Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Психологам arrow Интересные статьи arrow Использование метафоры в работе с подростками
Использование метафоры в работе с подростками Версия для печати Отправить на e-mail
(12 голосов)
13.12.2011

В ходе консультаций и коррекционно-развивающей работы с подростками психологи нередко испытывают определенные трудности. Недоверие к взрослому, свойственное учащимся подросткового возраста, приводит к проявлению ими нежелания раскрываться во время общения с психологом. Они испытывают напряжение, однозначно отвечают на вопросы, отказываются выполнять предлагаемые варианты работы и пр. В каждом отдельном случае психолог пытается найти подходящий для данного подростка способ взаимодействия. Однако большинство специалистов признает универсальность использования метафоры в процессе коррекционно-развивающей работы.

Метафора, по мнению О. В. Хухлаевой, позволяет работать с большим диапазоном подростковых проблем и позволяет достаточно быстро донести до подростка смысл тех сложностей, которые он испытывает. Метафора позволяет подростку самому найти способы выхода из сложившейся ситуации. Это объясняется тем, что в 13–15 лет уже сформировано образное мышление и подростки хорошо умеют ассоциировать, анализировать, сопоставлять и прогнозировать. Работа с метафорой позволяет воодушевить подростка и заставит искать способы решения существующей у него проблемы. Далее используются разработки О. В. Хухлаевой и С. В. Кривцовой опубликованные в журнале «Школьный психолог» № 12, 2009г.

В процессе работы могут быть использованы разнообразные формы метафор:

  • словесная, написанная на бумаге;
  • нарисованная ребенком;
  • заранее приготовленная психологом (тематические картинки, аватары, маски).

Посмотрим, как данные формы могут быть использованы психологом в различных ситуациях.

Ситуация 1

Подросток очень плохо учится, ходит в школу без желания, не может справиться с трудностями сам, пасует, не верит в себя, переживает по поводу своих неудач. В этой ситуации хорошо использовать метафору «гора-путешественник» как способ переноса акцентов с остроты переживания в реальности на способы действия, которые осуществляются в метафоре (движения в реальном мире символизируют движения во внутреннем мире).

Техника работы: психолог (соц. педагог) предлагает подростку представить себе путешественника, который идет в горы один, затем просит перечислить, с какими трудностями столкнется путешественник в горах, и записать их на листе бумаги в столбик. На следующем занятии подростку предлагается помочь путешественнику и собрать в дорогу рюкзак качеств, которые обязательно помогут ему в горах. Можно предложить нарисовать рюкзак и написать и записать много положительных качеств. Следующий шаг – попросить описать, с какими трудностями в горах ассоциируются у него трудности в школе:
— напротив трудности путешественника в горах – написать трудности школьника:

Трудности путешественника в горах Трудности школьника
   

Все последующие занятия психолог (соц.педагог, педагог) вместе с подростком разбирают ситуации, ищут способы решения проблемы в горах и затем сравнивается и переносится на учебную проблему. Используется «рюкзак качеств», то есть из рюкзака достается то качество, которое может пригодиться для преодоления определенной трудности.

Как работает метафора? В данной ситуации метафора –«гора-путешественник» позволяет подростку представить себя в образе путешественника, испытывающего трудности, и описать собственные трудности с использованием метафорических названий.

Ситуация 2

Подросток агрессивный, грубый, демонстративен в поведении, в одежде, одноклассники с ним мало общаются, чаще боятся. С учителями ведет себя вызывающе, хамит. В семье также трудности взаимоотношений, все «мешают ему жить». В этой ситуации уместно использовать метафору «маски, которые люди надевают на себя», как способ расширения границ поведения и приобретения новых социальных ролей.

Техника работы:

  • сначала похвалить подростка за отличную демонстрацию одной из жизненных ролей и добавить, что в жизни существует еще очень много ролей и тот, кто умеет использовать все роли, может достичь гораздо большего; добиться согласия;
  • обсудить, почему это именно так; прийти к выводу, что человек, который всегда поступает одинаково, скучен, неинтересен, не может понять других людей;
  • предложить подростку перечислить, какие еще существуют маски, например:
    • искатель правды;
    • «плевать я хотел»;
    • «я не такой, как все»;
    • «все меня достали»;
    • «взрывоопасная смесь»;
    • «излучатель тепла»;
    • «мне никто не нужен»;
    • «розовый романтик».
  • после перечисления всех масок попросить подростка записать их названия в столбик, подобрать и приклеить рядом с каждым названием картинку;
  • затем выбрать какую-то новую маску, которая в настоящее время наиболее интересна, и обсудить ее по следующему плану:
    1. Если бы ты встретил человека в этой маске, то как он был бы одет?
    2. Где он может жить?
    3. Кто его друзья?
    4. Как бы он учился?
    5. Какая у него любимая поза?
    6. Какие чувства чаще всего он испытывает?
    7. Какие слова чаще всего использует в своей речи?
    8. Если бы на него «наехали», то как бы он повел себя?
    9. Если бы его похвалили, то что бы он сделал?
    10. Если бы его обидели, то чтобы он сделал?
    11. В кого он может влюбиться или кто в него может влюбиться?
    12. Если бы ты надел на себя эту маску, то что она бы тебе дала, что бы ты хотел взять у этой маски? Когда это маска может помочь? Когда (в какой ситуации) она может навредить?

Как работает метафора? В данной ситуации метафора — «маска, которую надевают люди», помогает подростку открыть в себе новые качества, выбрать новые способы действия в разных ситуациях, отреагировать чувства. При обсуждении разных способов поведения людей в различных ситуациях они анализируют схожие варианты своего поведения в той или иной ситуации.

Ситуация 3

Подросток мало интересуется общением со сверстниками, не думает о будущем, но любит делать что-то одно, есть увлечение компьютером. Поскольку подростка интересуют только компьютеры и все, что с ними связано, можно использовать метафору «компьютерщик – хакер» как способ привлечения подростка к внутреннему миру, который побуждает к осознанию собственных чувств.

Вот как описывают подростки стиль поведения компьютерщика и хакера:

  • «компьютерщик» живет по правилам, все делает по инструкции, он живет скучно, но много знает и много работает;
  • «хакер» любит хулиганить, развлекаться, мешает окружающим, он любит творить и получает от этого удовольствие.

Психолог предлагает подростку примерить на себя роль «хакера» и пожить в этом образе в школе, придумать разные приколы, вирусы, шутки. Несколько занятий посвящается выдумыванию интересных приколов. Когда фантазия иссякнет, психолог (педагог) задает вопрос – «Что эта работа тебе дала?».

Как работает метафора? В данном случае метафора помогает наполнить внутренний мир подростка другим содержанием; помогает осознать, актуализировать и дать выход чувствам и переживаниям. Главное, что у подростка появляется желание изучать свой внутренний мир и дальше.

Представленные варианты индивидуальной работы показывают, какими возможностями обладают нетрадиционные способы работы с подростками. С их помощью можно помочь им раскрыть себя, выявить новые возможности построения взаимодействия с окружающими, А психологу выйти на уровень диалогических отношений с подростком.

Статью подготовила Татьяна Васильевна Фролова, кандидат педагогических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие». Использованы материалы Методического пособия для социальных педагогов. Автор – методист ЦПМСС «Взаимодействие» Ямковая Л. С.


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Кризис подросткового возраста
  2. Возрождение из пепла: роль метафоры
  3. Интернет стал конкурирующей реальностью?!
  4. Большие эмоции маленьких детей
  5. Сказать «нет» бывает трудно, но важно
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Я никого не прошу жить ради меня, но и сам живу только для себя. Я не домогаюсь ничьей души, но и не хочу, чтобы кто-нибудь домогался моей. Я не враг и не друг людям, нищим духом. Чтобы заслужить мою любовь, люди должны сделать еще кое-что кроме того, что родиться.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты