Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Психологам arrow Интересные статьи arrow Важные аспекты беседы с подростком
Важные аспекты беседы с подростком Версия для печати Отправить на e-mail
(12 голосов)
18.04.2011

Отношение подростка к психологической помощи

Известно, что сам подросток редко приходит к психологу. В основном его приводят учителя или родители. Он не ждет психологической помощи и не надеется на нее. Более того, нередко он воспринимает визит как наказание за плохую учебу, проступок. Направление на «принудительную беседу» вызывает у такого подростка враждебность по отношению к психологу. К этому добавляется еще характерное для подростков стремление не быть таким человеком, который нуждается в помощи, по крайней мере, со стороны постороннего взрослого. Это рассматривается им как слабость. Такие позиции подростка существенно затрудняют проведение беседы с ним. Так как известно, что важнейшим условием успешности работы является настроенность человека, обратившегося к психологу, наличие у него мотивации на получение психологической помощи.

Свое нежелание получать помощь подросток может выражать по-разному — молчанием, односложными ответами, полным безразличием к тому, что говорит и делает психолог. Он уныло смотрит в сторону[1], крутит пуговицу, всем своим видом показывая, что сидящий напротив зря тратит его и свое время. Значительные трудности возникают и в процессе работы с враждебно настроенными подростками.

Выбор нужной дистанции при установлении контакта

Во всех этих случаях особенно важно выбрать правильные тон и стиль беседы с подростком, правильно установить психологическую дистанцию. Подросток чувствителен к тому, насколько взрослый стремится «приблизиться к нему, влезть ему в душу». Например, слишком мягкое, «разрешающее» или слишком шутливое обращение по типу «свой парень» могут вызвать негативную реакцию подростка, поскольку он воспримет это как нарушение дистанции, попытку насильственно сблизиться с ним. Кроме того, необходимо учитывать реакцию подростков из неблагополучных семей. Как правило, в таких семьях царит достаточно жесткая система отношений И доброжелательное поведение, мягкий тон психолога могут рассматриваться подростками и как проявление скрытых замыслов, враждебности со стороны психолога, так и его слабости. И то, и другое, естественно, мешает установлению контакта.

Поэтому во всех этих случаях важно начать разговор с нейтрального тона, четко объяснив подростку суть и смысл предстоящей работы. Для установления контакта полезно дать ему представление о возможных результатах взаимодействия с психологом. Конечно, ни в коем случае нельзя насильно заставлять подростка сотрудничать с психологом. Следует отнестись к его позиции с пониманием.

В тех случаях, когда подросток резко и недвусмысленно высказывает свое нежелание что-либо обсуждать с психологом, отвечать на его вопросы, выполнять задания, беседу следует отложить на некоторое время. Или можно предложить какие-либо простые, достаточно короткие методики, результаты которых можно с ним сразу обсудить. Подчеркнем, что в этом случае методики используются не для целей диагностики, а для установления контакта. Поэтому желательно, чтобы они касались не столько личности, сколько способностей подростка. Анализируя вместе с подростком результаты выполнения предложенных методик, следует прежде всего обратить внимание на его сильные стороны. Прежде всего на те, развитие которых может помочь ему поднять самооценку, увидеть возможности достижения успеха, преодоления трудностей. И только после этого указать на слабости, на то, что может мешать. Обычно такое начало заинтересовывает подростка, помогает ему включиться в работу.

В некоторых случаях при работе с немотивированными или враждебно настроенными подростками следует сначала провести обычное тестирование, а беседу начать во время второй встречи с подробного анализа результатов тестирования. Во всех этих случаях очень важно, чтобы разговор шел на языке, понятном подростку, полностью исключающем употребление слов и выражений, которые могли быть расценены им как насмешка. Также не следует проявлять слишком большую заинтересованность в результатах его действий, поскольку такой интерес может вызывать у подростка настороженность и подозрение. Обычно лучше всего сохранять нейтрально-профессиональный тон и профессиональную доброжелательность, что позволяют обеспечить психологическую дистанцию, дающую возможность подростку чувствовать себя вполне свободно.

Достаточно эффективным началом беседы с подростками, особенно при работе со школьниками 13-15-ти лет, является прием, предложенный психологом Т. П. Гавриловой. Подростку предлагается разыграть сцену «Моя мама (учитель) на приеме у психолога». Подросток от лица матери, педагога жалуется психологу на самого себя и вынужден представить точку зрения взрослого. Это дает ему возможность увидеть ситуацию со стороны, осмыслить свои действия и позицию взрослых.

Чего ждет подросток от работы с психологом?

Поскольку школьный психолог, готовясь к разговору, может многое узнать о подростке: поговорить с одноклассниками, учителями, понаблюдать за ним на уроках, на переменах, то, приступая к беседе — все равно диагностической или консультационной — он уже много может знать о подростке. Учитывая все это, беседу с подростком можно начать с выяснения того, каковы его личные представления о том, зачем он пришел к психологу, каковы его представления о возможных результатах. Не следует задавать подростку вопросы типа: «Как ты думаешь, зачем ты ко мне пришел?» или «Чем я могу тебе помочь?». На такие вопросы, как правило, подростку очень трудно ответить. Вместо этого можно сказать примерно так: «Тебя попросила прийти ко мне… (имя, отчество учителя). Как ты думаешь, на что она жаловалась? Как тебе кажется, какого результата она ждет от нашей встречи? (после ответа школьника)… А ты? Чего бы хотел ты?». Возможен и такой вариант: «Я уже кое-что знаю о твоих трудностях, проблемах, но мне очень хочется услышать от тебя самого, как ты сам смотришь на все это».

Такое открытое начало позволяет подростку самому отнестись к тем своим сложностям и проблемам. Нередко подростки в своих ответах рассказывают совсем о других проблемах, чем те, с которыми их направил к психологу учитель. В этих случаях необходимо начать беседу с тех проблем, о которых говорил подросток.

Важно выяснить, как подросток сам относится к жалобам на себя, как он объясняет причины своих поступков и, как, по его мнению, объясняют их родители и педагоги.

Необходимо также понять, ждет ли подросток чего-нибудь от работы с психологом и насколько реалистичны эти ожидания. Если он ничего не ждет или имеет минимальные ожидания, следует познакомить его с возможными результатами и заинтересовать его в достижении этих результатов. Если подросток примет эти результаты, то они могут мотивировать его на работу с психологом. Поскольку такая работа достаточно длительна, а подростки легко «теряют» и изменяют цели, то в дальнейшей работе необходимо постоянно обращаться к этой цели, показывать, насколько она достигнута, что помогает, что препятствует ее достижению.

Если результат, который подросток хотел бы получить от совместной работы с психологом, явно нереалистичен (например, школьник, имеющий три двойки в четверти, говорит, что в результате работы с психологом хотел бы стать отличником), следует четко скорректировать эти ожидания. Нереалистичность ожиданий имеет и диагностическое значение. В зависимости от контекста она может указывать на несоответствие уровня притязаний подростка его реальной успешности или на то, что подросток рассматривает посещение психолога как принуждение.

Диагностичными являются конкретность описания подростком своих проблем, четкость представление о том, в каких ситуациях они проявляются, в каких усиливаются, в каких смягчаются, как это влияет на его жизнь, в том числе на его жизненные планы. Расплывчатость, абстрактность их описания указывают на то, что эти проблемы на самом деле его мало заботят, или он не может их вычленить из общего контекста поведения, реагируя преимущественно на некоторое общее осознаваемое им неблагополучие.

Первая часть, продолжение находится здесь

Материал подготовила Татьяна Васильевна Фролова кандидат педагогических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие». На основе статей и выступлений Прихожан А. М. – доктора психологических наук.

_________________________________________

  1. Отметим, что далеко не всегда то, что подросток смотрит в сторону, является показателем его нежелания отвечать. Нередко это как раз наоборот связано с его желанием точнее, лучше ответить. По словам самих подростков, чем сложнее и значимее вопрос, тем легче отвечать, не глядя на собеседника. Показательны в этой связи слова одного из подростков: «Когда я смотрю прямо в глаза учителю или родителям, это значит, я отвечаю им, не думая».[назад]

Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Кризис подросткового возраста
  2. Интернет стал конкурирующей реальностью?!
  3. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  4. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
  5. Споры вокруг «анималотерапии»
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Нет ничего труднее, чем заставить понять юмор.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты