Память – способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем. Это способность сохранять все это и в нужный момент узнавать и воспроизводить. Память лежит в основе всей жизни человека. Одни быстро запоминают, другие – медленнее. Одни вспоминая пользуются зрительными образами, другие – слуховыми. Одни быстро запоминают новый материал, но быстро забывают и, наоборот, некоторые медленно запоминают, но надолго его сохраняют и легко пользуются в любых обстоятельствах. У каждого есть два главных вида памяти: образная (наглядная) и логическая (словесная). К образной относятся зрительные, слуховые, двигательные воспоминания, а также эмоциональная память – память на чувства. Если прочитанное запоминается при чтении про себя – это зрительная память. Она может быть так развита, что при ответе всплывают целые страницы. Так запоминают художники, шахматисты. Если лучше запоминаешь, что слышишь – это слуховая память. Она отлично развита у композиторов. Двигательная память хорошо развита у спортсменов. Чаще встречается смешанный тип памяти. Словесно-логическая память облегчает запоминание схем, слов, мыслей. В повседневности такие люди легко запоминают фамилии, имена, даты. Хорошо эта память развита у философов, ученых. Память надо развивать. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше вспоминается. Что же нужно делать, чтоб развить свою память. Вот несколько советов. - Во-первых необходимо желание запомнить. Надо поставить цель – запомнить, чтобы припомнить, воспроизвести.
- Желательно чередовать способы работы. Например, сегодня вы приготовили все задания молча, читая учебник. Завтра договорились заниматься вдвоем: один читает, второй запоминает на слух. Послезавтра попробуйте проговаривать прочитанное шепотом, вслух.
- Прочитав один раз – закрой книгу и попытайся рассказать все, что сможешь (заставь работать речедвигательную память). Только если уже ничего больше не припоминается, снова загляни в текст.
- Четко сформулируй для себя, что именно и как запомнить: все подряд или часть материала; наизусть или общий смысл. Точная предварительная настройка поможет добиться результата. Сознательное намерение запомнить «навсегда» повышает прочность запоминания.
- Сначала прочитайте внимательно весь текст. Затем спросите себя, о чем говорилось в начале. Запишите на листочке ответ. Теперь поставьте вопрос: «Что об этом говорилось?» Ответив на него, вы сразу выделите главное в тексте. Далее, ставя эти же вопросы, развивайте свою мысль. Ищите в следующей части и записывайте. И так до конца. Ваш получившийся рассказик будет опорой для запоминания.
- Теперь перескажите текст по этому плану.
- Вновь прочитайте текст и выделите, что вы запомнили, а что пропустили.
- Еще раз перескажите, заглядывая в план. Причем это делать лучше вслух! Ведь часто бывает так, что про себя «видишь», знаешь в виде схем или картин-образов, не выражается словами. И наконец, проговаривая вслух, ты слышишь себя со стороны, т. е. лучше себя контролируешь. При таком заучивании мы задействовали и смысловую и механическую память. Механическая память подчинилась смысловой и помогла выполнить цель – запомнить!
- Механическая память помогает запоминать даты, стихи. Но и здесь ей на помощь придет смысловая. Например, чтобы запомнить дату исторического события, надо рисовать перед собой картину этого события.
- Можно придумать свой способ. Все мы знаем фразу, служащую для запоминания последовательности цветов радуги («каждый охотник желает знать, где сидит фазан»), или запоминаем, сколько дней в каждом месяце по костяшкам пальцев.
- Стихи и даты хорошо повторять в последний раз перед сном.
- Учить текст следует не накануне, а вдень объяснения, по «горячим следам». Полностью заучивать не надо, а просто посмотреть в учебник и убедиться, что все понял. Если это так, то выделите главное и попробуйте один раз пересказать. Еще раз прочитайте, отметьте про себя, что запомнили, и отложите текст до того дня, когда надо его надо будет приготовить.
Специальные эксперименты показали, что при такой подготовке требуется в 2 раза меньше времени, чем в случае приготовления накануне. - Не забывайте про отдых, перерывы! В этот момент полезно заняться чем-нибудь другим. Перерывы (небольшие) обязательны после выполнения каждого предмета.
- При подготовке домашнего задания необходимо правильное чередование предметов. Если, например, в один день надо делать алгебру, историю, литературу, то следует учить в такой последовательности: 1) история, 2) алгебра, 3) литература. Когда же приходится учить только устные предметы, то начинать лучше с более трудного, затем переходить к более легким.
- Маленькие по объему стихи необходимо заучивать целиком. При большом отрывке, применяйте комбинированный способ: вначале заучивать отрывок в 15–25 строк, затем – второй, потом оба повторите. Далее учится третий и опять декламируется все стихотворение.
Память многообразна, индивидуальна. Однако если человек активно относится к запоминаемому, ставит цель, старается понять, использовать повторения, то любая память будет продуктивной! Успехов вам! А в следующий раз мы поговорим о том, как с помощью специальных физических упражнений улучшить память. Узнаем, что такое гимнастика для ума. Эльвира Айратовна Белецкая, педагог-психолог СП «Чертаново» ЦПМСС «Взаимодействие», Наталья Александровна Алимова, учитель-дефектолог СП «Чертаново» ЦПМСС «Взаимодействие» Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Подготовка к ЕГЭ. Рекомендации нейропсихолога
- Как развивать способности ребенка в раннем детстве?
- Дети и ложь
- Игры на развитие внимания и памяти
- Музыкально-ритмическое развитие детей
|