Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Проверь себя сам. Педагог – носитель культуры взаимодействия с детьми и взрослыми
Проверь себя сам. Педагог – носитель культуры взаимодействия с детьми и взрослыми Версия для печати Отправить на e-mail
(11 голосов)
08.10.2010

Нестыковка ожиданий ребенка и реальных действий педагогов часто становится причиной конфликтов и огорчений учеников. Они хотят в нем видеть не только учителя, но и человека, интересную личность, которая умеет строить с ними взаимодействие и отношения. Ведь они-то думают, что педагог — это тот человек, который умеет общаться с любым ребенком, может заинтересовать их своим предметом и справедливо оценивает знания. И он не жалуется родителям на неудачи и плохое поведение учащихся в школе, а сам вместе с детьми решает возникающие проблемы. В общем, ученики верят в профессионализм учителя и надеются, что он обязательно найдет правильный выход из любой ситуации.

Подобное же доверие оказывают учителям родители, отдающие детей в школу. Они полагают, что, будучи профессионалом, учитель владеет средствами и способами взаимодействия с любым ребенком — послушным и не очень, прилежным и несобранным.

Сами педагоги, в силу ли повседневной текучки или других причин, нечасто задают себе вопросы по поводу возникающих во взаимодействии с детьми сложных ситуаций. Такие,например: « Какую Я допустил сегодня ошибку в построении урока? Почему некоторые ученики пропускают мои уроки? Как мне построить отношения с родителями «трудных» учеников? И др. При этом многие педагоги не считают нужным подвергать сомнениям свою деятельность, быть уверенным в своей правоте и непогрешимости (учитель всегда прав). И переложить вину на плохо воспитанного ученика или трудного родителя.

Однако, существует значительная группа педагогов, которые заинтересованы в развитии своей компетентности и хотят разобраться в причинах своих успехов и неудач во взаимодействии с детьми. Для них мы и предлагаем такую форму работы как самодиагностика

Она нужна самому педагогу и ее назначение — определить возможные причины профессиональных затруднений и определить степень своей готовности к взаимодействию с детьми в процессе обучения и воспитания.

В качестве основных были выбраны следующие позиции: установки на взаимодействие с детьми; компетентность в общении; умение организовывать коллективную деятельность. Эти составляющие, на наш взгляд, могут в определенной степени свидетельствовать о характере взаимодействия с учениками.

1 этап работы

Вам предлагается выбрать одно из двух высказываний (А или Б) в цифровых обозначениях (1, 2, 3…), которые Вы разделяете. Оцените их в баллах от 1 до 3-х (1 — присуще мне в меньшей степени, 2 — в средней степени, 3 — в большей степени).

Мое педагогическое кредо

1.
А. Ребенок — такой же человек, как и я. Я уважаю его права и считаюсь с его желаниями и потребностями.
Б. Ребенок не имеет никакого жизненного опыта. Я должен (на) научить его жизни, помочь сформировать «правильные» ценности.

2
А. Я вижу недостатки своих учеников и делаю все, чтобы они стали лучше.
Б. Я принимаю ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями. Работу строю в соответствии с этими особенностями.

3.
А. Я как учитель помогаю ребенку в самостоятельном овладении знаниями и навыками, формировании их мировоззрения.
Б. Моя задача — передать детям накопленные человечеством знания и добиваться их хорошего усвоения.

4.
А. Я считаю, что ребенок вначале должен освоить то, что наработано наукой, а потом высказывать свои точки зрения
Б. На своих уроках я поощряю собственные мнения и точки зрения своих учеников, даже если они расходятся с общепринятыми.

5.
А. Уважение учеников я могу завоевать на основе своих действий и поступков
Б. Я считаю, что ученики обязаны уважать любого учителя.

Педагогическое общение

6.
А. Я очень быстро понимаю, насколько хорошо ученик знает материал. Нет смысла слушать его до конца.
Б. Я стараюсь слушать ученика, не перебивая. В случае его затруднений — могу задать наводящий вопрос

7.
А. Я считаю своим долгом делать замечания тем, кто не умеет себя правильно вести на уроке. Если не помогает, обращаюсь за помощью к родителям.
Б. Когда ученики мешают мне вести урок, я не стараюсь всех перекричать. Держу паузу и думаю, как их включить в работу

8.
А. Мне интересны мнения о моем классе других педагогов. Я с вниманием выслушиваю даже нелицеприятные точки зрения
Б. Я знаю, что некоторые педагоги говорят только о негативных сторонах моего класса. Мне неприятно это слышать.

9.
А. Ученики, порой, доводят меня до предельного состояния, и я не могу сдержать себя от проявления отрицательных эмоций
Б. Если на уроке возникает конфликтная ситуация, я не стремлюсь одержать верх, не пытаюсь унизить ученика Предлагаю ему разобраться после урока.

10.
А. Я замечаю, что иногда приношу домой свои отрицательные состояния. Вижу, что домашним это не нравится. Стараюсь поработать над собой.
Б. Мои домочадцы часто не понимают, насколько трудная у меня работа. И дома мне снова приходится всеми руководить.

Организация жизни коллектива

11.
А. Я как классный руководитель выясняю интересы и стремления ребят. Потом мы вместе с ними планируем внеклассную жизнь.
Б. Так как план воспитательной работы от нас требуют до начала учебного года, я составляю его сама. Я в общем знаю, что надо проводить с детьми — не первый год работаю.

12.
А. При подготовке внеклассных мероприятий мне приходится привлекать, в основном, активных ребят. На тех, кто без желания включаются в дела, не всегда можно положиться..
Б. При подготовке какого-либо дела мы выбираем творческую группу ребят. Они разрабатывают проект и форму его реализации. Состав творческих групп постоянно меняется

13.
А. Когда на мой класс идут жалобы по поводу дисциплины и успеваемости, я стараюсь выяснить их причины как у учеников, так и у учителей. Вместе учимся выстраивать договорные отношения.
Б. В случае плохой дисциплины и успеваемости «моего» класса я приглашаю родителей. И предлагаю им серьезнее заняться школьными проблемам своих детей.

14.
А. Я устала писать замечания родителям и призывать к порядку учеников- модников и «хиппи». Считаю, что в школу нужно ходить в приличном виде.
Б. Я не всегда понимаю современную моду. Но не считаю нужным критиковать в присутствии всего класса стиль одежды кого-нибудь из учеников. Иногда веду разговор после уроков.

15.
А. Я не считаю нужным выяснять у учеников мнения о прошедших мероприятиях. Сама провожу педагогический анализ в классном журнале, фиксирую «плюсы» и « минусы», активных и пассивных ребят. Делаю свои выводы.
Б. Мне важно выяснить, как ребята относятся к тем или иным классным и школьным делам. На классном часу мы всегда анализируем дело с позиции, что понравилось и что не понравилось и почему? Как в следующий раз избежать ошибок?

2 этап работы

Подсчитайте в конце действия количество букв А и букв Б и сумму баллов.

1 вариант: Если Вы выбрали вариант А в №№ 1, 3, 5,8, 10, 11, 13, а вариант Б в №№ 2, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15 — то это значит, что Вы способны к построению с детьми взаимоотношений по типу «человек — человек «, признаете их право на самостоятельность, уважаете их чувство собственного достоинства, склонны к анализу своей профессиональной деятельности, стремитесь к единству своих взглядов и действий Вы можете работать с детьми в режиме диалоговых отношений.

2 вариант: Ваш выбор другой: вариант А в №№ 2, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15, и соответственно вариант Б в №№ 1, 3, 5, 8, 10, 11, 13. Это значит, что Вы, по преимуществу, строите с детьми отношения с позиции «Учитель — ученик» в традиционном понимании (Учитель всегда прав). Вы не склонны к тому, чтобы доверять детям, давать им возможность проявлять свою самостоятельность. Вы всегда уверены в своей правоте и не допускаете возражений и иных взглядов. У Вас не возникает необходимости в анализе своей деятельности. В случае ошибок и неудач Вы склонны перекладывать вину на детей и их родителей.

Как Вы понимаете, здесь представлены наиболее крайние педагогические позиции. Они не всегда встречаются в «чистом» виде. Часто учитель действует в зависимости от ситуации, используя разные методы. Однако, важно понять, каковы у Вас основные педагогические приоритеты.

Цифровые показатели помогут Вам самостоятельно определить степень наличия у Вас тех или иных проявлений. Кроме того, они позволят Вам выявить соответствие Ваших педагогических позиций с характером их проявлений в различных сферах взаимодействия.

Например, в разделе «Педагогическое кредо» Вы находитесь в рамках отношений «человек — человек» (А № 1,3, 5; Б № 2, 4)и поставили себе высшие баллы (3×5 = 15). А в коммуникативной сфере Вы не столь уверены в себе. Поставили себе оценки 1 или 2 (от 5 до 10) И в организационных вопросах не все так гладко (к примеру, 1×3 = 3; 2×2 = 4, всего 7 баллов). О чем это говорит? Ваши, будем считать личностно-ориентированные, взгляды не всегда подкрепляются действиями. Вам следует проанализировать характер своего общения с учениками и коллегами, задуматься над тем, как Вы помогаете ученикам в организации их жизнедеятельности в школе.

3 этап работы

Подумайте над тем, какой из вариантов педагогического взаимодействия больше нравится детям и почему? Найдите качественную характеристику своего взаимодействия с детьми в дихотомическом ряду: авторитарное — сотрудничающее.; контролирующее — доверяющее; предметно-центрированно; личностно – центрированное.

Считаете ли Вы возможным и нужным строить отношения с детьми по типу «человек – человек»? Что она дает лично Вам как учителю? Что Вы считаете необходимым изменить в себе, чтобы Ваши взаимодействия с учащимися приняли характер сотрудничества?

Мы далеки от того, чтобы считать данную самодиагностику полной и достаточной для определения характера взаимодействия учителя с учениками. В ней обозначена лишь часть аспектов и вариантов, которые возможны в реальной жизни школы. Может быть, проведенный Вами анализ даст необходимую пищу для саморазвития и обновления?

Татьяна Фролова, к.пед.н., методист ЦПМСС «Взаимодействие»


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Поговорим о тестах… с психологом
  2. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  3. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
  4. Новый год – праздник положительных эмоций
  5. Споры вокруг «анималотерапии»
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

…Но смертный, право, трудно даже понять, как устроен этот смертный: как бы ни была пошла новость, но лишь бы она была новость, он непременно сообщит ее другому смертному, хотя бы именно для того только, чтобы сказать: «Посмотрите, какую ложь распустили!» — а другой смертный с удовольствием преклонит ухо, хотя после скажет сам: «Да это совершенно пошлая ложь, не стоящая никакого внимания!» — и вслед за тем сей же час отправится искать третьего смертного, чтобы, рассказавши ему, после вместе с ним воскликнуть с благородным негодованием: «Какая пошлая ложь!» И это непременно обойдет весь город, и все смертные, сколько их ни есть, наговорятся непременно досыта и потом признают, что это не стоит внимания и не достойно, чтобы о нем говорить.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты