Для учителей, как и для актеров, голос является необходимым рабочим инструментом, без него невозможна успешная профессиональная деятельность. Никто из педагогов не застрахован от возникновения «голосовых проблем», поскольку такова уж профессия, им приходится много и подолгу говорить, причем говорить на достаточно высоком тоне, внятно и убедительно. Советы о том, как сберечь голос, совсем не лишни. Известно, как часто хирурги упражняются в игре на различных музыкальных инструментах, чтобы их руки, пальцы не теряли беглости, ловкости, пластичности. Такой же тренинг необходим и голосовому аппарату, поэтому очень важно знать упражнения, укрепляющие и совершенствующие этот тонкий инструмент. Мы нашли очень важные и полезные советы в методическом пособии Е. М. Пекерской «Вокальный букварь», обладающей многолетним опытом работы на оперной сцене и в сфере педагогической деятельности. Простейшие упражнения Прежде чем говорить о проблемах голоса, следует обратить внимание на манеру поведения говорящего. Выступая перед аудиторией, следует придерживаться определенных правил. Во-первых, поза говорящего человека должна быть удобной и естественной. В процессе занятий важна улыбка как свидетельство чувства радости, удовольствия от дела. Улыбка на лице учителя заставляет ученика ощутить приподнятость. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать произвольный жест. Слова, обращенные к аудитории, должны быть четкими по произношению и достаточно громкими, чтобы их слышали в последнем ряду аудитории. Для этого необходимо разрабатывать технические возможности артикуляционного аппарата. Первое условие этого — естественность и активность. Вам помогут простейшие упражнения. - Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, «винтиком», «трубочкой». Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.
- Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.
- Чтобы освободить язык и гортань, выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как «выброс» воздуха со звуком «ФУ» (щеки «опадают»). А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.
- Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким «хлопком» через сжатые (собранные в «пучок») губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б. Повторять упражнения следует до легкой усталости.
- Возьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые вы знаете наизусть. Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки — эстетическое восприятие, естественность, комфортность физического и психологического состояния.
- Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следите за ритмичностью произношения. Не забывать про темп и дикцию.
- Для развития акустических свойств голоса важно развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторите 10 раз.
- При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости мышц, избегайте новых зажатий.
Дыхательная гимнастика Многие учителя знают, что примерно к пятому-шестому уроку начинаются трудности с голосом. При большой нагрузке ослабевают гортанные мышцы, голос теряет звучность. Утомление может накапливаться и наслаиваться до срыва. Лекарство одно — молчание и отдых. Физиологические нормы позволяют использовать голос без ущерба для его качества не больше четырех академических часов в день с перерывом между ними в 15 минут. Для тех, кто быстро устает от речевой нагрузки, можно рекомендовать дыхательные упражнения, именно для укрепления голосового аппарата. Дыхательные упражнения - Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз).
- Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз). Своеобразный «массаж» связок.
- Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).
- Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая указательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю (6+6 раз).
- Вдохнуть через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ и интенсивность выдоха (дыхания).
- Надуть щеки, как шар. Резко «выхлопнуть» воздух через «губы-трубочку». Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, что важно для хорошей артикуляции.
- Беззвучно сказать «ы». Упражнение активизирует мышцы мягкого и твердого неба.
- Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: «ох, ах». Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать со вдохом.
Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения: - «Лошадка». Поцокать языком громко и быстро 10–30 сек.
- «Ворона». Произносите «Ка-аа-аа-ар». Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите 6–8 раз. Это упражнение можно делать беззвучно.
- «Колечко». Напряженно скользя кончиком языка по небу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.
- «Зевота». Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
- «Смех». Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения, смеетесь вы или просто произносите «ха-ха-ха». Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.
Что делать при простуде Каждый педагог знает, как трудно говорить при простуде, простой насморк легко выбивает из рабочего состояния. В это время очень важно принять правильные меры при первых симптомах болезни. Конечно, при заболевании следует обращаться к врачу, но иногда бывают такие ситуации, что человек должен грамотно предпринять какие-то меры до консультации с врачом. Доврачебная помощь: При воспалении слизистой носа очень помогает ментоловый карандаш. Хороши при заложенности носа отвлекающие процедуры: горячие ножные ванны; горчичники на икры, на ступни; 1% ментоловое масло по 5 капель, 3 раза в день. Правило очистки носа при насморке: при остром насморке, особенно когда нос заложен полностью, нельзя сморкаться. В это время в носу или носоглотке бывает много болезнетворных микробов. При сморкании слизь может из носоглотки попасть в среднее ухо и вызвать отит. Воспаление слизистой глотки — фарингит. При этом заболевании возникают неприятные ощущения: царапанье, жжение в глотке, сухой кашель. Почти всегда это воспаление захватывает в той или иной степени гортань. Возникновению фарингита способствует всякое часто повторяющееся раздражение слизистой оболочки глотки. Раздражители: курение, спиртные напитки, слишком горячая и острая пища, слишком холодная пища и напитки, колебания температуры, пыль. Доврачебная помощь: - Систематическое полоскание горла щелочными растворами (1 чайная ложка питьевой соды и 1 чайная ложка глицерина на стакан кипяченой воды).
- Щелочно-масляные ингаляции, но не горячие, а теплые (горячие несут только вред при фарингите).
Ларингит — воспаление слизистой оболочки гортани и самих голосовых связок. Заболевание может быть вызвано переохлаждением, инфекцией, а также перенапряжением голосовых связок, излишней нагрузкой. Симптомы: першение, боль в горле, хрипота, потеря голоса, кашель, недомогание, головная боль, иногда температура. Возможна длительная потеря голоса. Доврачебная помощь: - Устранение внешних причин, вызвавших ларингит (холодная еда, питье, сырой, холодный, пыльный воздух, курение, алкоголь).
- Уменьшение или полное исключение голосовой нагрузки — молчание.
- Щелочные теплые ингаляции несколько раз в день (теплые, не горячие).
- Горчичники на шею, спину, на ноги.
- Согревающие компрессы на шею.
- Полоскания, смазывания.
- При повышенной температуре — постельный режим, вызов врача. Лечение всегда под контролем врача.
Лучшее средство для предупреждения простудных заболеваний — закаливание всего организма. Под термином «закаливание» подразумеваются водные, воздушные и солнечные процедуры, гимнастика, физзарядка, различные виды спорта, хорошая ежедневная часовая прогулка. Как профилактическое гигиеническое мероприятие, способствующее укреплению деятельности гортани, следует использовать душ гортани с последующим за ним массажем. Этот метод устраняет усталость голосовых органов, уменьшает прилив крови к ним. Простейший вид массажа — это поглаживание кожи в сторону сердца. Движения должны совершаться легким давлением. Пяти минут бывает достаточно, чтобы избавиться от усталости, вернуть голосовую силу. Для закаливания носоглотки рекомендуются ежедневные водные полоскания носовой полости водой +18–+20 градусов по Цельсию постепенным снижением температуры (критерий — комфортные ощущения). Полоскание лучше делать утром, оно напоминает йоговское промывание: зажать одну ноздрю, а через свободную ноздрю активно втягивать из ладони воду, которая проходит в рот, промывая, массируя слизистую носоглотки. Затем такое же втягивание через другую ноздрю. Не надо форсировать интенсивность втягивания воды, чтобы не вызвать резкую боль. Сначала вода не будет проходить в рот, но это дело времени, сноровки. Конечно, хорошо делать эти промывания с морской солью, но даже обычная вода из-под крана приносит пользу. Не следует торопиться с результатом: даже если вода не выливается через рот, как это должно быть по идее, все равно большая польза: очищение, массаж, закаливание.. Постоянная забота Необходимость беречь свой голосовой аппарат является для педагога постоянной задачей — не только на работе, но и дома, на улице, в повседневной жизни и в праздники. Постарайтесь выработать привычку в холодное время года перед выходом на улицу выпить немного воды комнатной температуры. Это охладит стенки гортани. Вообще избегайте резкой смены температуры. После горячей еды и питья подождите в помещении 15–30 минут. Не разговаривайте на морозе, старайтесь не бегать и не ходить быстро на морозном воздухе, чтобы не углублять дыхание. Вообще избегайте охлаждений. Для голосового аппарата опасно чрезмерное употребление мороженого, сквозняки, ветер в жаркую погоду, когда вы разогрелись на солнце. Это самая легкая возможность для простуды. В повседневной жизни и деятельности дышать надо по возможности только через нос. Это предохраняет дыхательные пути от пыли и инфекции. Хорошо прополаскивать щелочными водами рот, глотку, носоглотку, так как щелочная вода хорошо очищает слизистую. Все эти рекомендации довольно простые и доступны в осуществлении. И если вы к ним отнесетесь с должным вниманием, они наверняка вам помогут в вашей профессиональной деятельности. Е. Ушакова, «Директор школы» № 1, 2009 Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Дети и ложь
- Как преодолеть трудности в обучении чтению
- Как преодолеть трудности в обучении чтению. Рекомендации для родителей
- Как общаться с гиперактивным ребенком. Методические рекомендации
- Неуспевающий ребенок
|