Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Школьникам arrow Статьи о психологии arrow Оценка и отношение к ней
Оценка и отношение к ней Версия для печати Отправить на e-mail
(4 голосов)
20.11.2011

На протяжении всей школьной жизни твои достижения оценивают с помощью отметок. Отметки являются показателем успешности или неуспешности в учебе. Сколько эмоций и сил нередко тратится для получения хорошей оценки! Иногда кажется, что гораздо лучше было бы обходиться без отметок. И с родителями проблем было бы значительно меньше! И самому не нужно переживать из-за двоек, троек. Ведь отметки не всегда отражают истинное положение дел. Может быть стоит их вообще отменить?

Но так ли все просто. Представьте себе, что вам в течение, к примеру, недели не ставят отметок, не говорят правильно или не правильно сделана задача. Возвращают контрольную, а там нет ни значка, ни пометки. Отвечаешь у доски, а учитель выслушивает тебя молча. Легко ли будет в такой ситуации учиться? Наверное, все согласятся, что не очень. Возникает состояние неуверенности, дискомфорта. Нам оказывается нужно, чтобы нас похвалили или поругали, но когда нет никакой реакции – это вызывает состояние тревоги. Особенно важна оценка тогда, когда мы начинаем делать что-то новое, неизвестное. Чтобы двигаться дальше, мы ожидаем определенной оценки, прогнозируем ее. Ожидаемая оценка во многом определяет отношение к деятельности. Но стоит ли ориентироваться только на положительный результат? Может быть, стоит просто хорошо сделать дело и получить удовлетворение от самого процесса деятельности?

Как не стать зависимым от оценок окружающих, научиться адекватно реагировать на них? Этот вопрос касается проблемы устойчивости личности, формирования ее собственной жизненной позиции.

Назовем важные психологические особенности оценки, которые способствуют развитию адекватного отношения к ней и влияют на успешность деятельности.

  1. Оценка должна быть результатом, а не целью деятельности. Если оценка, успех являются основной целью деятельности, то человек думает не о деле, которое выполняет, а о том, как его оценят, понравится ли его работа тому, кто ее оценивает, или нет. Такие ситуации можно часто наблюдать во время разнообразных телевизионных конкурсов, получивших широкое распространение за последнее время. Большинство участников конечно же переживает, как жюри оценит их выступление. При этом одни относятся даже к несправедливо поставленным оценкам спокойно, другие – расстраиваются, испытывают чувство обиды.
  2. Результат деятельности во многом зависит от чувства уверенности или неуверенности в своих силах. Ориентация на оценку чаще всего связана с неуверенностью в себе, с боязнью совершить ошибку, промах. А ведь без ошибок невозможно освоить новую деятельность. Народная мудрость гласит, что на ошибках учатся. Опасна нt ошибка, а нежелание извлекать из нее выводы, понять причину неудачи. Вы наверняка знаете, что легче посчитать виноватым в плохой оценке учителя, чем признать свою недоработку, невнимательность.
  3. Восприятие оценки зависит от общей обстановки деятельности. При общем благоприятном отношении к человеку отрицательная оценка его действий будет восприниматься без обиды, спокойно. Известно, к примеру, что от любимых учителей замечание или невысокая отметка воспринимается не так болезненно. Достаточно ободряющих слов, улыбки, поощрительного кивка, чтобы ученик не испытывал негативных эмоций, а захотел добиться успеха. При общем неблагоприятном отношении не только отрицательная, но и положительная оценка может восприниматься как результат пристрастного отношения и вызывать обиду и другие негативные реакции.
  4. Чрезвычайно важно не переносить оценку за какую-либо деятельность на оценку личности человека в целом. Плохая успеваемость не может служить основанием для негативной оценки ученика. Также и хорошо успевающий может быть далеко не идеальным в нравственном смысле человеком. Эта проблема переноса оценки человека в определенном виде деятельности на личность в целом очень часто является причиной многих конфликтов, возникающих в процессе учебной деятельности. Ярлыки, которые присваиваются некоторым ученикам (дебил, недотепа, тугодум и пр.) приводят к формированию у них комплексов неполноценности, тормозят нормальный процесс развития личности.

Чтобы выработать адекватное отношение к оценке окружающих, важно иметь сложившуюся самооценку. Об этом речь пойдет в следующей статье.

Статью подготовила Татьяна Васильевна Фролова, кандидат педагогических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие». Использованы материалы Учебного пособия «Психология» для 8 класса. Москва — Воронеж 2008г.


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Занятие на «Территории взаимодействия»
  2. Готов ли Ваш ребенок к школе?
  3. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  4. Как сделать учебу интересной?
  5. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Совесть — это когда на пляже ищешь туалетную кабинку.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты