Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Психологам arrow Интересные статьи arrow Важные аспекты беседы с подростком [часть 2]
Важные аспекты беседы с подростком [часть 2] Версия для печати Отправить на e-mail
(14 голосов)
29.04.2011

Работа с негативно настроенными подростками

Большую трудность представляет работа с негативно или враждебно настроенным подростком. У некоторых психологов есть представление, что причина негативизма, предельной настороженности клиента обусловлена неправильными действиями взрослых по отношению к нему. В этом случае они стараются показать свою особую позицию, по сравнению с другими взрослыми, к проблемам ребенка, что обычно не приносит результата. Стремление «задобрить» подростка также оказывается безрезультатным. Есть также специалисты, которые рассматривают негативизм как показатель подросткового кризиса. И ведут себя так, как будто ничего не происходит. Такое поведение тоже, на наш взгляд, является ошибочным.

Подростку следует показать, что его состояние замечено взрослым. Сделать это можно в нейтральной форме, не используя слов «негативизм», «агрессия», «злость». Например: «Ты рассержен? Чем-то недоволен?». Следует избегать вопросов «Я что-то неправильно сказал? Сделал?», поскольку для такого подростка — это знак слабости взрослого, его неуверенности.

Как правило, негативизм подростка может быть связан не с конкретной ситуацией консультирования (хотя она может способствовать его проявлению), а с другими событиями его жизни. Кроме того, необходимо учитывать, что негативизм, а в крайних случаях и враждебность часто является средством самозащиты, способом не показать свою тревогу.

Естественно, психолог не должен отвечать на негативизм подростка проявлением недоброжелательности или морализаторства. Все это может вызвать еще большую враждебность. Желательно во всех случаях сохранять спокойное профессиональное (иногда даже подчеркнуто профессиональное) отношение к подростку. Вместе с тем, нельзя разрешать прямых оскорблений и хамства в свой адрес или в адрес других взрослых, школьников. Здесь должна быть четкая, недвусмысленная реакция психолога как взрослого человека, который не может допустить подобного поведения.

Важно показать подростку свои чувства, переживания, реакции на происходящее. Необходимо использовать свои личные переживания как своего рода диагностический материал, позволяющий лучше понять, как на подростка реагируют взрослые. А иногда и то, в какие ситуации он (осознанно или неосознанно) вовлекает психолога.

Таким образом, атмосфера доверия и доброжелательности, которая необходима практически для любого типа психологической беседы, совершенно не означает принятия всего, что делает или говорит подросток.

Как использовать принцип безусловного принятия» ребенка

Тезис о «безусловном принятии» школьника на практике часто ведет к «все разрешающему» поведению, что вредно и для установления контакта между психологом и подростком, и для целей диагностики, консультирования, и, что самое главное,— для самого подростка.

Необходимо различать «безусловное принятие» как некоторый общий принцип психологической работы, предполагающий уважение к подростку, стремление понять и выслушать его, готовность оказать ему психологическую помощь. И те конкретные проявления, которые осуществляются в ходе профессиональной работы. Нередко психолог понимает принятие как необходимость выражения сочувствия, понимания, что само по себе очень важно и способствует установлению контакта, доверительных отношений между ним и подростком. Однако если этим все ограничивается, если психолог не высказывает никаких замечаний по поводу поведения подростка, выявленных у него проблем, то подобный контакт оказывается бесполезным. Более того, у подростка довольно быстро наступает разочарование в психологе, который «только говорит: «Я тебя понимаю, я понимаю, что ты чувствуешь», но ничем конкретно не может помочь. В практике нередки случаи, когда подросток, используя подобное «принятие» начинает активно манипулировать психологом. Следует вспомнить известное выражение человека, который во многом способствовал введению представлений о безусловном принятии в наш профессиональный обиход — К. Роджерса: «Мы принимаем все, допускаем многое, соглашаемся с немногим». Подлинное принятие выражается в том, что психолог переходит к деловому сотрудничеству с подростком как с полноправным партнером, человеком, с которым можно и нужно заниматься общим делом.

На что важно обращать внимание во время беседы.

В зависимости от причины прихода подростка к психологу и типа беседы она может строиться по-разному. В любом случае следует обратить особое внимание на особенности его Я-концепции. Прежде всего на самооценку и уровень притязаний, а также на то, каковы представления подростка о себе. Например, высказывания типа: «У меня ничего не получится», «я никогда не могу справиться с этим», отказ от соперничества: «все равно я ему проиграю» и т. п. свидетельствуют о низкой самооценке. На защитно- высокую самооценку могут указывать повышенная чувствительность к критике со стороны взрослых и сверстников, нежелание признавать свою вину, склонность подчеркивать недостатки других или снижать значение их успехов» и др.

В процесс беседы можно включить простые диагностические, в том числе проективные пробы (например, «Золотой возраст», «Три желания», «Необитаемый остров»). Это позволит поучить дополнительный материал, который может быть использован для выдвижения, подтверждения или опровержения диагностических гипотез, выдвигаемых психологом при работе с конкретным подростком.

Существенное диагностическое значение имеют также высказывания подростков по поводу школы, учителей, его родных и близких, а также представления о своем прошлом и будущем. Особое внимание следует обратить на сам процесс беседы:

  • насколько охотно включается подросток в беседу,
  • склонен ли он соглашаться с психологом или, напротив, противостоять ему,
  • каков был общий эмоциональный настрой подростка во время беседы, изменялся ли он и если изменялся, то как именно, после чего,
  • каково было отношение подростка к психологу и менялось ли оно в процессе беседы,
  • каково общее отношение психолога от беседы с подростком.

Ценные диагностические сведения можно получить, анализируя такие моменты беседы:

  • возникли ли между психологом и подростком какие-либо отношения, какие именно — продуктивные или непродуктивные
  • кто чаще был лидером, а кто ведомым в этом диалоге? Насколько часто лидер и ведомый менялись местами? После чего?
  • насколько подросток хотел во время беседы взять инициативу в свои руки? Как часто он это делал? Насколько ему это удавалось?
  • в каких местах беседы, в ответ на какие вопросы психолога подросток обнаруживал особое напряжение, сильные эмоции?
  • какие особенности поведения подростка в первую очередь привлекают к себе внимание и как на эти особенности могут реагировать окружающие (взрослые, сверстники); какие личностные особенности предположительно могут скрываться за этими формами поведения.

Ориентация на самостоятельность

В заключении следует уделить особое внимание анализу ответов на обозначенные вопросы. Они позволят увидеть общую картину того, что происходит с подростком, каковы его проблемы и каково их происхождение. Заключение должно содержать рекомендации для работы психолога с анализом возможностей и ограничений подростка, которые могут способствовать или препятствовать планируемой работе. Важной особенностью таких рекомендаций при работе с подростком является то, что значительную часть работы по преодолению трудностей он доложен выполнить сам.

Самостоятельная работа подростка по самовоспитанию, саморазвитию во многом дополняет или даже заменяет педагогическую часть развивающей и психокоррекционной работы. Успех этой работы в средних и старших классах школы во многом зависит от осознания подростком своих проблем и желания измениться.

Но для того чтобы подросток полноценно мог выполнять свою часть работы, его необходимо этому специально научить. Так, если психолог просит подростка понаблюдать за собой, выяснить, какие именно обстоятельства способствуют возникновению или усилению проблемы, а какие, напротив, смягчают или даже минимизируют ее, его необходимо познакомить с методами самонаблюдения и фиксации результатов.

Другими словами, мало сформировать у школьника желание измениться, ему необходимо дать психологические средства для этих изменений, а также обеспечить своевременную помощь и контроль.

Продолжение, первая часть находится здесь.

Материал подготовила Татьяна Васильевна Фролова кандидат педагогических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие». На основе статей и выступлений Прихожан А. М. – доктора психологических наук.


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Кризис подросткового возраста
  2. Интернет стал конкурирующей реальностью?!
  3. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  4. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
  5. Споры вокруг «анималотерапии»
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Искусство учит нас тому, как мало способен объять человеческий разум.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты