Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Психологам arrow Интересные статьи arrow Опыт взаимодействия с родителями в процессе индивидуальной работы с детьми
Опыт взаимодействия с родителями в процессе индивидуальной работы с детьми Версия для печати Отправить на e-mail
(17 голосов)
29.09.2010

Основной задачей деятельности специалистов ЦПМСС — помощь детям и подросткам в решении возникающих у них проблем в процессе становления и развития. По замыслу, родителям отводится значительное место в подобной деятельности. Они могут стать активными помощниками и ребенку, и специалисту в достижении успеха. Однако, немногие родители понимают свою миссию и часто снимают с себя ответственность за происходящее. Это — одна из самых распространенных трудностей в работе с родителями и имеет скорее мировоззренческий характер.

Большинство родителей считает, что от них не потребуют личного участия в развитии собственного ребенка. Они обращаются в Центр с целью получения от специалистов (психологов, дефектологов и т. д.) четкую программу действий по аналогии с рекомендациями врача. Однако при первой же встрече с психологом их нередко ждёт разочарование. Оказывается, многие вопросы они должны будут решать самостоятельно.

Второй распространенной ошибкой родителей является не понимание смысла деятельности психолога. Ему часто приписывают миссию психиатра или даже некоего целителя. И потому не считают возможным включаться в процесс по причине своей некомпетентности и нежелания навредить.

Так они оправдывают свою позицию по отношению к совместной деятельности. Как это проявляется на деле?

Во время первой же встречи при формировании конструктивного запроса, без которого, в принципе, невозможна продуктивная работа.

Когда родители в первый раз появляются в кабинете психологического центра, они получают анкету, где помимо прочих есть вопросы: «Что вас беспокоит в собственном ребенке?». Очень часто эта графа остается незаполненной.

Многие родители не могут сформулировать, что вообще их беспокоит в поведении своих детей, кроме внешних проявлений (не слушается, дерется с другими и пр.) Иногда они ссылаются на мнение компетентных людей: «Нас послал невропатолог (учитель, завуч или психолог в школе)». [2]

Как-то на первичной консультации мама пятилетней девочки, пожимая плечами, сказала, что к нам её направил психолог из детского сада: «Девочка нарисовала «грустный» рисунок». На вопрос — что за рисунок, что было нарисовано на нем, и почему психолог решил, что он «грустный», мама ничего вразумительного не ответила.

Во многих случаях (как это ни странно) родители не задумываются над тем, чтобы сформулировать запрос, надеясь, что специалист каким-то волшебным образом «вылечит» их ребенка неизвестно от чего.

Или, наоборот, выдают очень много информации и претензий к ребенку и не могут выделить главную проблему.

Одной из проблем является ожидание родителями от занятий быстрых положительных результатов. Когда этого не происходит, психологу предъявляются определенные претензии. Существует явное непонимание того, что ребенок, 8 лет воспитывающийся в определенной среде, никак не может кардинально измениться за несколько недель. Это вопросы некомпетентности самих родителей и отсутствующего долгое время в системе образования личностно-ориентированного подхода к учащимся.

Наличие подобных проблем нередко осложняет работу специалистов. Но теперь поговорим о том, какие шаги могут быть сделаны специалистом, чтобы привлечь родителей на свою сторону и сделать их активными участниками процесса.

1. Этап диагностики

На этом этапе при проведении диагностического обследования важно определить круг основных проблем, имеющихся у ребенка, а потом вновь возвратиться к запросу. Иногда имеет смысл проводить диагностику ребенка в присутствии родителя. Например, когда исследуется познавательная сфера, мама сама видит, что у ребенка снижена память, внимание, узкий кругозор и т. п. Следует подробно рассказывать родителям о результатах диагностики, разъяснять их смысл, значение.

При проведении диагностики эмоциональной сферы развития ребенка очень информативны рисунки детей. Объясняя родителю их значение, можно придти к более осмысленному пониманию им не только проблемы ребенка, но и своей собственной. При таком активном участии есть вероятность снижения психологических защит, свойственных родителям, возникает мотивация на преодоление трудностей.

При этом очень важно исключить прямую или косвенную критику поведения самих родителей, выражение сомнения в их педагогической компетентности. Критика уместна лишь в тактичной форме после анализа всей информации, в том числе и результатов обследования.

Если клиент всё же затрудняется в формулировке запроса, специалист может сам предложить ему несколько возможных вариантов.

Когда конкретный запрос сформулирован, можно начинать работу.

2. Участие в коррекционной работе

Задачами коррекционной работы являются: формирование у родителей педагогической компетентности через обучение и привлечение их к коррекционным мероприятиям в качестве активных участников процесса.

Наиболее эффективными формами индивидуального воздействия на этом этапе являются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы, получение от них обратной связи.

Психологу важно понять, какие изменения происходят с ребенком в различных ситуациях, выполняет ли он полученные задания, с каким настроением приходит на занятия и уходит после них.

Часто родители не могут забирать ребенка с занятия (например, работают до позднего вечера). Особенно непросто психологам, чьи подразделения находятся в зданиях школ, и дети приходят непосредственно из класса, а потом возвращаются туда же обратно. В таких случаях имеет смысл назначить определенное время, когда родитель сам может придти и поговорить. Если такой возможности нет, то можно пообщаться по телефону.

В ходе совместного обсуждения важно обратить внимание на анализ причин незначительного продвижения в реализации задуманной программы и привлечь родителей к поиску наиболее эффективных форм работы с ребенком, предложить им совместно выработать пути и способы совместной деятельности.

В тех случаях, когда родитель сам недостаточно добросовестно выполнял рекомендации специалиста, не оказывал помощь и поддержку своему ребенку, очень действенно метафорическое предъявление проблемы: «Антибиотики нужно принимать 10 дней. Если вы несколько дней пропустили приём, то каков будет результат?»

3. Обучение родителей

Оно заключается в проведении индивидуальных практикумов по обучению совместным формам деятельности с детьми (различные виды продуктивной деятельности, развивающие игры и задания).

Конечно, замечательно, если родитель посещает такие занятия, но, как правило, таких активистов очень немного. Поэтому психологу приходится быть более « авторитарным» – вручить родителю определенную долю ответственности за результат работы с ребенком. В таком случае родитель (часто и параллельно с ребенком) заводит «рабочую тетрадь», в которую записывает домашние задания и выполняет их. Варианты таких заданий соответствуют целям работы с ребенком. Вот несколько примеров.

«Задание № 1
Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трёх дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с положительно эмоциональными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколькос отрицательными (упрёком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не всё благополучно.

Задание № 2
Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое с вами, было положительно окрашено. Так же можно применять и заранее заготовленные задания.

Задание № 3
Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдёте описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывал в данном случае. Пока не думайте о вашем ответе.» [3]

Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка Ваш ответ
1. «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель, и из него всё высыпалось». Огорчение, обида Ты очень расстроилась, и было очень обидно
2. (Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!» Обида, гнев Тебе больно, ты рассердилась на доктора
3. (Старший сын маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь, «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь». Обида, раздражение Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала

Как ни странно, родителям бывает трудно не только говорить с ребенком о чувствах, но и идентифицировать то, что, в данный момент чувствуют они сами. Так что такого рода задания проводятся и на консультациях и задаются на дом.

4. Помощь родителям в решении их собственных проблем и в определении перспектив личностного развития

В процессе выполнения домашней работы родитель начинает осмысливать своё поведение и отношение к ребенку. Происходит внутренняя работа. Причем, любой результат имеет ценность. Даже если домашнее задание остается невыполненным под предлогом: «Мне было некогда», поведение родителя является очень информативным.

В результате такой работы родитель начинает более адекватно оценивать себя, своё поведение и отношения с ребенком.

Известно, что специалисты центра не оказывают психологическую помощь взрослым в решении их личностных проблем. На подобные трудности мы выходим лишь косвенно. Однако в наших силах показать, в чем истоки проблем ребенка (ведь чаще всего причина именно в родителях). Например, если у родителя трудности на работе и он «отыгрывает» своё плохое настроение на ребенке, то не удивительно, что сам ребенок в ближайшем времени станет непослушным и агрессивным. Приходится, предварительно рассказав родителю о последствиях его поведения, показать, как можно выражать агрессию конструктивным способом.

Или, в том случае, когда ребенок в семье выполняет функцию стабилизатора, имеет смысл показать маме такую деструктивную модель отношений в семье. Очень действенны здесь наглядные схемы, например, составление генограммы, на которой можно продемонстрировать типы семейных отношений.

5. Повышение компетентности специалиста

Подводя итог всему выше сказанному, хочется немного сказать и о личности самого специалиста. Бывает так, что после визита к педагогу-психологу родители, осознав свои трудности, решают обратиться и к «взрослому» психологу или психотерапевту. Но, к сожалению, это происходит нечасто. Поэтому основная тяжесть работы с родителями ложится на плечи педагога-психолога. Но эта работа неимоверно сложная, ведь сами родители очень разные по характеру. К каждому необходимо применять разную тактику: с кем-то быть построже, с кем-то более мягким. Важно учитывать, что большинству родителей не хочется почувствовать себя некомпетентными, несостоятельными в воспитании детей. А для этого специалисту необходимо очень тонко разбираться в людях, иначе можно просто «спугнуть» обратившегося. Конечно, такое умение достигается с опытом, но не менее действенны обмен опытом среди коллег.

В наше время существуют специальные мастерские, где специалисты проводят консультации под наблюдением супервизора, к тому же весь процесс (разумеется, с согласия клиента!) записывается на видеокамеру, а потом разбирается поэтапно. Это прекрасный способ увидеть свои ошибки со стороны и сделать соответствующие выводы. Кроме того, идет работа над имиджем самого психолога, ведь все специалисты тоже разные по характеру и темпераменту, и, зная свои слабые и сильные стороны, могут использовать их конструктивно. Так же очень действенно и информативно совместное решение специалистами сложных проблемных ситуаций, например, в клубном режиме. Здесь можно услышать мнение коллег, использовать опыт других. Так гораздо легче и интереснее осуществлять поиск новых способов взаимодействия с теми, кто обращается к нам за помощью.

Литература:

  1. И. Г. Малкина-Пых «Семейная терапия. Справочник практического психолога» («Эксмо» М. 2005г.)
  2. И. Млодик «Приобщение к чуду или неруководство по детской психотерапии» («Генезис» М. 2007г.)
  3. Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» («Сфера» М. 2005г.)
Татьяна Владимировна Морякова Татьяна Владимировна Морякова,
педагог-психолог СП «Зябликово» ЦПМСС «Взаимодействие»

Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Отчет о XI конференции ЦПМСС «Взаимодействие»
  2. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  3. Необычный взгляд на педагогов, работающих со школьниками
  4. Как стать хорошими родителями
  5. Как проводить беседу с родителями детей, которые должны проходить психотерапию
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Подлинное государство — это такая система ценностей, для которой «патриотизм» и «совесть» — понятия тождественные.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты