Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow «Классные» бывают разные
«Классные» бывают разные Версия для печати Отправить на e-mail
(8 голосов)

По мнению родителей и учащихся, классный руководитель — очень значимая фигура в школе. От него, в определенной степени зависит желание или нежелание ребенка учиться, отношения с одноклассниками, учителями, интерес к разным сторонам школьной жизни. Потому так важно, чтобы с «классной/ым» повезло.

Сами же учителя далеко неоднозначно относятся к роли классного руководителя. Объем работы к детским коллективом несоизмерим, по их мнению, с оплатой этого труда. Педагог должен держать в поле зрения вопросы учения, поведения, посещения уроков учащихся класса, взаимодействовать с их родителями, (что само по себе далеко непростое дело) и еще проводить внеклассную воспитательную работу. Уроки давать куда проще!

Но классное руководство вменено в обязанность педагога. Вот каждый и вырабатывает свой взгляд на эту деятельность, которая, по мнению многих, не является основной, скорее дополнительной. И отношение к классному руководству зависит от сложившейся у педагога позиции и от его умения взаимодействовать с детьми.

В педагогической практике проявляются несколько позиционных подходов к классному руководству:

«Я прежде всего – учитель»

«Так и в дипломе записано. Мое дело учить. Воспитательной деятельностью должны заниматься такие педагоги, которым это по душе, которые хотят и умеют организовывать внеклассную работу. Но если от меня требуют выполнение обязанностей классного руководителя, я буду их делать как смогу, без особого энтузиазма, не тратя на эту работу много времени».

Такие учителя, как правило, не скрывают от детей своего отношения:» Хотите, чтобы в классе было интересно, вам и карты в руки. Я буду участвовать как смогу – помощью, советом и пр.». В том случае, когда учитель пользуется заслуженным авторитетом у учеников и их родителей, ребята принимают условия игры. Им, в первую очередь, важно общение с интересным человеком и они гордятся, что именно в их классе такой «классный». Они начинают организовываться для разных дел сами, привлекая классного руководителя в случае затруднений или необходимости получить его оценку. Если же рейтинг учителя среди учеников не очень высок, в классе может воцариться атмосфера анархии, либо среди учеников появится неформальный лидер, не в лучшую сторону влияющий на ребят.

«Так называемый классный»

В эту группу входят те педагоги, которые воспринимают классное руководство как составляющую часть педагогической работы. Но сами они не проявляют к ней интереса и особенно не задумываются над возможностями и содержанием. Контакты с детьми, как правило, строятся по принципу формальных отношений: «должны придти», «надо пригласить», «необходимо заполнить». Интересы детей, их индивидуальные особенности, взаимоотношения в классе не входят в поле зрения педагога. Внеклассные мероприятия проводятся по необходимости и нередко по заранее заготовленному сценарию. Отношение к этим «мероприятиям» детей и их родителей не очень заботит такого «классного».

«Классная мама»

Эта группа педагогов, для которых работа с детским коллективом выходит на первый план. Они деятельны, энергичны, класс всегда активно участвует во всех мероприятиях. Им свойственно становится в позицию опекающих, назидающих и организующих. Очень напоминают образ наседки с цыплятами: лучше детей знают, что хорошо и что плохо, как надо и как не надо. Далеко не все дети хорошо себя чувствуют под «маминым» крылом. Но зато все под контролем, все «охвачены» деятельностью и класс на хорошем счету.

«Наш классный»

Позиция этих педагогов строится на основе сотворческой позиции с учащимися. Классный руководитель стремится узнать свой класс, его настроения, отношения к событиям школьной жизни и друг к другу. В его задачу входит выработать общие подходы к вопросам жизни и деятельности класса. Совместно вырабатываются нормы и принципы жизни в коллективе, культура договорных отношений, умение анализировать, делать все дела творчески. Педагогическая задача состоит в том, чтобы постепенно передать управление классом в руки самих ребят.

Приведенная классификация отражает далеко не всю гамму отношений педагогов к своей «классной» деятельности. Выделены лишь наиболее часто встречающиеся типы. Важно знать, как реагируют учащиеся разных возрастов на взаимодействие с тем или иным типом классного руководства.

Исследования показывают, что с представителями первой группы («Я – прежде всего учитель») могут сотрудничать чаще всего старшеклассники. Они принимают данную позицию классного руководителя, если педагогу не безразличны его ученики, и он готов делиться с ними своим интеллектуальным и нравственным багажом, может помочь советом, но рассчитывает на их самостоятельность.

«Классную маму» выбирают и ценят, главным образом, младшие подростки. Им важно быть в активной позиции, участвовать в различных делах. Они хотят быть вместе, и доверяют классному руководителю, если он создает условия для благоприятного эмоционального и нравственного климата.

«Наш классный» интересен детям самых разных возрастов. Они относятся к такому руководителю с уважением и доверием. Именно здесь наблюдается процесс объединения целей и ценностей взрослого и детского мира, выработка общих норм и принципов жизнедеятельности в коллективе и поддержка индивидуальности. Статистика показывает, что данная группа классных руководителей довольно малочисленна. Это либо педагоги «от Бога», и они могут быть в любой школе. Либо чаще настоящие классные встречаются в тех школах, гимназиях, в которых проблемы воспитания ставятся в число приоритетных задач образования и вопрос об изменении отношения к классному руководству ставится в числе важных задач ее развития.

«Так называемый классный» не нравится никакой группе детей. На его равнодушие и формальное отношение к классу они отвечают тем же. Ведь взаимодействие возможно, если обе стороны стремятся понять и услышать друг друга. В любой возрастной группе учащимися не принимаются безразличие и незаинтересованность к ним со стороны взрослого.

Педагогу, работающему с детьми, важно понимать, что для установления контакта с ними следует одновременно принадлежать «миру детства» и «миру взрослых» и находиться на границе этих двух миров. Это необходимо, чтобы не потерять особой социальной чувствительности. А это значит, что педагог постоянно изучает реальность детского мира: знает, что они читают, какую слушают музыку, какие смотрят фильмы и в какие играют игры. И совсем необязательно, чтобы педагог разделял их интересы и чувства. Важно, чтобы он пытался их узнать и не отвергал изначально.

В следующем материале мы остановимся на том, как успешно установить контакт с классом, обеспечивать развитие договорных отношений, творческого подхода к проводимым делам.

Татьяна Фролова, к.пед.н., методист ЦПМСС «Взаимодействие»


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Занятие на «Территории взаимодействия»
  2. Готов ли Ваш ребенок к школе?
  3. Как сделать учебу интересной?
  4. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  5. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Самые лучшие мысли приходят по глупости.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты