Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Проблемы дисциплины. Когда ученик хочет привлечь внимание к себе
Проблемы дисциплины. Когда ученик хочет привлечь внимание к себе Версия для печати Отправить на e-mail
(10 голосов)
12.09.2011

Очень часто причиной «плохого» поведения у учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Есть дети, которые никогда не удовлетворены тем вниманием, которое получают от окружающих. Чтобы добиться ожидаемого внимания к себе, ученики придумывают различные шалости, выходки, проявляя таким образом свою демонстративность.

У таких детей есть свои хитрости. При этом есть те, которые действуют активно, и те, кто используют пассивные формы.

Активные проявляют себя открыто: одни могут корчить рожи и закатывать глаза за спиной учителя, другие — вертятся и разговаривают, третьи – передают записочки через весь класс или задают учителю вопросы, не относящиеся к теме урока. Такие поступки отвлекают весь класс. И если учителю немедленно не отреагировать, урок может быть сорван.

Ученики с пассивным поведением не отказываются выполнять требований учителя. Но делают все в замедленном темпе, «в час по чайной ложке», отвлекаясь на какие – нибудь свои дела. При этом они не мешают ни классу, ни учителю. С такими труднее. Они говорят: «Я не делаю ничего плохого. За что вы меня ругаете?»

Причин поведения, направленного на привлечение внимания несколько:

  • Отсутствие внимания дома. Чтобы привлечь внимание родителей, ребенок делает то, что запрещают.
  • Желание утвердиться среди одноклассников, показать «какой Я».
  • Незнание способов привлечения внимания.

В подобном поведении детей, по мнению психологов, есть и положительный момент: они показывают, что хотят взаимодействовать с учителем (родителем), но не знают, как общаться в позитивной форме. Педагогам и родителям важно знать определенные приемы взаимодействия с детьми, стремящимися привлекать внимание взрослых.

Обратимся к пособию С. Кривцовой и Е. Мухаматулиной «Воспитание: наука хороших привычек». Авторы предлагают использовать несколько стратегий для учителя (и родителя тоже).

Стратегия 1. Минимизация внимания

Его основной смысл – перестать реагировать на демонстративное поведение. Когда нет ответной реакции, ребенок перестает вести себя подобным образом. Можно использовать следующие приемы:

  • Контакт глазами. Пристально посмотрите на ребенка. Никаких слов – только взгляд. Вот и все, что ребенок получил за свою проделку.
  • Встаньте рядом. Просто подойдите и встаньте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов.
  • Используйте имя ученика. Продолжая урок, учитель периодически вставляет имя ученика. Это может звучать так: «Тогда, Иванов, Петр I издал указ….» Таким образом Иванов получил от учителя минимум «в награду».
  • Делайте письменные замечания. Следует приготовить стопку одинаковых записок с примерно таким содержанием «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся».
  • Формулируйте «Я-высказывания». Вместо привычного – «прекрати немедленно!», можно сказать: «Катя, когда ты болтаешь с соседкой, я чувствую сильное раздражение и теряю мысль».

Стратегия 2. Разрешающее поведение

Запретный плод сладок. Это свойство человеческой натуры со времен Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия заключается не в том, чтобы запретить есть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко не запретным. Что в таких случаях можно делать?

  • Доведите до предела демонстративную выходку. Например, в период известной педагогам «эпидемии плевков», учитель предложил задание — плюнуть 500 раз в мусорное ведро. Болезнь быстро прекратилась. Этот прием годится для многих так называемых «хамских» выходок.
  • Весь класс присоединяется к выходке. Одна ученица без конца стучит ручкой по парте. Предложите всему классу 3 минуты стучать ручками по парте. Интерес у первой ученицы пропадет.
  • Используйте «разрешающую квоту». Прием состоит в том, что какое-то нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который обговорен заранее и с условием, что его объем будет уменьшаться.

Стратегия 3. Делайте неожиданности

Чтобы лишний раз не читать нотации или делать замечания, можно разрядить атмосферу в классе другими способами. Вот некоторые из них:

  • Выключите свет.
  • Начните говорить тихим голосом.
  • Издайте музыкальный звук.
  • Говорите со стеной.
  • Временно прекратите вести урок.

Стратегия 4. Отвлеките ученика

Чтобы отвлечь внимание ученика от проделки, можно сфокусировать его внимание на чем-либо другом.

  • Задавайте прямые вопросы: «Роман, какое задание я сейчас дала классу?» или «Что ты думаешь о причинах поражения немецкой армии? И др.
  • Попросите об одолжении. «Маша, не могла ли бы ты отнести журнал в учительскую». «Саша, собери, пожалуйста, сочинения».
  • Измените деятельность. Если сразу много учеников «выходит из себя», попросите их освободить парты для нового задания или совместно выполнить какую-либо коллективную работу.

Стратегия 5. Пересаживайте учеников

Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются в аудитории. Пересаживая их, вы лишаете их зрителей и тем самым заставляете успокоиться. Можно периодически менять учеников местами. И этого будет достаточно, чтобы привести их в норму.

Некоторые психологи рекомендуют ставить в классе специальный «стул размышлений» на отдалении от остального класса Он не должен находиться в поле зрения остальных учеников. И отличаться от других стульев. Этот стул – место, где нарушитель может подумать о том, как ему следует вести себя, вернувшись на место. Пять минут на этом стуле – достаточное время для размышлений. Остальной класс не должен беспокоить сидящего на стуле.

(Этот прием следует использовать очень корректно, не позволяя унизить достоинство человека)

Стратегия 6. Обращайте внимание на примеры хорошего поведения.

Речь не идет о сравнении поведения учащихся. Больше стоит обращать внимание на хорошее поведение учеников. Этим вы подчеркиваете, что такое поведение заслуживает внимания учителя помогает ему плодотворнее работать с классом.

Благодарите учеников. Например, «Спасибо, что сегодня все хорошо поработали», «Сережа, оказывается, ты можешь помогать мне во время урока. Спасибо! Надеюсь, так будет и дальше».

Однако, избегайте благодарить часто одних и тех же учеников, дабы не представить их «любимчиками» и не навлечь на них насмешек класса.

Давайте помнить, что причины плохого поведении учеников могут быть разными. Важно профессионально решать возникающие проблемы, наблюдая за детьми и используя разнообразые способы взаимодействия с ними.

Статью подготовила Татьяна Васильевна Фролова кандидат педагогических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие». Использованы материалы книги С. Кривцовой и Е. Мухаматулиной «Воспитание: наука хороших привычек», М., «Глобус», 1996 г.


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  2. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
  3. Споры вокруг «анималотерапии»
  4. Новый год – праздник положительных эмоций
  5. Кто такие психологи?
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Чем больше окружающие знают, что вы собой представляете и что от вас следует ожидать, тем сильнее это ограничивает вашу свободу.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты