Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Умение восстанавливаться. К вопросу о саморегуляции педагогов
Умение восстанавливаться. К вопросу о саморегуляции педагогов Версия для печати Отправить на e-mail
(17 голосов)
26.05.2011

Профессию педагога не отнесешь к тихим и спокойным. Она, как известно, требует от личности не только интеллектуальных и нравственных, но и огромных эмоциональных и физических затрат. Невольно возникает вопрос: за счет каких же ресурсов справляются учителя и воспитатели с большими нагрузками, как восстанавливают себя после трудового дня, недели, учебного года?

Мы задавали этот вопрос многим учителям школ, воспитателям в различных регионах страны. Вот наиболее типичные ответы: «Положение обязывает быть всегда в форме», «Четко планирую рабочее время», «Люблю дело, за которое взялся, потому и держусь», «Стараюсь отдыхать и переключаться».

Таким образом, многих держит на плаву преданность профессии, и они находят т различные способы восстановления своих сил: кто-то переключается на другую деятельность, кто-то посещает фитнес или занимается танцами. Одним помогают музыка, чтение хороших книг, кинофильмы, общение с близкими людьми, друзьями, другим — прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, водные процедуры.

Словом, имеется множество способов восстановления сил, при этом каждый человек находит свой путь поддержания себя в форме. Но, к сожалению, большинство проделывает это неосознанно, стихийно, не задумываясь о том, что и в каком случае приносит ему желаемый результат. Все это возможно до того момента, пока не произойдет серьезный сбой в физическом или психическом здоровье. Только тогда человек, как правило, начинает задумываться о причинах возникших у него проблем.

Сегодня многие педагоги, испытывая постоянную усталость, повышенную эмоциональность, раздражительность, частые головные боли, видят причину своего неблагополучия но внешних обстоятельствах: изменившихся условиях труда, отсутствии должного уважения к профессии учителя, трудных детях и родителях и др. А так как изменить эти обстоятельства они не могут, то и напряжение не спадает, и уже не срабатывают прежние способы восстановления. Отсюда — неврозы. депрессии, недовольство жизнью, работой. И одной из главных причин является неумение педагогов сознательно и целенаправленно управлять своими состояниями, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Но как это сделать? Как адаптироваться к чему-то беспрерывно меняющемуся? Ответ здесь один: надо уметь непрерывно меняться!

Отсюда вовсе не следует, что человек должен, подобно хамелеону, менять окраску в зависимости от внешних обстоятельств. Под изменениями мы понимаем не подстраивание под кого-либо и подчинение чему-либо, а выработку (выращивание, развитие) еще не востребованных, но имеющихся в резерве способностей, начинающихся со слова «само»: саморегуляция, самокоррекция, самоорганизация и др.

Две формы достижения равновесия

Человеку от природы дана способность к саморегуляции, необходимая для того, чтобы сохранять свою целостность и равновесие на протяжении жизни. Вопрос в том, насколько мы умеем развивать и осознанно управлять природным потенциалом.

Развитие личности в этом направлении видится как движение от непроизвольной регуляции — к осознаваемой саморегуляции. В повседневной жизни мы чаще всего имеем дело с компенсаторной функцией саморегуляции. Она направлена на восстановление физического и психического потенциала до состояния прежней нормы активности.

Вот пример из школьной жизни. Учитель пришел на работу в плохом настроении — накричал на детей (сбросил отрицательные эмоции); не справился с дисциплиной в классе — выгнал нарушителей (убрал источник раздражения); пожаловался родителям на неуспевающего сына (снял с себя ответственность). Во всех приведенных случаях произошло восстановление за счет других людей. Это процесс неосознаваемой формы саморегуляции.

Человек в таких случаях ставит себя и зависимость от обстоятельств. Все свои проблемы он списывает на неблагоприятные обстоятельства. предпринимая каждый раз мучительные поиски спасательного круга для выхода из зоны неблагополучия. Он стремится изменить обстоятельства, а не самого себя.

Другая, продуктивная форма саморегуляции, основывается на том, что все происходящее со мной зависит от меня. Значит. я должен разобраться в себе и понять, что мне нужно делать, дабы изменить отношение к ситуации, происходящим событиям. В этом случае человек становится субъектом своей жизнедеятельности и берет на себя ответственность за все в ней происходящее.

Человек, поверивший в неограниченность своих ресурсов, начинает процесс постоянного самосовершенствования Но этот процесс возможен лишь тогда, когда он, во-первых, искренне и глубоко верит в свои (и вообще человеческие) ресурсы, а во-вторых, изучает свои личностные психо-физические и эмоциональные особенности, вырабатывает навыки управления различными состояниями, готов к работе над собой. Немаловажным фактором является развитие воли, дающей возможность добиться цели быть независимым от обстоятельств.

На что нужно обратить внимание прежде всего:

  1. Выработку гуманистической позиции по отношению к себе самому. То есть осознание значения своей личности, своего «Я» и того факта, что каждый человек (вне зависимости от возраста. профессии, образования) пребывает в постоянном развитии.
  2. Приобретение базовых знаний, представлений о человеческих возможностях вообще и своих возможностях, в частности.
  3. Актуализацию личностных ресурсов: «Что дано именно мне, что у меня сильнее, что слабее, какие возможности я хочу в себе раскрыть, что я в себе еще не знаю». Для выявления этих ресурсов важно овладеть способами самоисследования, которые довольно обширно представлены в отечественной и зарубежной литературе. Для педагога важно работать над таким важным качеством как помехоустойчивость, т.к он всегда имеет дело с большими группами, коллективами. Это качество позволяет вырабатывать направление своих эмоциональных и поведенческих реакций, контроль за их проявлением.
  4. Развитие рефлексивной способности, предполагающей постоянное переосмысление своего и чужого позитивного и негативного жизненного опыта. и выработка собственной профессиональной и личностной позиции.
  5. Умение быстро восстанавливаться, переключаться, используя возникающие в процессе работы паузы (на уроке, на перемене) для отстранения от прошедших событий, восстановления затраченной энергии и приведение себя в рабочее, а также творческое состояние. Важно при этом не винить детей за ваше собственное неумение достигать равновесия и включение детей в продуктивную деятельность.

Приводим текст памятки,которую составили педагоги и руководители школ после прохождения курса «Обретение равновесия».

  • Способность к саморегуляции дана челов еку от природы, и важно, осознав это, развивать такую способность, дабы обрести равновесие и гармоничное отношение с миром и самим собой. Саморегуляция основана на умении человека восстанавливать израсходованный физический и психический потенциал, открывать новые возможности и ресурсы.
  • Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо ему для управления своими состояниями, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни.
  • Саморегуляция дает педагогу познание себя, своих возможностей, умение управлять ситуацией, сохранять свою индивидуальность. Благодаря ей мы меньше зависим от внешних обстоятельств и обретаем силу, преодолеваем страх.
  • Саморегуляция — это опора на себя самого (от меня зависят успехи и неуспехи в моей жизнедеятельности) и постоянный поиск новых возможностей, способов деятельности и отношений.
  • Процесс развития саморегуляции начинается с формирования отношения к себе. Надо принять себя таким, какой ты есть, обрести любовь к себе, признав собственную уникальность Затем — формирование отношения к другим, признание их уникальности и нахождение в себе качеств, помогающих понять мнение, точку зрения, поведение другого.
  • Надо изучить свои предпочтения, реакции, состояния в различных жизненных обстоятельствах, ситуациях, отрезках времени, исследовать свой характер, особенности его проявления в различных сферах деятельности (работа, семья, досуг и пр.), постоянно наблюдать за работой своего организма.
  • Осознание необходимости восстановления требует от нас поиска собственного алгоритма достижения равновесия, который складывается как на основе знания собственных способов восстановления, так и знакомства с другими средствами, имеющимися в культуре (западной и восточной). Надо выбрать именно то, что подходит тебе и принимается тобой. Восстановление себя за счет другого — тупиковый и непродуктивный путь, ведущий к раздражению, агрессии, «поискам виноватого». Такие стихийные способы достижения равновесия, как правило, неосознаваемы и не способствуют улучшению отношений с окружающими.
  • Педагог, научившийся осознанно управлять своими эмоциональ-ными состояниями, достигнет большего успеха в своей работе.

Татьяна Васильевна Фролова кандидат педагогических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие».


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  2. Мы за кого?
  3. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
  4. Споры вокруг «анималотерапии»
  5. Ксенофобия и толерантность
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Напрасно врач бранит бутыль,
В ней нет ни пагубы, ни скверны,
А есть и крылья, и костыль,
И собутыльник самый верный.
Не будь на то Господня воля,
Мы б не узнали алкоголя;
А значит, пьянство не порок,
А высшей благости урок.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты