Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Школьникам arrow Статьи о психологии arrow Рекомендации по развитию памяти
Рекомендации по развитию памяти Версия для печати Отправить на e-mail
(10 голосов)
15.09.2011

Память – способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем. Это способность сохранять все это и в нужный момент узнавать и воспроизводить.

Память лежит в основе всей жизни человека. Одни быстро запоминают, другие – медленнее. Одни вспоминая пользуются зрительными образами, другие – слуховыми. Одни быстро запоминают новый материал, но быстро забывают и, наоборот, некоторые медленно запоминают, но надолго его сохраняют и легко пользуются в любых обстоятельствах.

У каждого есть два главных вида памяти: образная (наглядная) и логическая (словесная). К образной относятся зрительные, слуховые, двигательные воспоминания, а также эмоциональная память – память на чувства. Если прочитанное запоминается при чтении про себя – это зрительная память. Она может быть так развита, что при ответе всплывают целые страницы. Так запоминают художники, шахматисты. Если лучше запоминаешь, что слышишь – это слуховая память. Она отлично развита у композиторов. Двигательная память хорошо развита у спортсменов. Чаще встречается смешанный тип памяти. Словесно-логическая память облегчает запоминание схем, слов, мыслей. В повседневности такие люди легко запоминают фамилии, имена, даты. Хорошо эта память развита у философов, ученых.

Память надо развивать. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше вспоминается.

Что же нужно делать, чтоб развить свою память. Вот несколько советов.

  1. Во-первых необходимо желание запомнить. Надо поставить цель – запомнить, чтобы припомнить, воспроизвести.
  2. Желательно чередовать способы работы. Например, сегодня вы приготовили все задания молча, читая учебник. Завтра договорились заниматься вдвоем: один читает, второй запоминает на слух. Послезавтра попробуйте проговаривать прочитанное шепотом, вслух.
  3. Прочитав один раз – закрой книгу и попытайся рассказать все, что сможешь (заставь работать речедвигательную память). Только если уже ничего больше не припоминается, снова загляни в текст.
  4. Четко сформулируй для себя, что именно и как запомнить: все подряд или часть материала; наизусть или общий смысл. Точная предварительная настройка поможет добиться результата. Сознательное намерение запомнить «навсегда» повышает прочность запоминания.
  5. Сначала прочитайте внимательно весь текст. Затем спросите себя, о чем говорилось в начале. Запишите на листочке ответ. Теперь поставьте вопрос: «Что об этом говорилось?» Ответив на него, вы сразу выделите главное в тексте. Далее, ставя эти же вопросы, развивайте свою мысль. Ищите в следующей части и записывайте. И так до конца. Ваш получившийся рассказик будет опорой для запоминания.
  6. Теперь перескажите текст по этому плану.
  7. Вновь прочитайте текст и выделите, что вы запомнили, а что пропустили.
  8. Еще раз перескажите, заглядывая в план. Причем это делать лучше вслух! Ведь часто бывает так, что про себя «видишь», знаешь в виде схем или картин-образов, не выражается словами. И наконец, проговаривая вслух, ты слышишь себя со стороны, т. е. лучше себя контролируешь. При таком заучивании мы задействовали и смысловую и механическую память. Механическая память подчинилась смысловой и помогла выполнить цель – запомнить!
  9. Механическая память помогает запоминать даты, стихи. Но и здесь ей на помощь придет смысловая. Например, чтобы запомнить дату исторического события, надо рисовать перед собой картину этого события.
  10. Можно придумать свой способ. Все мы знаем фразу, служащую для запоминания последовательности цветов радуги («каждый охотник желает знать, где сидит фазан»), или запоминаем, сколько дней в каждом месяце по костяшкам пальцев.
  11. Стихи и даты хорошо повторять в последний раз перед сном.
  12. Учить текст следует не накануне, а вдень объяснения, по «горячим следам». Полностью заучивать не надо, а просто посмотреть в учебник и убедиться, что все понял. Если это так, то выделите главное и попробуйте один раз пересказать. Еще раз прочитайте, отметьте про себя, что запомнили, и отложите текст до того дня, когда надо его надо будет приготовить.

Специальные эксперименты показали, что при такой подготовке требуется в 2 раза меньше времени, чем в случае приготовления накануне.

  1. Не забывайте про отдых, перерывы! В этот момент полезно заняться чем-нибудь другим. Перерывы (небольшие) обязательны после выполнения каждого предмета.
  2. При подготовке домашнего задания необходимо правильное чередование предметов. Если, например, в один день надо делать алгебру, историю, литературу, то следует учить в такой последовательности: 1) история, 2) алгебра, 3) литература. Когда же приходится учить только устные предметы, то начинать лучше с более трудного, затем переходить к более легким.
  3. Маленькие по объему стихи необходимо заучивать целиком. При большом отрывке, применяйте комбинированный способ: вначале заучивать отрывок в 15–25 строк, затем – второй, потом оба повторите. Далее учится третий и опять декламируется все стихотворение.

Память многообразна, индивидуальна. Однако если человек активно относится к запоминаемому, ставит цель, старается понять, использовать повторения, то любая память будет продуктивной! Успехов вам! А в следующий раз мы поговорим о том, как с помощью специальных физических упражнений улучшить память. Узнаем, что такое гимнастика для ума.

Эльвира Айратовна Белецкая, педагог-психолог СП «Чертаново» ЦПМСС «Взаимодействие», Наталья Александровна Алимова, учитель-дефектолог СП «Чертаново» ЦПМСС «Взаимодействие»


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Подготовка к ЕГЭ. Рекомендации нейропсихолога
  2. Как развивать способности ребенка в раннем детстве?
  3. Дети и ложь
  4. Игры на развитие внимания и памяти
  5. Музыкально-ритмическое развитие детей
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Мир делится на два класса — одни веруют в невероятное, другие совершают невозможное.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты