Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Школьникам arrow Статьи о психологии arrow Начинаем учиться. Включаем волю
Начинаем учиться. Включаем волю Версия для печати Отправить на e-mail
(10 голосов)

Лето и каникулы позади. Как ни грустно расставаться со свободой и праздностью, но сентябрь уже наступил. Это значиту тебя появляется много «надо»: надо рано вставать, собрать нужные учебники, не забыть сменную обувь и главноене опоздать в школу.

А в школе – надо выдержать несколько уроков, на каждом из них быть внимательным и не отвлекаться на болтовню с соседом или соседкой. И так далее. А еще выполнять домашние задания, т. к. некоторые учителя хотят, чтобы ученики как можно быстрее включились в работу.

Это не очень легко. Переполняют эмоции: встретились с друзьями и одноклассниками, хочется поделиться впечатлениями о прошедшем лете, показать фото и свои поделки, поиграть и просто погулять. И совсем не хочется вспоминать об этом пресловутом «надо».

Но «надо» постоянно напоминает о себе. Значит, необходимо включить это слово в постоянный обиход и понять, как совместить «хочу» и «надо».

Психологи утверждают, что слово «хочу» относится к области эмоций и желаний, а «надо» предполагает включение воли.

Вот и поговорим о воле, ведь она требует от человека серьезной работы. Что это такое и как ее воспитывать? Психологи считают, что воля — это свойство, позволяющее человеку управлять своим поведением. Она проявляется в умении заставить себя сделать то, что признаешь нужным, поборов те желания и влечения, которые этому препятствуют: вовремя вставать, когда не хочется; на уроке быть внимательным, когда хочется поболтать с соседкой; закончить любимую игру, чтобы выполнить домашние задания и т. д.

Нередко, волевое усилие мы совершаем с помощью других – родных, которые заставят тебя встать с постели, сесть за уроки, убрать со стола,— учителей, постоянно призывающих быть дисциплинированным, внимательным, ответственным и пр. Таким образом, результат нередко достигается под влиянием активности других людей. Твоя воля дремлет и ждет очередного кнута.

Но оказывается, волю трудно обмануть, она формируется лишь в том случае, когда ты сам принимаешь решение, сам доводишь дело до конца, умеешь не поддаваться влияниям других, побуждающих тебя к развлечениям и безответственности.

При этом важно знать, что когда твои «надо» и «хочу» идут в одной упряжке (надо идти в школу, и я хочу туда идти), наличие желания очень помогает воспитанию чувства «надо».

В случае «не хочу», но «надо» дело обстоит сложнее: приходится прикладывать больше усилий для совершения необходимого действия. Может быть, стоит убрать из «не хочу» частичку «не» и поискать какой-либо интерес для себя. Например, хочу видеть друзей, пообщаться с Машей, показать свою коллекцию и пр. Тогда «надо» окрасится в более спокойные тона, возникнет желание хорошо ответить на уроке, написать интересное сочинение, решить сложную задачу и т. д.

Известно, что позитивное мышление всегда приносит более ощутимый результат и способствует воспитанию воли.

Что еще помогает воспитанию воли?

Очень важно знать себя, свои природные особенности. Ты, наверное, замечал, что в классе ребята по-разному включаются в работу: одни быстро и легко, другие медленно и трудно. Это нередко зависит не только от желания-нежелания учиться, а, в определенной степени, от типа нервной системы. Одним свойственна быстрота реакций, высокий темп деятельности – это ребята с подвижной нервной системой. Для других характерен низкий темп деятельности, замедленные реакции. Это свойства людей с инертной нервной системой.

Понаблюдайте за собой:

  • Легко ли вы отвыкаете от старых привычек?
  • Быстро ли вы осваиваетесь с новыми видами работы по сравнению с одноклассниками?
  • Удается ли вам сосредоточенно и успешно работать в напряженной и ответственной ситуации?
  • Быстро или медленно вы успокаиваетесь после испытанного волнения?
  • Быстро ли вы можете выразить словами свои мысли?
  • Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитая подождать, прежде чем действовать?
  • Выбивают ли вас из колеи неожиданные изменения в ваших планах на день?

Ответив на эти вопросы, ты сможешь составить первое представление об особенностях своей нервной системы и понять причины некоторых своих затруднений. Важно знать, что в каждом человеке есть заданные природой особенности характера, памяти, темперамента и пр.

И, если мы говорим о воспитании воли у школьников с разным типом нервной системы, то работа в этом направлении имеет определенные нюансы.

К примеру, у тебя сильный тип нервной системы, и ты можешь быстро включаться в работу, переключаться с одного вида деятельности на другой, четко отвечать на вопросы. Но тебе с трудом дается выполнять работу по алгоритму, шаблону, делать монотонные задания. Тебе не нравится проверять сделанное, планировать и систематизировать. В этом случае важно направить усилия на воспитание таких качеств как сохранение внимания и интереса к деятельности, доведение ее до конца, выработку способности не отвлекаться на общение с другими и пр.

Когда у тебя инертный тип нервной системы и тебе трудно на уроке усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, тебе следует научиться выделять отдельные информационные куски, использовать внешние опоры, разнообразные виды наглядного изображения, чтобы облегчить восприятие темы.

Поэтому так важно знать и понимать свои достоинства, возможности и недостатки.

И еще следует иметь в виду, что развитие воли требует постоянной работы. И если ты захочешь «начать новую жизнь с понедельника», это не произойдет само собой, без постановки конкретных задач лично для тебя, «заземленности» того, что ты решил сделать, легко проверить свои начинания и действия, осознания того, что тебе грозит «ловушка» разнообразных желаний, мешающих выполнить намеченное.

В процессе движения к цели у некоторых могут возникнуть колебания, отрицательные переживания, желание бросить все, скука, тоска, отчаяние. А. М. Прихожан в своей книге « Психология неудачника» предлагает; Не боритесь с ними, не и не подчиняйтесь им. Пусть они будут! Не ругайте себя за них. Обратите на них внимание, дайте себе отчет в них и продолжайте работать.

Если у тебя есть желание подробнее и полнее узнать об особенностях своей нервной системы, характере, памяти и других свойств личности, ты можешь обратиться к специалистам нашего Центра. Они не только помогут тебе узнать себя, но и подскажут способы работы над собой.

Татьяна Фролова, к.пед.н., методист ЦПМСС «Взаимодействие»


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  2. Как сделать учебу интересной?
  3. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
  4. Споры вокруг «анималотерапии»
  5. Новый год – праздник положительных эмоций
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Смеяться — значит быть злорадным, но с чистой совестью.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты