Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Российская система спецобразования несравнима с западной
Российская система спецобразования несравнима с западной Версия для печати Отправить на e-mail
(6 голосов)

Российская система специального образования во многом отличается от зарубежной. Почему нам трудно копировать опыт «стран благоденствия», в интервью РИА Новости рассказывает директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев.

— Николай Николаевич, насколько специальное образование, которое получают дети-инвалиды в России, отличается от того, что дается их сверстникам за рубежом?

— Специальное образование — это «отблеск» отношения общества к инвалидам. Сравнивать системы разных стран очень сложно в силу несовпадения их общественного устройства, уровня развития экономики, культурных и религиозных традиций, ментальности населения. Достаточно сказать, что в одних странах в последние годы стремительно развивается служба ранней помощи, в других процесс тормозится в силу родительских предубеждений. И в России есть регионы, где бытует суеверие: до 3-4-х лет малыша нельзя показывать посторонним, чтобы не сглазили. Сильно влияние экономики, величины подоходного налога, традиций деятельной благотворительности, подкрепленной законодательными льготами для филантропов

— Качественное специальное образование дорого…

— Оно требует стабильных высоких затрат из госбюджета, а также средств различных фондов и частных лиц. История жизни страны в ХХ веке определяет и уровень жизни лиц с отклонениями в здоровье. Многие знают, что наиболее высок он в странах Скандинавии, но мало кто связывает этот факт с нейтралитетом упомянутых стран в мировых войнах. На протяжении столетия их затраты на оборону снижались, на социальную политику — росли. Истинное признание прав инвалида — я не говорю о краткосрочных декадниках и «днях инвалида» — это возможность любого человека реализовать свое право на образование, на работу. Полноценная деятельность родительских ассоциаций, а также неправительственных организаций, защищающих права инвалидов, возможна в гражданском обществе. Строя правовое государство, мы улучшаем положение инвалидов, активно борясь за соблюдение прав инвалидов — мы строим правовое государство.

— Но Россия уже подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, в соответствии с которой будет вводиться инклюзивное, или интегрированное обучение…

— Подписав утром долгосрочную продовольственную программу, вряд ли можно увидеть к обеду на каждом российском столе жареную индейку и бланманже. Подписание Конвенции — важный политический шаг, который в перспективе должен обеспечить реальное улучшение жизни лиц с нарушениями в здоровье. Но только Василиса Прекрасная была способна исполнить любое задание к следующему утру.

— Интегрированное обучение, инклюзия действительно в последние два — три года получают у нас всё большее распространение.

— Это радует. Но в необходимых масштабах не подготовлены ни педагогические кадры, ни учебно-методическая литература, ни законодательная база, что огорчает. Экспериментальную работу по организации интегрированного обучения наш институт ведет около двадцати лет. Вместе с педагогами и администрацией дошкольных учреждений и школ, работающих в режиме экспериментальных площадок, в Москве, Омске, Челябинске, Самарской, Калининградской областях, Республике Чувашии и ряде других регионов удалось разработать модели интеграции. Для одной только столицы совместно с Московским институтом открытого образования мы подготовили почти две с половиной тысячи педагогов общеобразовательных школ, которые сегодня работают с интегрированными учениками. Но нужны более масштабные усилия. И не «сегодня», а «вчера». В странах благоденствия политика интегрированного обучения лиц с отклонениями в здоровье уходит корнями в 1980-е годы. Широкому внедрению инклюзии предшествовала длительная и кропотливая работа, создавалась инфраструктура, готовились кадры. На протяжении вот уже 30 лет СМИ и киноиндустрия целенаправленно формируют толерантное отношение со стороны населения к инвалидам — детям и взрослым. В Дании с 1950-х годов все студенты, получающие педагогическую профессию, в обязательном порядке проходили краткое ознакомление с проблемами обучения детей с особыми образовательными потребностями. Учителя заранее знали, что делать, если в классе оказывался «нестандартный» ученик, как помочь ему, как разговаривать с его родителями, к какому специалисту порекомендовать им обратиться. Обустраивать городское пространство, транспорт, культурно-зрелищные и спортивные объекты, кафе и рестораны и многое другое, чтобы сделать их доступными инвалиду, во многих странах начали готовить гораздо раньше. Замечательно, что в Москве пару лет назад появились рифленые пластинки на тротуарах. Для всей Японии это норма уже лет 15–20. Незрячий может пройти по японскому городу, ни разу не обратившись за помощью. У нас — зрители уже в зале, рассаживаются, а мы думаем: пора учить артистов! Интеграцию и инклюзию мы вводим «на опережение». Впрочем, порадуемся: это всё-таки состоялось, и вспомним, что мы традиционно медленно запрягаем, а потом…

Источник: РИА Новости


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Открытое интерактивное занятие «Территория взаимодействия»
  2. Ксенофобия и толерантность
  3. Мы за кого?
  4. Обучение начальным навыкам чтения
  5. Евгений Ямбург: «Близорукий бухгалтер пришел на смену учителю»
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

…Но смертный, право, трудно даже понять, как устроен этот смертный: как бы ни была пошла новость, но лишь бы она была новость, он непременно сообщит ее другому смертному, хотя бы именно для того только, чтобы сказать: «Посмотрите, какую ложь распустили!» — а другой смертный с удовольствием преклонит ухо, хотя после скажет сам: «Да это совершенно пошлая ложь, не стоящая никакого внимания!» — и вслед за тем сей же час отправится искать третьего смертного, чтобы, рассказавши ему, после вместе с ним воскликнуть с благородным негодованием: «Какая пошлая ложь!» И это непременно обойдет весь город, и все смертные, сколько их ни есть, наговорятся непременно досыта и потом признают, что это не стоит внимания и не достойно, чтобы о нем говорить.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты