Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Родителям arrow Интересные статьи arrow Детские игры вчера и сегодня
Детские игры вчера и сегодня Версия для печати Отправить на e-mail
(5 голосов)
21.09.2011

Термин «игра» употребляется и в широком значении — как непродуктивная деятельность, направленная не на результат, а на получение удовольствия. Ребенок играет «в лошадки», играет с кубиками, играет с мозаикой. В более строгом, научном смысле — это создание воображаемого пространства, действие в придуманном, фантазийном плане. О том, в какие игры играют современные дети, какие из них помогают их развитию, рассказывает доктор психологических наук, профессор Смирнова Е. И.

Любая ли игра развивает ребенка?

Что касается развития детей, то, конечно же, все игры полезны для них. Прежде всего потому, что это свободная деятельность, которая должна доставлять ребенку удовольствие. Здесь познавательные и поведенческие аспекты обязательно связаны с радостью, с эмоциями. Именно соединение эмоционального и деятельностного плана делает игру развивающей.

Этим игра отличается от обучения, которое очень часто бывает бессмысленным для ребенка и не затрагивает его мотивационную и эмоциональную сферы. Любая настоящая игра всегда интересна, всегда увлекательна для ребенка, и поэтому она является для него развивающей.

Изменился ли характер игр у современных детей?

К сожалению, ведущая деятельность ребенка переживает кризис. Для нее просто не остается времени ни в семье, ни в детском учреждении. Кроме того, к игре надо готовиться, надо учить ребенка играть. А вначале и руководить ею. Ведь игра не возникает спонтанно. Нужно, чтобы кто-то владел ее навыками, способами и содержанием и передавал их ребенку. Сейчас этим мало кто занимается.

Проблема усугубляется еще и тем, что сегодня практически распались разновозрастные детские сообщества. Раньше игра естественным образом передавалась от старших детей к младшим, и никаких усилий взрослых не требовалось. А сейчас очень часто дети растут по одному в семье, нет дворов с их массовыми играми, нет свободного детского общения, поэтому естественный канал трансляции игры нарушен. И соответственно, чтобы дети играли, нужно, чтобы роль старшего ребенка взял на себя взрослый. А это значительно труднее, чем заниматься с детьми учебной деятельностью.

Игра требует от взрослого творческих способностей, эмоциональной раскрепощенности, определенных усилий — и душевных, и физических. Взрослым это непросто. Поэтому и нет должного внимания к игре, обучения игре, точнее, специального приобщения к ней и, в конце концов, времени на игру. В детских садах на игру остается максимум 40 минут во второй половине дня. И даже в это время детей часто забирают на секции, кружки. Дети хотят играть, но у них не всегда получается. У многих нет навыка игровой деятельности – умения слушать друг друга, выполнять условия игры, быть членом команды и болеть за нее и пр.

Являются ли компьютерные игры настоящей игрой?

По мнению Е. И. Смирновой, которое основывается на научных исследованиях, в компьютерных играх ничего от игры как таковой нет. И хотя компьютерные игры бывают самые разные (существует даже типовая классификация этих игр), но ни в одной нет места для детской фантазии. Садясь за компьютер, ребенок должен лишь нажимать на определенные кнопки и выполнять команды, которые заложены в программе. Момент придумывания, фантазирования сведен к минимуму, а момент выполнения инструкции и правил — развернут. Поэтому для дошкольников это вообще лишено всякого смысла.

Для первичного сенсорного развития малышу необходим реальный, а не виртуальный опыт. Мир должен быть сначала понят сенсорно, а образ предмета или явления должен быть выстроен самостоятельно, в собственном опыте. Только тогда это будет настоящий мир. Пассивное постижение виртуального пространства ведет к искажению не только восприятия и мышления, но и собственного бытия ребенка. Рассматривая конкретный предмет, картинку, ребенок свободен — он может смотреть, может отвернуться, приблизиться или удалиться, спросить, исправить. С экранной картинкой дело обстоит иначе — она притягивает, не дает отвести глаз, навязывает свое мнение и лишает радости сделать открытие самому.

Использование компьютерных игр и развивающих видео фильмов возможно только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности — рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное — после того, как он научился самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры). Сейчас вообще начали создавать фильмы для младенцев. Там перед глазами мелькают фрукты, овощи, животные, яркие краски — без всякой связи, без какого бы то ни было сюжета. И тут дело даже не в том, что это плохие фильмы, хотя они действительно плохие, а в том, что младенцев ни в коем случае нельзя сажать перед экраном.

Однако такое времяпрепровождение малышей стало очень популярно, поскольку дает возможность родителям отдыхать, заниматься своими делами. При этом на обложках фильмов написано, что они развивают и воображение, и фантазию, и речь чуть ли не в 4–5 месяцев. Это дает родителям основание оставлять младенцев у экрана с легкой душой.

Многие родители с восторгом утверждают: «Мой ребенок с удовольствием смотрит фильмы». Это действительно так: ребенок целиком поглощен происходящим на экране и не может от него оторваться. Но из этого отнюдь не следует, что это развивает усидчивость, внимание и сосредоточенность. Как раз наоборот. Фильмы для малышей сняты и смонтированы в режиме клипового восприятия — их завораживает мелькание сюжетов.

Вот почему мы настаиваем на психологической экспертизе компьютерных игр и видеофильмов для детей. Производитель может написать все что угодно на любом изделии, а родитель доверяет производителю. Согласитесь, приятно поверить в то, что достаточно поставить ребенку диск или кассету, и он будет развиваться сам по себе! Но это абсурд.

Что недополучают современные дети, которые не играют в прятки, вышибалы, казаки-разбойники?

Перечисленные игры основаны на использование самоорганизации. В игре дети сами должны выстроить план своих действий. Распределить роли, понять, что за чем следует, определить правила игры, жестко следить за их выполнением, согласовывать свои желания с партнерами. Все это проигрывается, тренируется, формируется в игре. И если у ребенка нет такого опыта общения со сверстниками, то всему вышеперечисленному просто неоткуда взяться. Потом, у детей в массовой игре появляется возможность выйти за рамки предметного пространства и что-то придумать, а следовательно, развивается фантазия. К сожалению, уровень воображения у современных детей гораздо ниже по сравнению с тем, что было 15–20 лет назад.

Сейчас подрастает поколение молодых родителей, которые сами не приобщены к игре. Кто из взрослых может взять на себя такую функцию?

Это, прежде всего, педагоги и психологи. Однако, к сожалению, обучение игре, как правило, не входит в их задачу. Их основная задача — диагностика, коррекция и просвещение родителей. А игра, которая в значительной мере способствует решению многих детских проблем, остается за кадром. Или используется как развлекательное коллективное мероприятие.

Игровому искусству педагогов и психологов надо обучать,— считает Елена Игоревна. «Не важен даже уровень образования воспитателя или психолога, его знание теории, необходимо суметь обыграть ту или иную ситуацию, построить воображаемый план игры, найти материальные и психологические ресурсы для ее организации».

В качестве носителей ценности игры могут стать родители, бабушки и дедушки, которые еще помнят условия и правила традиционных народных игр. Они могут помочь детям освоить их. Важно захотеть это сделать и увлечь детей, внуков и правнуков прелестями игры.

Статью подготовила Татьяна Васильевна Фролова, кандидат педагогических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие». Использованы фрагменты беседы с Е. И. Смирновой в газете «1 сентября» (Советы психолога) 27.05.2009 г.


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Детская ревность
  2. Какие труды, такие и плоды [часть 1]
  3. Какие труды, такие и плоды [часть 2]
  4. Конкурентные отношения между детьми [Часть 2]
  5. Дети и ложь
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Люди не могут дать силу праву и дали силе право.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты