Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Проблемы воспитания в семьях с материальным достатком
Проблемы воспитания в семьях с материальным достатком Версия для печати Отправить на e-mail
(8 голосов)
14.11.2011

Ситуация значительного социального и материального расслоения в обществе порождает множество самых разных проблем. В том числе и педагогических. Казалось бы, дети из обеспеченных семей имеют больше возможностей для успешного обучения в школе, чем, к примеру, дети из семей с низким уровнем дохода. Родители реально могут обеспечить им разностороннее развитие. Однако не все понимают смысл такой миссии и свою роль в этом процессе.

Изучая проблему психологического благополучия детей в школе, Е. М. Ушакова обратила внимание на множество сложностей, которые наблюдаются у ребят из материально обеспеченных семей при их взаимодействии с одноклассниками и учителями. Вопреки распространенному среди педагогов мнению, что дети из обеспеченных семей имеют намного меньше проблем, чем их сверстники, родители которых не могут похвастаться достатком.

Имеющиеся психологические исследования показывают, что очень часто высокий материальный уровень семьи делает ее жизнь достаточно сложной. Находясь в определенном социальном слое, родители начинают принимать ценности и нормы, принятые в данной среде. Уровень жизни способствует развитию у них представления об их определенной избирательности, социальному превосходству. Что они нередко внушают и своему ребенку, требуя от него определенного стиля взаимоотношений с одноклассниками.

У самих родителей формируется определенные защитные установки. Так, к примеру, школьные неудачи своего чада состоятельные родители зачастую объясняют завистью учителей и сверстников. Работу по преодолению неуспешности ребенка они видят не в развитии его самостоятельности, а, в умении произвести впечатление, добиться расположения учителей и пр. Желая того, чтобы ребенок «был на уровне» они предпринимают различные шаги для поддержания его успешности. В одних случаях для ребенка нанимаются многочисленные репетиторы, гувернеры, в других используются разного рода услуги, подношения, подарки и пр.

У детей, живущих «в достатке», часто происходит нарушение социальных связей. Их семьи обычно закрыты, круг знакомых ограничен. Приятелей и знакомых для своего чада родители выбирают сами. Но дружба по воле старших чаще всего не складывается, и ребенок оказывается в полной изоляции от сверстников. А такая замкнутость и становится причиной многих отклонений в поведении. Поэтому учителям так важно ближе узнавать особенности взаимоотношений в семье, ценности и подходы к воспитанию.

Вот что выявило исследование сорока семей младших школьников, обучающихся в платных гимназиях: социально-психологические особенности детей зависят в решающей степени от взглядов и поведения их матерей.

В процессе исследования были выделены три типа матерей:

  • домохозяйка,
  • мать, работающая не ради денег,
  • предпринимательница.

Для каждой характерен свой стиль воспитания.

Так домохозяйки отличаются, как правило, излишней строгостью и раздражительностью,.. Для большинства из них характерна повышенная тревожность. Это связано, в первую очередь, с атмосферой, которая царит дома. В нашей стране жизнь многих состоятельных людей связана с повышенным риском. Страх и тревога, проявляющаяся в поведении взрослых, естественно отражаются и на психике ребенка. У него наблюдается эмоциональная нестабильность в отношениях с одноклассниками, заниженная самооценка своего статуса в классе. В определенной степени это связано с тем, что родители стремятся оградить свое чадо от различных «дурных» влияний, постоянно вмешиваются в его мир, не давая взамен никаких ценностных ориентиров. Чаще всего интересы матери — домохозяйки весьма ограничены, они не выходят за рамки посещений магазинов, косметических салонов, просмотра телепередач. Общение с собственным ребенком носит, как правило, поверхностный характер, ограничивается назиданиями и требованиями. Заменой ему служат навязанные ребенку многочисленные секции, кружки и пр.

Мать, работающая не ради денег, обычно не удовлетворена своей эмоциональной жизнью. Работа для нее — это способ реализации своих потребностей в общении. Часто такие женщины не умеют напряженно работать и зарабатывать деньги, и поэтому для них характерна бездумная трата средств. Проблемы ребенка воспринимаются как мелкие и незначительные. Мать ребенка больше занята собой. Но хочет, чтобы ребенок в школе был успешным, В ее представлении успех в школе завоевывается не собственными усилиями ребенка, а особым отношением с учителями, материальными вкладами в дела класса, подарками учителям к праздникам и пр. Часто для завоевания успеха ребенка мать прибегает к услугам репетиторов и гувернеров. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, чаще бывают внушаемы, поддаются чужому влиянию. Им свойственно отсутствие веры в свои силы, социальный инфантилизм.

В семье, где мать много работает, дети берут часть забот по дому. Хотя в некоторых случаях используется труд домработницы. Ребенок обычно в курсе маминой работы, он жалеет ее, когда она устает, старается не огорчать. Эти стороны очень важны для формирующейся личности. Но есть и отрицательные стороны: это — излишняя строгость, доминирование матери, перенесение делового стиля общения, принятого на работе, в семью. Таким матерям свойственно завышенные ожидания от своих детей, стремление ускорить их развитие. Типично привлечение с этой целью гувернеров, репетиторов, запись на многочисленные курсы, секции и пр. Из-за недостатка времени происходит подмена родительского внимания на общение с гувернерами и воспитателями. Те же иногда так стараются, что выполняют за ребенка все домашние задания. Случается, что этот процесс затягивается на несколько лет, и тогда оказывается, что ребенок не может самостоятельно учиться, не имеет определенной профессиональной направленности.

Отмечено, что дети деловых мам нередко испытывают чувство заброшенности и ненужности. Родителей интересует прежде всего их школьные достижения, а не личные, эмоциональные проблемы. Что касается школы, класса, то там нередко, в качестве защитной, наблюдается завышенная самооценка, эмоциональная экспансивность.

Таким образом, во всех типах семей характерными являются проблемы недостаточности материнского общения с детьми, внимания к их заботам и интересам, развитию самостоятельности. Матери больше сосредоточены на внешнем имидже своего ребенка, чем на эмоционально-нравственной поддержке его в различные периоды развития.

Как показывает опыт кт работы с родителями частных школ, важно привлекать их на индивидуальные встречи и вместе с ними вырабатывать стратегию взаимодействия с их детьми. Кроме того полезно попытаться использовать родителей этих детей в интересах школы. Так, мамы-домохозяйки и те, кто работает не ради денег, отличаются большой энергичностью. Привлечение их к работе в попечительском совете школы или в родительском комитете может помочь решать некоторые проблемы. Не нуждаясь в материальных вознаграждениях, они очень ценят любые моральные поощрения. Своей предприимчивостью и желанием доказать собственную значимость они могут приносить пользу учебному заведению, но, разумеется, не следует допускать их порой бесцеремонного вторжения в школьную жизнь.

Из всего сказанного следует, что дети, живущие в семьях с материальным достатком так же, как и дети, живущие в трудной жизненной ситуации, требуют особого подхода со стороны педагогов и психологов. В каждом отдельном случае необходимо разобраться, выяснить домашнюю обстановку, ценностные установки родителей, стиль воспитания и др. И только потом, совместно с родителями, решать возникшую у ребенка проблему.
Результаты упомянутых выше исследований говорят еще и о том, что материальное благополучие не является панацеей в вопросах воспитания, не спасает ребенка от сложных жизненных проблем.

Статью подготовила Татьяна Васильевна Фролова, кандидат педагогических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие». Использованы материалы статьи Е. Ушаковой в Ж. «Директор школы» № 6. 2002 г


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Была бы охота — будет ладиться работа
  2. Принцип воспитания
  3. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  4. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
  5. Споры вокруг «анималотерапии»
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

У каждого бывает такое время, что хочется его как-то убить. © Андрей Кнышев
 
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты