Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Школьникам arrow Статьи о психологии arrow Учимся отвечать у доски
Учимся отвечать у доски Версия для печати Отправить на e-mail
(5 голосов)
01.11.2010
Страх порождается невежеством и неуверенностью.
Д. Карнеги

Уверенность в себе — основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силу действовать.
Ф. Шиллер


Я боюсь отвечать у доски. Все знаю, выучу, а выхожу к доске — сразу все из головы вылетает… Мычу что-то невразумительное. Руки, ноги как чужие. А тут еще Петька рожи строит. После этого вообще все забываешь… Не представляю, как буду экзамены сдавать».

И действительно, отвечать у доски трудно. Ведь это выступление, почти такое же, как выступление артиста на сцене. Здесь есть и публика (одноклассники), и критик (учитель). Причем это не просто выступление, а выступление на отметку, выступление, где проверяются твои знания, умения. Ну, как тут не волноваться?

Но вот что интересно. Ситуация эта (ответ у доски) — для всех учеников одинакова, а переживают ее и ведут себя в ней ребята по-разному. У одних она вообще не вызывает никаких особых переживаний, другие чувствуют себя, «как перед прыжком в водуи весело, и страшно». Ответив, они обычно еще долго не могут успокоиться. А третьи сильно волнуются, путаются, забывают даже хорошо выученный урок.

С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил урок, насколько он вообще хорошо знает и понимает тот или иной предмет (нет ли у него в усвоении прошлого материала таких «провалов», «черных дыр», которые мешают правильно понять новый материал), с тем, насколько он умеет излагать свои мысли.

Однако ведь бывает и так: ты действительно хорошо знаешь урок и когда на перемене товарищ попросил объяснить трудный вопрос, ты легко сделал это, а вот вызвали отвечать — и ты вдруг с ужасом убеждаешься, что почти все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, которые, кажется, невозможно объединить во что-то связное, быстро и сильно бьется сердце. Если это повторяется часто (и учителя, естественно, оценивают твои ответы не слишком высоко), то со временем ты даже можешь привыкнуть к неудачам и, выходя отвечать, заранее будешь готов к тому, что всегда ответишь хуже, чем выучил. Появляется неуверенность в себе, которая может потом распространиться и на общение с товарищами («Они только делают вид, что дружат со мной, а за глаза смеются»).

Для того чтобы этого не произошло, надо научиться преодолевать свой страх, свою боязнь отвечать у доски.

Давай попытаемся разобраться, что происходит, когда ты выходишь отвечать. «Ясно что,— ответишь ты,— волнуюсь и все». Правильно. Но когда человек волнуется? Обычно тогда, когда он почему-то не знает, как себя вести, что делать, боится потерпеть неудачу, провалиться. Есть такие ситуации, справиться с которыми особенно трудно и вместе с тем особенно важно. Эти ситуации, которые предъявляют особые требования к человеку, в психологии называют «стрессовыми» (от английского слова stress — напряжение). Ответы у доски и особенно на экзаменах — тоже своего рода стрессовые ситуации. Справляться с ними можно научиться. Для этого существуют специальные упражнения. Овладев ими, ты сможешь преодолевать свое волнение. Только наберись терпения и упорства.

Почему же все-таки бывает так, что, даже хорошо зная урок, ты волнуешься и не можешь его ответить? Все дело в том, что когда ты готовишь урок и когда отвечаешь его, ты чувствуешь себя по-разному. Психолог сказал бы, что ты находишься в разных эмоциональных состояниях. Учишь урок ты дома, сидя (а то и лежа), в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая у доски, стоишь напряженный, взволнованный. Из психологических исследований известно, что чем больше различия в состояниях человека, когда он получает информацию (например, учит урок) и воспроизводит ее (отвечает), тем труднее ему извлекать информацию из памяти (вспоминать). Следовательно, надо постараться сблизить эти разные состояния.

Для этого прежде всего надо научиться воображать, представлять себя в разных эмоциональных состояниях. Постарайся очень четко, во всех подробностях представить себе, что ты чувствуешь, переживаешь, когда совершенно спокоен, и что — когда сильно напряжен. Очень хорошо, если ты попробуешь описать (или нарисовать) эти состояния. Затем в течение нескольких дней читай (можешь про себя, но лучше вслух) отрывки из книг, стихи, спортивные репортажи (любые интересные тексты), воображая себя то в том, то в другом состоянии. Только трать на это упражнение не слишком много времени, лучше всего 10 минут в день. Когда ты научишься легко выполнять его, можешь перестать его делать. Возвращайся к нему изредка, перед особенно сложными моментами, ситуациями, когда тебе особенно трудно и вместе с тем совершенно необходимо овладеть своим состоянием.

Некоторым ребятам «настроиться» на то или иное состояние помогает «проигрывание» в уме какой-нибудь мелодии, чтение про себя стихотворения определенного ритма, представление пейзажа, цвета. Например, можно связать взволнованное, тревожное состояние с одной мелодией, а уверенное, спокойное — с другой. И всякий раз, когда надо «настроить» себя на спокойный лад, вспоминать нужную мелодию.

Для того чтобы вызвать у себя спокойное, расслабленное состояние, можно использовать « такой прием: припомни место, где ты был, или какое-то событие в своей жизни, когда ты испытывал полный покой, приятную лень, негу, и постарайся как можно ярче, вспоминая все ощущения, как можно подробнее представить себе это место и это событие.

Следующее состояние, на которое ты должен научиться «настраивать» себя — уверенное, «побеждающее». Используй тот прием, который тебе больше всего помог, когда ты учился произвольно вызывать у себя контрастные состояния тревоги и спокойствия. Например, вспомни, когда ты был уверен в своих силах — что ты чувствовал? Вспомни это ощущение свободы и раскованности. Свяжи уверенное состояние с каким-нибудь жестом (например, соединенными пальцами обеих рук или руками, скрещенными за спиной). Многим помогает умение принять «позу уверенности» — держаться прямо и как можно шире развернуть плечи. Чем более уверенно ты будешь держаться, тем более уверенно будешь себя чувствовать — психологи называют это «механизмом обратной связи».

Психологи считают, что вообще очень полезно перед трудными ситуациями, испытаниями вспоминать не случаи провалов (которые «сами лезут в голову»), а случаи успехов. Причем вспоминать подробно, детально, не только пытаясь проанализировать, что привело к успеху, но и — главное!— стараясь снова пережить и запомнить ощущение уве¬ренности, удачи. Тебе кажется, что никаких удач в твоей жизни не было? Это неправда. Если постараться, ты непременно их вспомнишь.

По тому же механизму на твое чувство уверенности может влиять и выражение лица, и голос. Для того чтобы научиться их контролировать, есть специальные упражнения.

Когда ты волнуешься (например, дома перед контрольной или экзаменом), посмотри на себя очень внимательно в зеркало. Только не торопись и не гримасничай. Просто рассматривай себя, и все. А затем постарайся придать лицу такое выражение, как будто ты хочешь убедить окружающих, что ты уверен в себе. Запомни это ощущение.

Очень хорошо выдает наши переживания и чувства голос. Поэтому, если ты будешь увереннее говорить, то можешь и почувствовать себя гораздо увереннее. Хорошо записать свой «уверенный голос» на магнитофон, а потом, вызывая состояние уверенности, попробуй «подстраиваться» под эту запись.

В общем, важно захотеть преодолеть свою неуверенность. Приемов и способов существует множество.

Использованы материалы статьи А. М. Прихожан «Как преодолеть неуверенность в себе»


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Как реагировать на неожиданности, возникающие во время ответа у доски
  2. Как бороться с детскими страхами?
  3. Для тех, у кого возникает страх неудачи в процессе учения
  4. Утрата детской способности забывать свои страхи обратима
  5. Опыт взаимодействия с родителями в процессе индивидуальной работы с детьми
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Спорит либо дурак, либо подлец. Первый — не знает, а спорит, второй знает, но спорит.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты