ЭТАПЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1 ЭТАП. Накопления представлений о форме, величине, цвете. 1. «Кубики», «Дорожка» Цель | В процессе практических действий знакомить с особенностями куба – устойчивой геометрической фигуры, имеющей одинаковые грани. Учить детей выкладывать дорожку из кубиков, выполняя речевые инструкции. Использовать дорожку для игры: водить по ней куклу, возить машину. | Образовательные задачи | Развивать восприятие формы предмета (куб). | Коррекционно-развивающие задачи | Привлечение внимания детей. Развивать подражание. Развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи («возьми кубик», «поставь кубик»). В сочетание с показом действий развивать мелкую моторику рук. | 2. «Башня» Цель | Учить детей строить башню из 3-х кубиков, накладывая один на другой, выполняя речевые инструкции. | Образовательные задачи | Совершенствовать восприятие формы предмета (куб). | Коррекционно-развивающие задачи | Стимуляция непроизвольного внимания. Развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи («возьми кубик», «положи кубик на кубик»). В сочетании с показом действий развивать мелкую моторику рук. | 3. «Что катится, что не катится» Цель | Учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать в зависимости от свойств. | Образовательные задачи | Научить различать предметы по форме (куб и шар) | Коррекционно-развивающие | Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические формы. | 4. «Спрячь шарик в ладошках» Цель | Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. | Образовательные задачи | Формировать представления о величине (большой, маленький). | Коррекционно-развивающие задачи | Развитие зрительного восприятия и внимания. Развивать мелкую моторику рук. | 5. «Поставь машинку в свой гараж» Цель | Знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями «большой» и «маленький». | Образовательные задачи | Формировать представления о величине (большой, маленький). | Коррекционно-развивающие задачи | Стимуляция непроизвольного внимания. Развитие общей и мелкой моторики рук. | 6. «Цветные кубики» Цель | Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами: «такой», «не такой». Знакомить с названиями цветов. | Образовательные задачи | Формировать представления о цвете (красный и синий; желтый и зеленый). | Коррекционно-развивающие задачи | Развить восприятие, зрительную память, слуховое внимание. Учить действовать по подражанию. Продолжать совершенствовать мелкую моторику пальцев. | 7. «Найди свою игрушку» Цель | Учить узнавать знакомые предметы среди других. | Образовательные задачи | Вызывать положительное отношение к игрушке. | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать восприятие, внимание и запоминание. | 8. «Пирамидка» Цель | Учить собирать одноцветные пирамидки из 4–5 колец одинакового размера. | Образовательные задачи | Учить выполнять действия нанизывания на стержень. | Коррекционно-развивающие задачи | Учить брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его с верху, или большими и указательными пальцами, обхватывая его с боку. Развивать координацию движений рук под зрительным контролем, совершенствовать осязание. Формировать положительное отношение к занятию. | 9. «Петрушка с колокольчиком» Цель | Учить прислушиваться к неречевым звукам. | Образовательные задачи | Вызвать интерес к неречевым звукам; эмоционально-положительное отношение к игре. | Коррекционно-развивающие | Развитие слухового восприятия. | 10. Занятия для закрепления пройденного материала. 2 ЭТАП. Обучать выделять цвет, форму, величину как особые признаки предмета. Накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношениях между предметами по величине при их зрительном соотнесении. 1. «Разложи предметы по коробочкам» (куб и шар) Цель | Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывая это свойство при выполнении элементарных действий с ними. | Образовательные задачи | Учить группировать однородные предметы по форме (куб и шар). | Коррекционно-развивающие задачи | Развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, координировать совместные действия | 2. «Чудесный мешочек» Цель | Продолжать учить детей различению цветов с последующей проверкой, учить группировать предметы по цвету. | Образовательные задачи | Закреплять представления о 4-х основных цветах. | Коррекционно-развивающие задачи | Закреплять эмоционально-положительное отношение к игре. Организация деятельности с привлечением внимания к различным цветам предмета. | 3. «Одноцветные пирамидки из 3-х колец» Цель | Учить действовать с предметами в определенной последовательности (взять большое кольцо, опять взять большое кольцо, а затем маленькое). | Образовательные задачи | Сравнение, соотнесение предметов по размерам и выполнение определенных действий. | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать ориентировочные действия руки, глазомер при выполнении заданий с однородными предметами разной величины. Совершенствовать мелкую моторику рук, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой» и «маленький» | 4. «Матрешка 3-х составная» Цель | Познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой. Обратить внимание на различную величину вкладышей. Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в матрешку побольше; а та, которая побольше прячется в большую матрешку). | Образовательные задачи | Уметь выделять величину предмета. | Коррекционно-развивающие задачи | Вызывать положительное отношение к игрушке и действиям с нею. | 5. «Вложи кубики один в другой». «Вложи ведерки один в другой» Цель | На эмоционально-чувственной основе закрепить у детей знания о величине: большой, поменьше, маленький. | Образовательные задачи | Уметь выделять величину предмета. | Коррекционно-развивающие задачи | Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при выкладывании, раскладывании и накладывании однородных предметов разной величины. Развивать глазомер при выполнении заданий с однородными предметами разной величины. | 6. «Почтовый ящик» Цель | Учить выполнять действия с предметами с учетом их свойств (формы и положения в пространстве); формировать действия вкладывания предметов в соответствующие емкости. | Образовательные задачи | Учить практически различать форму. | Коррекционно-развивающие | Развивать восприятие, зрительную память и зрительное внимание. Развивать мелкую моторику пальцев, согласованность действия рук. | 7. «Почтовый ящик» Цель | Обучать детей выбирать объекты двух заданных свойств — величины и формы – из четырех возможных. | Образовательные задачи | Закрепить умение соотносить разнородные предметы по форме и величине. | Коррекционно-развивающие задачи | Развитие восприятия, внимания. Установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами. | 8. «На чем играл зайка?» Цель | Учить различать звучание двух резко различных инструментов (бубен и гармошка). | Образовательные задачи | Развивать слуховые дифференцировки. | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать слуховое внимание. | 9. Занятия для закрепления пройденного материала. 3 ЭТАП. Формирование устойчивых сенсорных эталонов, закрепленных в речи. (Следует отметить, что по возрастным нормам ребенок к 3-м годам должен знать и называть 4 основных цвета). 1. «Найди «такую же» игрушку» Цель | Учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зрительно-тактильный и частично – тактильный образец. | Образовательные задачи | Формировать у детей простейшие приемы установления идентификации. | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать зрительную и тактильную память, внимание. Развивать исследовательские действия руки, вынимая предметы на ощупь из мешочка. | 2. «Матрешка» Цель | Формировать умение подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. | Образовательные задачи | Продолжить соотнесению по величине. | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать более тонкое зрительное восприятие. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук. | 3. «Каждому предмету своя дощечка» Цель | Упражнять в умении группировать предметы по цвету. | Образовательные задачи | Фиксировать внимание детей на тождестве предметов по цвету, их словесное обозначение. | Коррекционно-развивающие задачи | Развитие устойчивого произвольного внимания. Расширение круга узнаваемых предметов. | 4. «Разноцветная пирамидка из 3–4 колец» Цель | Учить собирать пирамидку из 3–4 разноцветных колец, последовательно уменьшающихся и располагающихся на стержне. | Образовательные задачи | Учитывать величину колец. | Коррекционно-развивающие задачи | Продолжать развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убывающей величине, умение не отвлекаться от поставленной задачи. Совершенствовать тонкие движения пальцев, координацию рук. | 5. «Каждому паровозику свои вагончики» Цель | Учить формировать предметы по форме. | Образовательные задачи | Фиксировать внимание детей на тождестве предметов по форме (куб, треугольная призма – «крыша»). | Коррекционно-развивающие задачи | Развитие устойчивого произвольного внимания. Расширение круга узнаваемых предметов. | 6. «Большой – маленький» Цель | Учить сортировать разнородные предметы по размеру. | Образовательные задачи | Практическая ориентировка на величину. | Коррекционно-развивающие задачи | Развитие устойчивого произвольного внимания. Расширение круга узнаваемых предметов. | 7. «Бусы» Цель | Учить детей соблюдать простейшую последовательность действий с предметами. Составлять несложную модель из деталей. | Образовательные задачи | Систематизировать подбор по форме (куб и шар). | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать внимание, память, творческое воображение. | 8. «Дорожка для собачки» Цель | Учить детей соблюдать простейшую последовательность действий с предметами. | Образовательные задачи | Систематизировать подбор по цвету (красный и синий; желтый и зеленый). | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать внимание, память, воображение, образное мышление. | 9. «Бусы» Цель | Учить детей чередовать предметы в определенной последовательности. | Образовательные задачи | Продолжать соотносить предметы по величине и учитывать ее в своих действиях. Закреплять знание слов «большой» и «маленький». | Коррекционно-развивающие задачи | Совершенствовать моторику пальцев, координированные движения рук. | 10. «Кто тебя позвал?» Цель | Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами, учить звукоподражанию животных. | Образовательные задачи | Развивать слуховые дифференцировки. | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать слуховое внимание. | 11. Занятия для закрепления пройденного материала. 4 ЭТАП. Знакомство с вариантами плоскостных геометрических форм, с понятиями «один» и «много». Повторение пройденного материала. 1. «Найди свой стул» Цель | Осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения. | Образовательные задачи | Учить воспринимать плоскостную форму (круг и квадрат; «крыша» и «кирпичик»). | Коррекционно-развивающие задачи | Продолжать развивать у детей внимание, ориентировку в пространстве. | 2. «Помоги утке собрать утят» Цель | Знакомить детей с понятиями «один» и «много». | Образовательные задачи | Устанавливать отношения между понятиями «один» и «много». | Коррекционно-развивающие задачи | Учить брать предметы, подражая действиям педагога. Развивать внимание. | 3. «Закрой окошко» Цель | Учить выполнять действия с предметами с учетом их свойств (формы и положения в пространстве). | Образовательные задачи | Формировать действия вкладывание плоскостных форм в соответствующие прорези. | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать внимание. Формировать мелкую моторику пальцев, согласованность действия рук. | 4. «Кто спрятался?» Цель | Учить запоминать 3–4 домашних животных. | Образовательные задачи | Соотносить звукоподражания с домашними животными. | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать зрительное внимание, память. | 5. «Машины» Цель | Закреплять умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов. | Образовательные задачи | Различать понятия «один» и «много». | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать и концентрировать внимание. Развивать мышление ориентировку в помещении. | 6. «Разложи формы к своим флажкам» Цель | Продолжать учить выбору формы по образцу. | Образовательные задачи | Учить воспринимать плоскостную форму (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать зрительное внимание, мышление. | 7. «Парные картинки» Цель | Учить находить одинаковые изображения. | Образовательные задачи | Воспринимать изображение на картинке. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать зрительное внимание. | 8. «Разрезные картинки. Цель | Учить собирать целые предметы из отдельных частей. | Образовательные задачи | Воспринимать целостное изображение предмета. | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать зрительное внимание, мышление. Развивать координацию рук, моторику пальцев. | 9. «Хлопни, топни» Цель | Продолжать вырабатывать отношение к звуку как к значимому сигналу. | Образовательные задачи | Уметь различать звучание разных инструментов (бубен, гармошка). Учить быстро реагировать на них. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать слуховое внимание. | 10. Занятия для закрепления пройденного материала. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ 1. «Кукла» Цель | Формирование представлений о кукле. | Обучающие задачи | Познакомить с частями тела куклы в процесс практических действий с куклой: «Моем куклу в тазике». | Коррекционно-развивающие задачи | Развиваем эмоционально-деловое сотрудничество со взрослым. | 2. «Осень» Цель | Познакомить детей с признаками осени. | Обучающие задачи | Уточнить и закрепить знания детей о признаках осени. Продолжать развивать представления о цвете. | Коррекционно-развивающие задачи | Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать двигательные и звуковые реакции. Развивать зрительную память и слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве. Развитие общей моторики и правильный выдох. | 3. «Кошка» Цель | Формировать представления о кошке. | Обучающие задачи | Обратить внимание на внешний вид кошки. Познакомить с новыми словосочетаниями: шерсть, пушистая, мягкая, теплая, белая, хвост длинный, в лапках цап-царапки. Где живет, чем питается. | Коррекционно-развивающие | Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать двигательные и звуковые реакции. Развивать зрительную память и слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве. Развитие общей и мелкой моторики. | 4. «Собака» Цель | Формировать представления о собаке. | Обучающие задачи | Познакомить с характерными признаками собаки, повадками. Уточнить значение слов пушистая, мягкая шерсть. Понимать слова стоит, лежит, сидит, бежит. Где живет, чем питается. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать речь. Произносить звукоподражания. Развивать зрительную память и слуховое внимание, ориентироваться в пространстве. Развитие общей моторики. | 5. «Петушок с семьей» Цель | Познакомить с петухом, курицей, цыпленком. | Обучающие задачи | Познакомить с внешним видом, повадками птиц. Где живет, чем питается. Уточнить понятия «большой» и «маленький». | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать речь. Произносить звукоподражания высоким и низким голосом. Развивать зрительную и слуховую память, внимание. Совершенствовать координацию общих движений. | 6. «Заяц» Цель | Формировать представления о зайце. | Обучающие задачи | Познакомить с характерными внешними признаками зайца. Расширять словарь по теме: теплая шубка, боится лисы, прыгает быстро. Где живет, чем питается. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать речь. Развивать зрительное и слуховое внимание, память. Развивать ловкость, общую моторику. | 7. «Лиса» Цель | Формировать представления о лисе. | Обучающие задачи | Познакомить с внешними признаками лисы: острые уши, вытянутая мордочка, длинный пушистый хвост. Уточнить представления о частях тела. Где живет, чем питается. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать мыслительную деятельность. Научить вслушиваться в речь педагога, правильно передавать соответствующие движения. | 8. «Зима» Цель | Познакомить детей с характерными признаками зимы. | Обучающие задачи | Уточнить и закрепить знания детей о признаках зимы, о свойствах снега. Учить рассматривать сюжетную картинку; отвечать на вопросы или показывать главное на картине. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать речь, мыслительную деятельность. Развивать слуховое внимание и зрительную память. | 9. «Праздник елки» Цель | Формировать представления о елке. Уметь ее наряжать. | Обучающие задачи | Познакомить с елкой, свойствами ее иголок: острые, колючие. Продолжать развивать знания о цвете; о величине (большой, маленький). | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать мыслительную деятельность. Продолжать развивать зрительное внимание и совершенствовать мелкую моторику пальцев. | 10. «Снеговик» Цель | Совершенствовать умение выкладывать Снеговика из трех кругов разной величины. | Обучающие задачи | Продолжать развивать знания о величине (большой, поменьше, маленький). Выделять цвет зрительно, находить предметы одежды определенного цвета по просьбе взрослого. | Коррекционно-развивающие задачи | Продолжать развивать зрительное внимание и представление о пространственном расположении частей. Активизировать речь, мыслительную деятельность. | 11. «Лошадь» Цель | Формировать представления о лошади. | Образовательные задачи | При рассматривании игрушечной лошади, познакомить с новыми словами: грива, морда, копыта, гладкая шерсть. Где живет, чем питается. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать звукоподражания, мыслительную деятельность. Развивать зрительную память и слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве, общую моторику. | 12. «Корова» Цель | Формировать представления о корове. | Образовательные задачи | Рассмотреть признаки коровы. Познакомить с новыми словами: рога, копыта, бодаться. Познакомить с обобщением: корова дает молоко. Где живет, чем питается. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать звукоподражания. Развивать зрительную память и слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве. Совершенствовать общую моторику движений. | 13. «Медведь» Цель | Формировать представления о медведе. | Образовательные задачи | Познакомить с внешними признаками медведя. Ввести новые слова: косолапый, неуклюжий, толстые лапы, ходит – переваливается. Где живет, чем питается. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать речь. Развивать слуховое внимание и зрительную память; ловкость, общую моторику. | 14. «Волк» Цель | Формировать представления о волке. | Образовательные задачи | Рассмотреть внешние признаки волка. Познакомить с новыми словами: пасть, зубастый, сердитый, голодный, серый. Где живет, чем питается. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать речь. Развивать слуховое внимание и зрительную память; ловкость, общую моторику. | 15. «Кто где живет?» Цель | Дифференциация диких и домашних животных. | Образовательные задачи | Научить расставлять животных туда, где они живут (лес и двор у бабушки с дедушкой). | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать речь, мыслительную деятельность. Развивать слуховое внимание и зрительную память. Совершенствовать зрительно-моторную координацию. | 16. «Грузовая машина» Цель | Формировать представления о грузовой машине. | Образовательные задачи | Познакомить с внешним видом грузовой машины. Уточнить названия частей машины: кабина — одна; кузов – один; колеса – много. Обратить внимание детей на окраску частей машины. Назначение грузовой машины. | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать восприятие. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Активизировать речь. Совершенствовать зрительно-моторную координацию. | 17. «Дом» Цель | Формировать представления о доме. | Образовательные задачи | Познакомить с домом, его частями: стена, окно, дверь, крыша. Закрепить понятия «большой» и «маленький». | Коррекционно-развивающие задачи | Развивать восприятие. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Развитие мелкой моторики пальцев. Активизировать речь. | 18. «Весна» Цель | Формировать представление о весне. | Образовательные задачи | Учить рассматривать картину. Обратить внимание на характерные признаки весны: светит ласковое солнце, тает снег, бегут ручьи, появилось много луж, стало тепло, весело чирикают птички. Мальчики Коля и Вася сделали из бумаги лодочки и пустили их по воде. Лодочки поплыли. Мальчикам весело. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, показывая, где что (кто) нарисовано. | Коррекционно-развивающие задачи | Сосредотачиваться при рассматривании картины. Развивать восприятие, память. Активизировать мыслительную деятельность. | 19. «Том и Тим» (две собачки) Цель | Закреплять представления о весне. | Образовательные задачи | Закреплять характерные признаки весны. Закрепить понятия «большой» и «маленький». Вызывание речевого подражания, связанного с практической деятельностью детей. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать мыслительную деятельность, речь. Развивать мелкую моторику. | 20. «Листочки на деревьях» Цель | Формировать представления о появившихся листочках на деревьях. | Образовательные задачи | Познакомить с деревьями и листочками. Закреплять представления о цвете (зеленый). Учить наносить пластилин на картину, имитируя появившиеся листочки. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать мыслительную деятельность. Развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики пальцев. | 21. «Одуванчик» Цель | Формировать представления об одуванчике. | Образовательные задачи | Познакомить с одуванчиком. Различать и правильно называть (показывать) растения (трава, деревья, цветы). Закреплять представление о цвете (желтый, зеленый). Закреплять понятия «один» и «много». | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать речь. Развивать правильное дыхание. Развивать слуховое внимание, зрительную память. | 22. «Насекомые» Цель | Формировать представления об насекомых. | Образовательные задачи | Познакомить с бабочкой и жуком. Научить различать их по внешним признакам. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать речь. Развивать восприятие. Зрительное и слуховое внимание, память. | 23. «Игры с водой» Цель | Познакомить со свойствами губки. | Образовательные задачи | Учить играть с губкой, катая на ней мелкие игрушки. Учить набирать воду губкой и отжимать ее. | Коррекционно-развивающие задачи | Активизировать мыслительную деятельность. Развивать координацию движений обеих рук. | 24. «Вот и лето пришло!» Цель | Формировать представление о лете. | Образовательные задачи | Учить рассматривать картину. Обратить внимание на характерные признаки лета. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, показывая, где что (кто) нарисовано. | Коррекционно-развивающие задачи | Слушать и понимать речь взрослого. Развивать восприятие. Сосредотачиваться при рассматривании картины. Активизировать речь. | - Т. Г. Визель. «Основы нейропсихологии», «Астрель», М., 2009.
- Под редакцией Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста» Методическое пособие, «Просвещение», М., 2009.
- Л. Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром», «Просвещение», М., 1987.
- С. А. Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», «Просвещение», М., 1991.
- А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников», «БУК-МАСТЕР», М., 1993.
- Под редакцией Н. В. Серебряковой «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста», «КАРО», С – П, 2008.
- Т. А. Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития», «Речь», С – П, 2004.
- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» М., 2010.
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Комплексные занятия с детьми раннего возраста», «Паритет», С-П, 2004.
- Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша». Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста, «Просвещение», М., 1996.
- Е. Ф. Архипова «Логопедическая работа с детьми раннего возраста», «Астрель», М., 2006.
- О. Е. Громова «Методика формирования начального детского лексикона», Творческий центр «Сфеос», М., 2007.
- Елена Янушко «Помогите малышу заговорить!» Развитие речи детей 1,5 – 3 лет, «Теревинф», М., 2010.
- Е. М. Мастюкова «Лечебная педагогика» Ранний и дошкольный возраст, «Владос», М., 1997.
Бондаренко Наталья Николаевна, учитель-логопед СП «Чертаново» ЦПМСС «Взаимодействие» Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - В новой учебном году продолжает свою работу проект КДН
- Новогодний праздник в СП «Чертаново»
- Эти непослушные дети…
- Система коррекционной работы с детьми раннего возраста
- Сенсорное развитие детей с минимальными нарушениями центральной нервной системы
|