Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Психологам arrow Интересные статьи arrow Этапы сенсорного развития детей раннего возраста
Этапы сенсорного развития детей раннего возраста Версия для печати Отправить на e-mail
(10 голосов)
18.10.2011

ЭТАПЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1 ЭТАП. Накопления представлений о форме, величине, цвете.

1. «Кубики», «Дорожка»
Цель
В процессе практических действий знакомить с особенностями куба – устойчивой геометрической фигуры, имеющей одинаковые грани. Учить детей выкладывать дорожку из кубиков, выполняя речевые инструкции. Использовать дорожку для игры: водить по ней куклу, возить машину.
Образовательные задачи
Развивать восприятие формы предмета (куб).
Коррекционно-развивающие задачи
Привлечение внимания детей. Развивать подражание. Развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи («возьми кубик», «поставь кубик»). В сочетание с показом действий развивать мелкую моторику рук.
2. «Башня»
Цель
Учить детей строить башню из 3-х кубиков, накладывая один на другой, выполняя речевые инструкции.
Образовательные задачи
Совершенствовать восприятие формы предмета (куб).
Коррекционно-развивающие задачи
Стимуляция непроизвольного внимания. Развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи («возьми кубик», «положи кубик на кубик»). В сочетании с показом действий развивать мелкую моторику рук.
3. «Что катится, что не катится»
Цель
Учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать в зависимости от свойств.
Образовательные задачи
Научить различать предметы по форме (куб и шар)
Коррекционно-развивающие
Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические формы.
4. «Спрячь шарик в ладошках»
Цель
Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.
Образовательные задачи
Формировать представления о величине (большой, маленький).
Коррекционно-развивающие задачи
Развитие зрительного восприятия и внимания. Развивать мелкую моторику рук.
5. «Поставь машинку в свой гараж»
Цель
Знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями «большой» и «маленький».
Образовательные задачи
Формировать представления о величине (большой, маленький).
Коррекционно-развивающие задачи
Стимуляция непроизвольного внимания. Развитие общей и мелкой моторики рук.
6. «Цветные кубики»
Цель
Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами: «такой», «не такой». Знакомить с названиями цветов.
Образовательные задачи
Формировать представления о цвете (красный и синий; желтый и зеленый).
Коррекционно-развивающие задачи
Развить восприятие, зрительную память, слуховое внимание. Учить действовать по подражанию. Продолжать совершенствовать мелкую моторику пальцев.
7. «Найди свою игрушку»
Цель
Учить узнавать знакомые предметы среди других.
Образовательные задачи
Вызывать положительное отношение к игрушке.
Коррекционно-развивающие задачи
Развивать восприятие, внимание и запоминание.
8. «Пирамидка»
Цель
Учить собирать одноцветные пирамидки из 4–5 колец одинакового размера.
Образовательные задачи
Учить выполнять действия нанизывания на стержень.
Коррекционно-развивающие задачи
Учить брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его с верху, или большими и указательными пальцами, обхватывая его с боку. Развивать координацию движений рук под зрительным контролем, совершенствовать осязание. Формировать положительное отношение к занятию.
9. «Петрушка с колокольчиком»
Цель
Учить прислушиваться к неречевым звукам.
Образовательные задачи
Вызвать интерес к неречевым звукам; эмоционально-положительное отношение к игре.
Коррекционно-развивающие
Развитие слухового восприятия.
10. Занятия для закрепления пройденного материала.

2 ЭТАП. Обучать выделять цвет, форму, величину как особые признаки предмета. Накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношениях между предметами по величине при их зрительном соотнесении.

1. «Разложи предметы по коробочкам» (куб и шар)
Цель
Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывая это свойство при выполнении элементарных действий с ними.
Образовательные задачи
Учить группировать однородные предметы по форме (куб и шар).
Коррекционно-развивающие задачи
Развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, координировать совместные действия
2. «Чудесный мешочек»
Цель
Продолжать учить детей различению цветов с последующей проверкой, учить группировать предметы по цвету.
Образовательные задачи
Закреплять представления о 4-х основных цветах.
Коррекционно-развивающие задачи
Закреплять эмоционально-положительное отношение к игре. Организация деятельности с привлечением внимания к различным цветам предмета.
3. «Одноцветные пирамидки из 3-х колец»
Цель
Учить действовать с предметами в определенной последовательности (взять большое кольцо, опять взять большое кольцо, а затем маленькое).
Образовательные задачи
Сравнение, соотнесение предметов по размерам и выполнение определенных действий.
Коррекционно-развивающие задачи
Развивать ориентировочные действия руки, глазомер при выполнении заданий с однородными предметами разной величины. Совершенствовать мелкую моторику рук, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой» и «маленький»
4. «Матрешка 3-х составная»
Цель
Познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой. Обратить внимание на различную величину вкладышей. Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в матрешку побольше; а та, которая побольше прячется в большую матрешку).
Образовательные задачи
Уметь выделять величину предмета.
Коррекционно-развивающие задачи
Вызывать положительное отношение к игрушке и действиям с нею.
5. «Вложи кубики один в другой». «Вложи ведерки один в другой»
Цель
На эмоционально-чувственной основе закрепить у детей знания о величине: большой, поменьше, маленький.
Образовательные задачи
Уметь выделять величину предмета.
Коррекционно-развивающие задачи
Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при выкладывании, раскладывании и накладывании однородных предметов разной величины. Развивать глазомер при выполнении заданий с однородными предметами разной величины.
6. «Почтовый ящик»
Цель
Учить выполнять действия с предметами с учетом их свойств (формы и положения в пространстве); формировать действия вкладывания предметов в соответствующие емкости.
Образовательные задачи
Учить практически различать форму.
Коррекционно-развивающие
Развивать восприятие, зрительную память и зрительное внимание. Развивать мелкую моторику пальцев, согласованность действия рук.
7. «Почтовый ящик»
Цель
Обучать детей выбирать объекты двух заданных свойств — величины и формыиз четырех возможных.
Образовательные задачи
Закрепить умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.
Коррекционно-развивающие задачи
Развитие восприятия, внимания. Установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами.
8. «На чем играл зайка?»
Цель
Учить различать звучание двух резко различных инструментов (бубен и гармошка).
Образовательные задачи
Развивать слуховые дифференцировки.
Коррекционно-развивающие задачи
Развивать слуховое внимание.
9. Занятия для закрепления пройденного материала. 

3 ЭТАП. Формирование устойчивых сенсорных эталонов, закрепленных в речи. (Следует отметить, что по возрастным нормам ребенок к 3-м годам должен знать и называть 4 основных цвета).

1. «Найди «такую же» игрушку»

Цель

Учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зрительно-тактильный и частично – тактильный образец.

Образовательные задачи

Формировать у детей простейшие приемы установления идентификации.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать зрительную и тактильную память, внимание. Развивать исследовательские действия руки, вынимая предметы на ощупь из мешочка.

2. «Матрешка»

Цель

Формировать умение подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

Образовательные задачи

Продолжить соотнесению по величине.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать более тонкое зрительное восприятие. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

3. «Каждому предмету своя дощечка»

Цель

Упражнять в умении группировать предметы по цвету.

Образовательные задачи

Фиксировать внимание детей на тождестве предметов по цвету, их словесное обозначение.

Коррекционно-развивающие задачи

Развитие устойчивого произвольного внимания. Расширение круга узнаваемых предметов.

4. «Разноцветная пирамидка из 3–4 колец»

Цель

Учить собирать пирамидку из 3–4 разноцветных колец, последовательно уменьшающихся и располагающихся на стержне.

Образовательные задачи

Учитывать величину колец.

Коррекционно-развивающие задачи

Продолжать развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убывающей величине, умение не отвлекаться от поставленной задачи. Совершенствовать тонкие движения пальцев, координацию рук.

5. «Каждому паровозику свои вагончики»

Цель

Учить формировать предметы по форме.

Образовательные задачи

Фиксировать внимание детей на тождестве предметов по форме (куб, треугольная призма – «крыша»).

Коррекционно-развивающие задачи

Развитие устойчивого произвольного внимания. Расширение круга узнаваемых предметов.

6. «Большой – маленький»

Цель

Учить сортировать разнородные предметы по размеру.

Образовательные задачи

Практическая ориентировка на величину.

Коррекционно-развивающие задачи

Развитие устойчивого произвольного внимания. Расширение круга узнаваемых предметов.

7. «Бусы»

Цель

Учить детей соблюдать простейшую последовательность действий с предметами. Составлять несложную модель из деталей.

Образовательные задачи

Систематизировать подбор по форме (куб и шар).

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать внимание, память, творческое воображение.

8. «Дорожка для собачки»

Цель

Учить детей соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.

Образовательные задачи

Систематизировать подбор по цвету (красный и синий; желтый и зеленый).

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать внимание, память, воображение, образное мышление.

9. «Бусы»

Цель

Учить детей чередовать предметы в определенной последовательности.

Образовательные задачи

Продолжать соотносить предметы по величине и учитывать ее в своих действиях. Закреплять знание слов «большой» и «маленький».

Коррекционно-развивающие задачи

Совершенствовать моторику пальцев, координированные движения рук.

10. «Кто тебя позвал?»

Цель

Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами, учить звукоподражанию животных.

Образовательные задачи

Развивать слуховые дифференцировки.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать слуховое внимание.

11. Занятия для закрепления пройденного материала.

4 ЭТАП. Знакомство с вариантами плоскостных геометрических форм, с понятиями «один» и «много». Повторение пройденного материала.

1. «Найди свой стул»

Цель

Осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения.

Образовательные задачи

Учить воспринимать плоскостную форму (круг и квадрат; «крыша» и «кирпичик»).

Коррекционно-развивающие задачи

Продолжать развивать у детей внимание, ориентировку в пространстве.

2. «Помоги утке собрать утят»

Цель

Знакомить детей с понятиями «один» и «много».

Образовательные задачи

Устанавливать отношения между понятиями «один» и «много».

Коррекционно-развивающие задачи

Учить брать предметы, подражая действиям педагога. Развивать внимание.

3. «Закрой окошко»

Цель

Учить выполнять действия с предметами с учетом их свойств (формы и положения в пространстве).

Образовательные задачи

Формировать действия вкладывание плоскостных форм в соответствующие прорези.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать внимание. Формировать мелкую моторику пальцев, согласованность действия рук.

4. «Кто спрятался?»

Цель

Учить запоминать 3–4 домашних животных.

Образовательные задачи

Соотносить звукоподражания с домашними животными.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать зрительное внимание, память.

5. «Машины»

Цель

Закреплять умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов.

Образовательные задачи

Различать понятия «один» и «много».

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать и концентрировать внимание. Развивать мышление ориентировку в помещении.

6. «Разложи формы к своим флажкам»

Цель

Продолжать учить выбору формы по образцу.

Образовательные задачи

Учить воспринимать плоскостную форму (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать зрительное внимание, мышление.

7. «Парные картинки»

Цель

Учить находить одинаковые изображения.

Образовательные задачи

Воспринимать изображение на картинке.

Коррекционно-развивающие задачи

Активизировать зрительное внимание.

8. «Разрезные картинки.

Цель

Учить собирать целые предметы из отдельных частей.

Образовательные задачи

Воспринимать целостное изображение предмета.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать зрительное внимание, мышление. Развивать координацию рук, моторику пальцев.

9. «Хлопни, топни»

Цель

Продолжать вырабатывать отношение к звуку как к значимому сигналу.

Образовательные задачи

Уметь различать звучание разных инструментов (бубен, гармошка). Учить быстро реагировать на них.

Коррекционно-развивающие задачи

Активизировать слуховое внимание.

10. Занятия для закрепления пройденного материала.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

 1. «Кукла»

Цель

Формирование представлений о кукле.

Обучающие задачи

Познакомить с частями тела куклы в процесс практических действий с куклой: «Моем куклу в тазике».

Коррекционно-развивающие задачи

Развиваем эмоционально-деловое сотрудничество со взрослым.

2. «Осень»

Цель

Познакомить детей с признаками осени.

Обучающие задачи

Уточнить и закрепить знания детей о признаках осени. Продолжать развивать представления о цвете.

Коррекционно-развивающие задачи

Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать двигательные и звуковые реакции. Развивать зрительную память и слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве. Развитие общей моторики и правильный выдох.

3. «Кошка»

Цель

Формировать представления о кошке.

Обучающие задачи

Обратить внимание на внешний вид кошки. Познакомить с новыми словосочетаниями: шерсть, пушистая, мягкая, теплая, белая, хвост длинный, в лапках цап-царапки. Где живет, чем питается.

Коррекционно-развивающие

Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать двигательные и звуковые реакции. Развивать зрительную память и слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве. Развитие общей и мелкой моторики.

 4. «Собака»

Цель

Формировать представления о собаке.

Обучающие задачи

Познакомить с характерными признаками собаки, повадками. Уточнить значение слов пушистая, мягкая шерсть. Понимать слова стоит, лежит, сидит, бежит. Где живет, чем питается.

Коррекционно-развивающие задачи

Активизировать речь. Произносить звукоподражания. Развивать зрительную память и слуховое внимание, ориентироваться в пространстве. Развитие общей моторики.

5. «Петушок с семьей»

Цель

Познакомить с петухом, курицей, цыпленком.

Обучающие задачи

Познакомить с внешним видом, повадками птиц. Где живет, чем питается. Уточнить понятия «большой» и «маленький».

Коррекционно-развивающие задачи

Активизировать речь. Произносить звукоподражания высоким и низким голосом.

Развивать зрительную и слуховую память, внимание. Совершенствовать координацию общих движений.

6. «Заяц»

Цель

Формировать представления о зайце.

Обучающие задачи

Познакомить с характерными внешними признаками зайца. Расширять словарь по теме: теплая шубка, боится лисы, прыгает быстро. Где живет, чем питается.

Коррекционно-развивающие задачи

Активизировать речь. Развивать зрительное и слуховое внимание, память. Развивать ловкость, общую моторику.

7. «Лиса»

Цель

Формировать представления о лисе.

Обучающие задачи

Познакомить с внешними признаками лисы: острые уши, вытянутая мордочка, длинный пушистый хвост. Уточнить представления о частях тела. Где живет, чем питается.

Коррекционно-развивающие задачи

Активизировать мыслительную деятельность. Научить вслушиваться в речь педагога, правильно передавать соответствующие движения.

8. «Зима»

Цель

Познакомить детей с характерными признаками зимы.

Обучающие задачи

Уточнить и закрепить знания детей о признаках зимы, о свойствах снега. Учить рассматривать сюжетную картинку; отвечать на вопросы или показывать главное на картине.

Коррекционно-развивающие задачи

Активизировать речь, мыслительную деятельность. Развивать слуховое внимание и зрительную память.

9. «Праздник елки»

Цель

Формировать представления о елке. Уметь ее наряжать.

Обучающие задачи

Познакомить с елкой, свойствами ее иголок: острые, колючие. Продолжать развивать знания о цвете; о величине (большой, маленький).

Коррекционно-развивающие задачи

Активизировать мыслительную деятельность. Продолжать развивать зрительное внимание и совершенствовать мелкую моторику пальцев.

10. «Снеговик»

Цель

Совершенствовать умение выкладывать Снеговика из трех кругов разной величины.

Обучающие задачи

Продолжать развивать знания о величине (большой, поменьше, маленький). Выделять цвет зрительно, находить предметы одежды определенного цвета по просьбе взрослого.

Коррекционно-развивающие задачи

Продолжать развивать зрительное внимание и представление о пространственном расположении частей. Активизировать речь, мыслительную деятельность.

11. «Лошадь»

Цель

Формировать представления о лошади.

Образовательные задачи

При рассматривании игрушечной лошади, познакомить с новыми словами: грива, морда, копыта, гладкая шерсть. Где живет, чем питается.

Коррекционно-развивающие задачи

Активизировать звукоподражания, мыслительную деятельность. Развивать зрительную память и слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве, общую моторику.

12. «Корова»

Цель

Формировать представления о корове.

Образовательные задачи

Рассмотреть признаки коровы. Познакомить с новыми словами: рога, копыта, бодаться. Познакомить с обобщением: корова дает молоко. Где живет, чем питается.

Коррекционно-развивающие задачи

Активизировать звукоподражания. Развивать зрительную память и слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве. Совершенствовать общую моторику движений.

 13. «Медведь»
Цель
Формировать представления о медведе.
Образовательные задачи
Познакомить с внешними признаками медведя. Ввести новые слова: косолапый, неуклюжий, толстые лапы, ходит – переваливается. Где живет, чем питается.
Коррекционно-развивающие задачи
Активизировать речь. Развивать слуховое внимание и зрительную память; ловкость, общую моторику.
14. «Волк»
Цель
Формировать представления о волке.
Образовательные задачи
Рассмотреть внешние признаки волка. Познакомить с новыми словами: пасть, зубастый, сердитый, голодный, серый. Где живет, чем питается.
Коррекционно-развивающие задачи
Активизировать речь. Развивать слуховое внимание и зрительную память; ловкость, общую моторику.
 15. «Кто где живет?»
Цель
Дифференциация диких и домашних животных.
Образовательные задачи
Научить расставлять животных туда, где они живут (лес и двор у бабушки с дедушкой).
Коррекционно-развивающие задачи
Активизировать речь, мыслительную деятельность. Развивать слуховое внимание и зрительную память. Совершенствовать зрительно-моторную координацию.
16. «Грузовая машина» 

Цель

Формировать представления о грузовой машине.

Образовательные задачи

Познакомить с внешним видом грузовой машины. Уточнить названия частей машины: кабина — одна; кузов – один; колеса – много. Обратить внимание детей на окраску частей машины. Назначение грузовой машины.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать восприятие. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Активизировать речь. Совершенствовать зрительно-моторную координацию.

 17. «Дом»
Цель
Формировать представления о доме.
Образовательные задачи
Познакомить с домом, его частями: стена, окно, дверь, крыша. Закрепить понятия «большой» и «маленький».
Коррекционно-развивающие задачи
Развивать восприятие. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Развитие мелкой моторики пальцев. Активизировать речь.
18. «Весна»
Цель
Формировать представление о весне.
Образовательные задачи
Учить рассматривать картину. Обратить внимание на характерные признаки весны: светит ласковое солнце, тает снег, бегут ручьи, появилось много луж, стало тепло, весело чирикают птички. Мальчики Коля и Вася сделали из бумаги лодочки и пустили их по воде. Лодочки поплыли. Мальчикам весело. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, показывая, где что (кто) нарисовано.
Коррекционно-развивающие задачи
Сосредотачиваться при рассматривании картины. Развивать восприятие, память. Активизировать мыслительную деятельность.
19. «Том и Тим» (две собачки)
Цель
Закреплять представления о весне.
Образовательные задачи
Закреплять характерные признаки весны. Закрепить понятия «большой» и «маленький». Вызывание речевого подражания, связанного с практической деятельностью детей.
Коррекционно-развивающие задачи
Активизировать мыслительную деятельность, речь. Развивать мелкую моторику.
20. «Листочки на деревьях»
Цель
Формировать представления о появившихся листочках на деревьях.
Образовательные задачи
Познакомить с деревьями и листочками. Закреплять представления о цвете (зеленый). Учить наносить пластилин на картину, имитируя появившиеся листочки.
Коррекционно-развивающие задачи
Активизировать мыслительную деятельность. Развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики пальцев.
21. «Одуванчик»
Цель
Формировать представления об одуванчике.
Образовательные задачи
Познакомить с одуванчиком. Различать и правильно называть (показывать) растения (трава, деревья, цветы). Закреплять представление о цвете (желтый, зеленый). Закреплять понятия «один» и «много».
Коррекционно-развивающие задачи
Активизировать речь. Развивать правильное дыхание. Развивать слуховое внимание, зрительную память.
22. «Насекомые»
Цель
Формировать представления об насекомых.
Образовательные задачи
Познакомить с бабочкой и жуком. Научить различать их по внешним признакам.
Коррекционно-развивающие задачи
Активизировать речь. Развивать восприятие. Зрительное и слуховое внимание, память.
23. «Игры с водой»
Цель
Познакомить со свойствами губки.
Образовательные задачи
Учить играть с губкой, катая на ней мелкие игрушки. Учить набирать воду губкой и отжимать ее.
Коррекционно-развивающие задачи
Активизировать мыслительную деятельность. Развивать координацию движений обеих рук.
24. «Вот и лето пришло!»
Цель
Формировать представление о лете.
Образовательные задачи
Учить рассматривать картину. Обратить внимание на характерные признаки лета. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, показывая, где что (кто) нарисовано.
Коррекционно-развивающие задачи
Слушать и понимать речь взрослого. Развивать восприятие. Сосредотачиваться при рассматривании картины. Активизировать речь.

Литература

  1. Т. Г. Визель. «Основы нейропсихологии», «Астрель», М., 2009.
  2. Под редакцией Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста» Методическое пособие, «Просвещение», М., 2009.
  3. Л. Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром», «Просвещение», М., 1987.
  4. С. А. Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», «Просвещение», М., 1991.
  5. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников», «БУК-МАСТЕР», М., 1993.
  6. Под редакцией Н. В. Серебряковой «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста», «КАРО», С – П, 2008.
  7. Т. А. Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития», «Речь», С – П, 2004.
  8. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» М., 2010.
  9. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Комплексные занятия с детьми раннего возраста», «Паритет», С-П, 2004.
  10. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша». Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста, «Просвещение», М., 1996.
  11. Е. Ф. Архипова «Логопедическая работа с детьми раннего возраста», «Астрель», М., 2006.
  12. О. Е. Громова «Методика формирования начального детского лексикона», Творческий центр «Сфеос», М., 2007.
  13. Елена Янушко «Помогите малышу заговорить!» Развитие речи детей 1,5 – 3 лет, «Теревинф», М., 2010.
  14. Е. М. Мастюкова «Лечебная педагогика» Ранний и дошкольный возраст, «Владос», М., 1997.

Бондаренко Наталья Николаевна, учитель-логопед СП «Чертаново» ЦПМСС «Взаимодействие»


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. В новой учебном году продолжает свою работу проект КДН
  2. Новогодний праздник в СП «Чертаново»
  3. Эти непослушные дети
  4. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста
  5. Сенсорное развитие детей с минимальными нарушениями центральной нервной системы
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Искал он в людях совершенства, а сам — сам не был лучше их.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты