Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Психологам arrow Интересные статьи arrow Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом Версия для печати Отправить на e-mail
(7 голосов)
19.01.2011

Кто такой «психолог», чем он занимается, в каких случаях к нему можно обращаться? Этот вопрос очень часто задают и сами дети, и их родители. Ведь про психолога довольно часто стали говорить по телевизору, радио. Особенно, когда случаются экстремальные ситуации, когда нужна помощь людям, попавшим в беду, потерявшим своих близких. Многим ребятам, их родителям и даже некоторым педагогам не всегда понятен смысл его деятельности. И потому они опасаются обращаться за помощью к психологу. Нередко из-за боязни оказаться в числе психически нездоровых людей.

Мы решили спросить у ребят, как они представляют, чем занимается психолог, каково его истинное предназначение. Вот какие получились результаты.

Небольшому числу ребят психолог видится как маг и волшебник. Человек, который может сделать казалось бы невозможное. Например, помирить тех, кто давно не общается между собой, неуверенному человеку обрести веру в себя, научиться управлять своим настроением и пр. Этим ребятам кажется, что психолог обладает способностью видеть человека насквозь и может легко и быстро решить имеющиеся у него проблемы.

По мнению других. он выполняет функцию рентгена, высвечивает имеющиеся у человека проблемы, недостатки. Вот это представление и вызывает большие опасения у ребят. Им кажется, что психолог нужен только тем, у кого есть отклонения от нормы. Поэтому от ребят нередко можно услышать: «Я же не псих. Зачем мне идти к психологу?».

Страх быть разоблаченным в каких-то психических отклонениях подчас отпугивает ребят, да и их родителей от сотрудничества и взаимодействия. Поэтому ребята нередко видят в общении с психологом некую опасность для себя и не готовы идти на контакт с ним.

Но когда взаимодействие происходит – коллективное или индивидуальное- впечатление у участников меняется. Они начинают понимать, что задача психолога в том, чтобы помочь человеку познать себя, свойства характера, эмоциональные проявления, научиться управлять своими отрицательными состояниями, обрести устойчивость и уверенность.

Вот некоторые впечатления от «встреч с психологом» у ребят, посещающих занятия психологов в ЦПМСС «Взаимодействие».

Младшие школьники

— « К нам приходила психолог и рассказывала о том, как вести себя с незнакомыми людьми. Было очень интересно. Мы играли, рисовали и ставили сценки. Это было необычно. Я поняла, что делаю много ошибок, когда гуляю с ребятами или еду в транспорте. Побольше бы таких уроков!» (4 класс)

— « Я хожу в группу продленного дня. Самое трудное – заставить себя делать домашние задания. Воспитатель попросила психолога рассказать нам, как с меньшим напряжением включаться в работу, как управлять своим настроением. Об этом с нами никто не говорил. Мы вместе придумали несколько способов, как настроиться на работу, не отвлекаться на другие дела.Некоторым это помогло» (3 класс)

— Социальный педагог предложила мне и моим родителям прийти на прием к психологу в ЦПМСС «Взаимодействие». Я нарушаю дисциплину на уроках и плохо веду себя на переменах. Мне не хотелось, и я не знал, что там будет происходить. Я согласился, чтобы не расстраивать маму. Оказалось, что это совсем не страшно, а даже интересно – заниматься с психологом. Я строил дом, рисовал фантастичных животных, лепил машину и пр. И только в самом конце занятия она поговорила со мной о том, как я чувствую себя в школе. Мне было легко рассказывать ей о себе. Я доверял ей. В следующий раз пойду обязательно». (5 класс).

Эти примеры показывают, что для большинства ребят младших классов общение с психологом воспринимается как незнакомое, необычное. Но все отмечают при этом положительный эффект от него. У ребят не возникало страха или протеста против взаимодействия, наоборот, появился интерес и потребность в дальнейшем общении.

Подростки

Подростков значительно труднее убедить в необходимости посещения психолога. В этом возрасте ребята чувствуют себя вполне взрослыми и самостоятельными. И не хотят впускать в свою личную жизнь других взрослых. Основные советчики- одноклассники и друзья. Вот типичный пример мышления и поведения подростка по отношению к действиям педагога и психолога:

— «Классная» вызвала меня с урока литературы и сказала, что меня ждет психолог. Сам я уже несколько раз сознательно игнорировал встречи с ней. У меня нет никаких психических отклонений. Я не считаю нужным разговаривать с психологом. Но тут пришлось идти. Отвечал нехотя, но потом разговорился. И очень удивился тому, что меня не воспитывают, не осуждают за плохое поведение и грубость по отношению к учителям. Пытаются понять. Но я не уверен, что приду в следующий раз. Ребята меня не поймут, подумают, что я — псих Возможно, позвоню по телефону доверия». (8 класс)

Подобная позиция очень типична для подростков. Даже когда общение с психологом проходит благополучно, остается страх осуждения одноклассников и друзей. Чтобы помочь подростку освободиться от этого, лучше использовать способы групповой работы. Подростки чаще соглашаются на нее, т. к. испытывают потребность быть вместе с ровесниками, одноклассниками, возможность поделиться впечатлениями от происходящего.

В большинстве случаев ребята принимают предлагаемую им психологом форму взаимодействия. Особенно когда он использует игровые формы, интересные упражнения.

— «Сегодня на занятии было интересно. Здоровались друг с другом разными способами. Придумали маршрут путешествия со всякого рода трудностями. Находили способы их преодоления. Потом обсуждали предложенные варианты. Я увидела свои проблемы: нерешительность, зависимость от мнения других. Это действительно про меня». (7 класс)

Подростки в ходе групповой работы могут предлагать свои темы для обсуждения, формы и способы взаимодействия. Это происходит при условии, когда они заинтересованы в работе и не испытывают давления со стороны ведущего.

Одна из самых трудных задач психолога — сохранить группу. Оказалось, что удержать интерес и значимость личностной работы для подростков удается не всегда. Что помогает сохранить группу:

  • ощущение участниками безопасности в ходе общения;
  • внимание членов группы к проблемам каждого участника;
  • обсуждение значимых для данной возрастной группы проблем;
  • активное использование творческих форм в ходе работы;
  • развитие рефлексивных способностей на протяжении всего хода занятий;
  • принятие ведущего, способов его работы с группой.

Татьяна Васильевна Фролова кандидат педагогических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие»


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Трудности обучения: взгляд нейропсихолога
  2. «Что ты за птица?»
  3. Отчет о XI конференции ЦПМСС «Взаимодействие»
  4. Большие эмоции маленьких детей
  5. Психология восприятия текста в on-line консультировании
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Ценность идеала в том, что он удаляется по мере приближения к нему.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты