Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Праздники в педагогическом коллективе. Что они дают и некоторые формы их подготовки
Праздники в педагогическом коллективе. Что они дают и некоторые формы их подготовки Версия для печати Отправить на e-mail
(12 голосов)
23.12.2010

Наверное, праздники придуманы не зря. Уходит повседневность, окружающий мир раскрашивается в яркие цвета, происходит что-то новое, необычное. Но праздник только тогда хорош, когда ты его создал, сотворил или, по крайней мере, принял участие в его подготовке. Иначе все происходящее может показаться скучным и ненужным.

Нужны ли праздники педагогам?

Директор школы, в которой я начинала свою педагогическую деятельность, считала праздники неотъемлемой частью жизни педагогического коллектива. По ее мнению, учителям важно реализоваться не только профессионально, но и личностно, а для этого время от времени выходить за рамки производственной деятельности. В школе-новостройке, где мы работали, педагогический коллектив только создавался. Еще предстояло выработать общие нормы и ценности, да и просто познакомиться друг с другом. В первый же День учителя мы провели «Осенние посиделки», на которых продемонстрировали свои кулинарные и творческие способности, ближе узнали своих коллег. Праздник прошел успешно. Директор проявила инициативу, приняла активное участие в его подготовке и проведении. А потом предложила заниматься подобными вопросами профсоюзной организации.

Прошло немногим больше двух месяцев, и мы, педагоги, вновь встретились на Новогоднем празднике. Но уже не было прежнего творчества и энтузиазма. Учителя ссылались на свою занятость, усталость, отсутствие творческих способностей. Тот же коллектив, те же люди. А праздничного настроения не было. В чем же дело?

Возможно, в первом празднике педагоги так охотно участвовали, поскольку видели в нем определенный смысл (знакомство) или потому, что не хотели «срывать» инициативу директора? А может быть, директор сумела всех зажечь? И многие педагоги увидели в этих «посиделках» особый смысл и значение для развития коллектива, школы. Важно, что результат был достигнут: люди получили эмоциональный заряд, увидели друг друга в неформальной обстановке. Общаться стало легче.

А вот к Новому году уже накопилась значительная усталость (конец полугодия, детские новогодние праздники, родительские собрания и пр.) Физических и эмоциональных сил хватало только на многочисленные «школьные» дела, «собственный праздник» виделся многим в обычном отдыхе от напряженных будней, а все остальное воспринималась как дополнительная нагрузка. Надо сказать, что организаторы допустили серьезную ошибку: не учли, что у педагогов существует разное отношение к подобным мероприятиям и собственному участию в них. Влияет и характер человека, и внутренние установки по поводу деловых и межличностных отношений на работе, и собственный опыт участия в праздниках (дома, в кругу друзей, на работе). Кто-то считает, что школа для него — это лишь работа, и его устраивают деловые отношения с коллегами, а коллективные праздники скучны и однообразны, лучше отдохнуть дома. Другие убеждены в том, что надо обязательно общаться в неформальной обстановке, праздники помогают лучше узнать друг друга, расслабиться, и вообще здесь люди раскрываются с совершенно неожиданной стороны.

Следует признать, что данные позиции вполне обоснованны, и организаторам праздников важно их знать и учитывать. Возможно, следует обсудить эту проблему на собрании трудового коллектива, услышать разные взгляды и точки зрения. И ориентироваться на тех, кому важно и интересно проводить свободное время вместе. При этом большое значение имеет творческая составляющая совместного действия. Ценен сам процесс подготовки, нахождение идеи праздника, разработка сценария, репетиции. В этом процессе снимаются привычные профессиональные отношения «учитель-учитель», «учитель-директор». Начинают развиваться отношения творческих личностей, в них постепенно втягиваются и ранее незаинтересованные коллеги.

Как показывает опыт, работа многих творческих педагогических коллективов строится с учетом коллективных творческих дел. Самореализация в среде своих коллег является мощным стимулом в работе, в развитии творческого начала педагогов. Неформальное общение в кругу своих коллег, создание и реализация творческой идеи вдохновляют людей, обогащают их жизнь, способствуют (при определенных условиях) укреплению деловых отношений в коллективе.

Разумеется, проводить или не проводить коллективные праздники педагогов — дело каждого руководителя. Какими они будут — забота всех творческих членов коллектива. Хочу предложить некоторые приемы, позволяющие разбудить воображение и фантазию при подготовке к праздничному событию. Например, к приближающемуся Новому году.

«Мозговой штурм» и метод «думательных шляп»

«Мозговой штурм» — этот метод творческого поиска идей известен многим. Он был предложен в начале 50-х годов прошлого века сотрудником рекламного агентства Алексом Ф. Осборном. Автор исходил из абсолютно простой и верной идеи, что человек воспринимает окружающий мир довольно субъективно, однобоко, в свете когда-то усвоенных представлений. Решение проблемы может лежать на поверхности. Но чтобы его увидеть, необходимо взглянуть на нее с новой, неожиданной точки зрения. Принцип «мозгового штурма» состоит в том, чтобы собрать вместе несколько людей, поставить перед ними проблему и побудить их к высказыванию как можно большего количества решений, какими бы неожиданными и даже нелепыми они ни казались. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение. Следующий шаг — разработка конкретных практических шагов для выполнения выбранного решения.

При освоении данного метода в различных областях деятельности были внесены некоторые дополнительные правила. Желательно, чтобы процедурой руководил один человек, который поощряет высказывающихся, создает раскованную и доброжелательную атмосферу. Перед участниками «штурма» ставится конкретная задача, которую следует четко сформулировать. Заранее следует установить регламент. Фонтан творческих идей не может бить долго. Затянутое обсуждение рискует превратиться в переливание «из пустого в порожнее». Обычно получаса бывает достаточно. Допустимо использование любых гипотез, аналогий, сравнений, фантастических образов. Эффективность возрастает, когда в обсуждении участвуют и мужчины, и женщины, а также люди разных профессий. Рекомендуется вначале давать высказаться младшим (по возрасту и должности), дабы на них потом не давил авторитет «старших» товарищей.

Проведение «мозгового штурма» можно считать успешным, если удалось сформулировать пять-шесть достаточно реалистичных предложений.

Конечно, наряду с положительными сторонами данного метода, есть и недостатки. Во-первых, отсутствие четких правил работы. «Бестолковость» поисков возведена в принцип. Во-вторых, отсутствие критериев, позволяющих оценить уровень выдвигаемых идей, что приводит к уходу от «сильного» направления. Однако, вопреки уязвимости данного метода, он в целом оказывается весьма эффективным при решении творческих задач, поскольку помогает преодолевать инерцию в мышлении и деятельности.

Еще одно эффективное средство — метод «шести думательных шляп», разработанный Эдвардом де Боно. Он предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Для этого следует мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать разные шляпы. Всего предлагается использование шести разноцветных шляп. Автор подчеркивает, что головной убор символизирует определенную социальную роль, которую играет в данный момент человек: бейсбольная кепка, солдатская пилотка или косынка медсестры задают определенную модель поведения и новый взгляд на окружающую жизнь. Важно и то, что шляпу легко снять. Вот какие шляпы предлагает Эдвард де Боно.

Белая шляпа — символизирует факты, цифры и информацию. Надевая ее мы мыслим языком информации: какой информацией мы располагаем? Каких данных недостаточно?

Красная шляпа — эмоции, чувства, интуиция, предчувствия. В этой шляпе человек может высказать свои эмоциональные состояния по поводу обсуждаемой проблемы.

Черная шляпа — осторожность, здравый смысл, истина. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл — сработает ли это?

Желтая шляпа — преимущество, выгода. В ней можно задуматься о результативности предлагаемой идеи, понять ее преимущества, положительные стороны. Зеленая шляпа — исследование, предложения, новые идеи. Эта шляпа дает шанс выдвинуть альтернативное предложение, идею.

Синяя шляпа — размышление о самом мышлении. В этой шляпе человек осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Данная идея с различными головными уборами может быть использована и в игровой ситуации: люди надевают их, перевоплощаясь в того или иного персонажа.

Склеивание, аналогии и метод творческих преобразований

В книге А. И. Савенкова «Содержание и организация исследовательского обучения школьников»* вы найдете различные методические приемы для усиления творческих способностей, которые могут быть взяты на вооружение организаторами праздников. Склеивание (агглютинация) — прием творческого воображения, основанный на соединении различных персонажей (дракон, кентавр, русалка, химера и др.). Можно, к примеру, предложить создать образ директора-робота, столовую — космический корабль и др. Аналогии позволяют, используя воображение, создавать определенные соотношения и связи. Аналогии могут быть связаны с формой, цветом, звуком, ритмом (например, какое музыкальное произведение вы бы создали при описании школы в обычный рабочий день и в воскресные дни). Преувеличение и преуменьшение — этот прием может быть использован при сочинении разных историй, «баек» про то, что было или могло бы быть (предложить двум группам разыграть всем знакомую ситуацию, используя увеличительное и уменьшительное стекло). Акцентирование — выделение главных особенностей события, образа (по каким признакам можно в толпе идущих людей выявить педагога, врача, влюбленного и пр.). Эти приемы могут помочь в поиске творческих заданий для участников праздника.

Еще один интересный прием может пригодиться в ходе подготовки. Его автором является В. А. Бухвалов и называется он «методом творческих преобразований». В его основе лежат «преобразующие вопросы».

Альтернативное применение: можно ли данный объект использовать иначе или изменить? На что данный объект похож, что он напоминает? Какие у вас возникают идеи, когда вы смотрите на данный объект?

Изменения: можно ли изменить цвет данного объекта, размер, форму, звук, запах, направление движения? Какой неожиданный поворот в изменении этого объекта вы бы могли придумать? Можете ли вы изменить свой голос, прическу, свой внешний вид? Можно ли улучшить, усовершенствовать данный объект?

Уменьшение: можно ли сократить данный процесс по времени? Можно ли сделать этот объект меньше, короче, легче, тоньше, слабее? Можно ли сделать этого человека менее заметным? Что еще можно облегчить, укоротить, убрать?

Увеличение: можно ли увеличить продолжительность этого процесса? Можно ли удлинить этот объект, сделать его больше, тяжелее, сильнее, толще? Можно ли сделать так, чтобы человек стал заметнее, ярче? Что еще можно усилить, увеличить, добавить?

Замещение: можно ли заменить название? Кто бы мог успешно заменить этого человека? Можно ли взамен этого использовать другой механизм, другой источник энергии? Можно ли это сделать в другом месте, в другое время?

Перемещение: могут ли эти люди поменяться местами, своими делами? Можно ли поменять части местами? Можно ли это сделать в другой последовательности? Можно ли перевернуть роли, сделать их противоположными по «знаку»? Можно ли перевернуть данный объект, вывернуть наизнанку?

Можно, конечно, продолжить список разработанных методов и приемов, помогающих раскрытию и формированию творческих способностей человека. Но, как показывает опыт, в каждом коллективе находятся люди с творческой жилкой, способные найти свои, неповторимые путисоздания атмосферы творчества и фантазии. Важно их выявить и вдохновить. И праздник обязательно получится!

Фролова Т. В. кандидат педагогических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие»


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Скоро Новый год! Как будем его встречать?
  2. Новогодний праздник в СП «Чертаново»
  3. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  4. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
  5. Новый год – праздник положительных эмоций
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Основанием любой красоты является нечто нечеловеческое.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты