полученные данные и в их конфиденциальности. Если результаты опроса обнародуются, то следует сообщать лишь проявившиеся тенденции, выявленные проблемы, без указания имен и фамилий. Чтобы избежать опасности манипулирования в отношении детей, классный руководитель доводит до сведения коллег и родителей либо наиболее общие данные, либо позитивные тенденции.

Еще несколько слов о том, чем и как может увлечь ребят сегодня, в эпоху столь бурного развития технических средств, различных видов массовой информации, классный руководитель. Содержание его работы может касаться самых разных аспектов жизни страны, человеческих отношений, вопросов здоровья, выбора профессии, самопознания и пр. Педагог вместе с ребятами ищет те сферы, которые в данный момент наиболее актуальны для данного коллектива. Идеи очень часто подсказывают сами ребята. Важно так организовать деятельность, чтобы в ней участвовало большинство ребят.

Наиболее эффективным, по моему мнению, является методика организации под условным названием КТД — «коллективное творческое дело». Ее автором является И. П. Иванов, очень талантливый ленинградский педагог. Его методика очень широко использовалась в самых разных коллективах и достигала положительных результатов.

Преимущество данной методики состоит в том, что ребята участвуют в выборе самих дел, определении целей, разработке проекта их реализации, выборе своего места в подготовке и проведении дела, возможности разработки альтернативных проектов. Одна из задач состоит в том, чтобы большинство из ребят побывали в различных ролях: лидера, исполнителя, консультанта, оформителя и т. п. В конце проводится анализ «коллективного творческого дела», где каждый высказывает свое отношение к прошедшему событию, степень удовлетворенности своей деятельностью и деятельностью своих одноклассников.

Взрослый на первом этапе является эмоциональным лидером, организатором процесса. Он заражает ребят своей верой в успех предстоящего дела, опирается на наиболее заинтересованных. Его задачей является также поддержка неуверенных, застенчивых ребят, работой с теми, кто «выпадает» из общего контекста. В дальнейшем он может быть рядовым участником дела или консультантом. Есть прецеденты проведения совместных дел « педагоги- дети», «родители – дети».

В случае, когда детский коллектив еще не готов к проведению собственного творческого дела, можно предложить ребятам воспроизвести увиденную ими, например, по телевизору игру, соревнование и т. п. У них все равно получится свой неповторимый вариант. Когда учащиеся попробуют свои силы, оценят свои возможности, разработка собственного проекта будет проходить без напряжения, с большим удовольствием.

В ходе совместной деятельности вырабатываются особые правила отношений между «классным» и его воспитанниками, основанные на уважении и доверии, умении соблюдать договорные отношения.

О формировании в классном коллективе таких отношений поговорим в следующий раз.

Татьяна Фролова, к.пед.н., методист ЦПМСС «Взаимодействие»


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Занятие на «Территории взаимодействия»
  2. Готов ли Ваш ребенок к школе?
  3. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  4. Как сделать учебу интересной?
  5. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Человек вырастает по мере того, как растут его цели.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты