Каждый человек встречается в своей жизни и с успехом, и с неудачей. Редко кому удается идти только прямой дорогой, не встречая впадин и буераков. Кому-то удается легко отделаться от неприятностей, кто-то надолго выходит из состояния равновесия. Как изменить свое отношение к неудаче, помочь себе восстанавливаться и двигаться дальше по намеченному пути. Об этом пойдет речь в данной статье. Правильное восприятие неудачи Ограничивающие убеждения формируют неудачу. Это значит, что надо правильно относиться к неудаче. Как? Неудача – это не крушение надежд, не катастрофа, не «конец света», а всего лишь эпизод в жизни, факт, дающий информацию о том, как не нужно поступать в следующий раз. Неудача – это не что иное, как обратная связь, которая корректирует ваше поведение и определяет ваше объективное положение по отношению к желаемой цели. Неудачу – нужно воспринимать без включения эмоций, только как факт. Она не может повлиять на вашу самооценку. Это надо себе внушать! Единственный способ противостоять неудаче – это принять решение смотреть на нее как на благоприятную возможность скорректировать ваше направление на пути к достижению цели. Имея правильное восприятие неудачи, вы можете обратить свои ошибки в мотивацию, а раздражение – во вдохновение. Научитесь использовать свои неудачи как обратную связь, а не как жизненный крах, и тогда ваши неудачи будут школой обучения мастерству, а не способом заработать невроз. Открытость изменениям Ограничивающие убеждения формируются с детства (из родительских установок, школьных негативных установок, стереотипов мышления), из общих установок на то, что жизнь – это нечто стабильное. Живя с такими убеждениями, человек подвергается большему стрессу, чем, если бы он воспринимал все установки и саму жизнь как субстанцию постоянно обновляющуюся. Жизнь – это текущая река, и каждый должен научиться плыть по ней, выбирая свой собственный путь и научиться себя комфортно чувствовать в динамичном изменении. По этому важно осознать, что в основу природы и человека, в том числе, заложено изменение, а значит нужно осознать, что вы можете измениться сами и изменить ситуацию. Ограничивающие представления (или убеждения) обычно таковы: - я не буду знать, что делать, так как неожиданные изменения сильнее меня;
- я боюсь, что перемены повредят мне;
- то, что я не смогу контролировать, ничем хорошим не обернется;
- я предпочел бы ничего не менять, так как перемены слишком трудны и болезненны;
- у меня нет силы воли, чтобы справиться с этими переменами.
Если вы осознаете, что эти представления ограничивают вашу жизнь, препятствуют успеху в работе, в отношениях с людьми, то это уже – начало вашего личностного роста. Осознайте это и дайте себе установку в дальнейшем настраивать себя на успех. Положительный результат этой установки проявится в том, что вы начнете себя больше ценить и уважать. Установку на положительное можно дать с помощью техники самовнушения (чаще повторяйте себе эти высказывания): - я верю, что перемены принесут мне пользу;
- я учусь в университете перемен;
- все меняется, включая мои привычки;
- я мягко и терпеливо включаюсь в процесс перемен;
- я отношусь к переменам с легким сердцем;
- я гибок как текущая река и способен меняться;
- я принимаю перемены как часть своего духовного роста.
Изменение смысла негативные высказываний Ограничивающие убеждения формулируют сами речевые конструкции; слова, отражающие отрицание, частицы «не»; слова, отражающие негативную сторону жизни и т. д. - Чтобы сформировать у самих себя позитивное восприятие ситуации, нужно заменить отрицание с частицей «не» на вопрос «Как?», например:
— «не могу…» — «Как можно достичь…» — «не знаю…» — «Как можно узнать…»; — «не ориентируюсь…» — «Как сориентироваться…», - Можно также любое ограничивающее высказывание переформулировать так, что оно будет иметь уже позитивную установку, например:
— «Мне трудно…» — + «Для меня будет испытанием…»; — «Я надеюсь, что…» — + «Я уверен, что…»; — «Если бы я…, тогда бы я…» — + «Когда я…, тогда…»; — «Я хочу попробовать…» — + «Я попробую…»; — «Я не могу…» — + «Я буду…». - Если связующие слова «Да, но…» ставят перед человеком неразрешимую проблему с негативно окрашенным смыслом, то замена на «Даже если…» — меняет установку на достижение цели: «Я бы справился с этой задачей, но у меня нет опыта…» и «Даже если у меня нет опыта, я справлюсь с этой задачей»; «Я бы закончил работу, но я уже устал…» на «Даже если я устал, я работу закончу». Смена связующих слов – это смена взгляда на проблему.
- Любая критика может преобразовываться из постановки проблемы «Почему?» в постановку пути решения через вопрос «Как?»:
— «Почему наша проблема не решается?» — + «Как сделать, чтобы наша проблема была решена?». - Поиск положительных моментов в негативной ситуации через связующее слово «Зато». Смысл этого с том, что человек не дает себе самому впасть в уныние и настраивает на решение проблемы, а не на «нытье» и формирование очередного ограничения типа «я не смогу».
- Дать себе слово – из каждой неприятности извлекать как минимум 3 положительных момента, написать их на бумаге и похвалить себя за то, что нашел эти положительные моменты.
Привести в соответствие друг с другом свой уровень притязаний, самооценку и уровень реальных достижений Высокая самооценка формируется у человека в результате успешного решения проблем, в результате достижения поставленных целей, но не только. Человек может в какой-то период своей жизни не иметь успех, быть «не у дел», но самооценка остается высокой. Это значит, что у человека есть более высокие цели и смысл, которые являются его ценностями и составляют прочный фундамент его личности. Если самооценка высокая, несмотря на хронический неуспех, то это говорит уже не о стержне, а о неадекватной оценке своих возможностей, то есть о неадекватной самооценке. Другими словами, уровень притязаний (амбиций) не соответствует уровню реальных достижений человека. Чтобы сохранить самоуважение и самооценку на должном уровне, позитивную жизненную установку можно пойти двумя путями: 1-й путь – снизить уровень притязаний (амбиций), поставить более реальные цели, тогда уровень достижений будет соответствовать реальным целям и самооценка не пострадает, т. е. человек будет себя чувствовать на своем месте и сам себя будет ценить. Соответственно, его семья не будет испытывать негативных эмоциональных воздействий, наоборот – он может сам стать поддержкой своему окружению. 2-й путь — поднять свой уровень достижений до своего уровня притязаний (до своих амбиций). Для этого нужно собрать свои интеллектуальные, эмоциональные творческие ресурсы, поставить конкретную цель, запланировать шаги к ее достижению и твердо идти к намеченной цели. Если удастся осуществить желаемое, уровень самоуважения и вера в свои силы будут прочно высокими, мотивация на достижение успеха будет высокой – это удел успешных людей. Личностный рост в этом случае будет выражаться в том, что у человека формируются такие черты характера, как решительность, упорство, самостоятельность, уверенность в себе. Людмила Сергеевна Ямковая, методист ЦПМСС «Взаимодействие» Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Психология восприятия текста в on-line консультировании
- Для тех, у кого возникает страх неудачи в процессе учения
- Как общаться с гиперактивным ребенком. Методические рекомендации
- Разговор о конформизме. Что происходит, когда мы меняем свою позицию и соглашаемся с большинством
|