На сегодняшний день, мы замечаем, что человечество становится все более агрессивным. Этому во многом способствуют события, происходящие вокруг нас: терракты, войны, катастрофы, которые уже не воспринимаются нами как трагедии, и, к сожалению, становятся нашей обыденностью. В то же время родители и учителя все больше жалуются на агрессивное поведение детей. При этом педагоги обращают внимание на то, что в последние несколько лет драки и сцены насилия среди детей стали более частыми и более жестокими по сравнению с прошлыми годами. Дети, живущие в мире, созданном родителями, телевидением, детскими сказками, от которых исходит явная или скрытая агрессия, совершенно естественно чувствуют гнев. Однако, всем нам знакомо существующее в отечественной культуре своеобразное отношение к гневу и злости, в особенности детскому. Оно заключается в том, что ребенку запрещено прямое выражение гнева. Такое поведение осуждается близкими людьми, и совершенно недопустимо в обществе. В итоге, маленькие дети, не зная как управлять своими чувствами, с раннего детства подавляют свою агрессию, или, будучи не в силах с ней справиться, чрезмерно ее проявляют, что, впоследствии, становится проблемой для ребенка и тех, кто его окружает. Учитывая возрастающий уровень агрессивности современных детей, а также недостаток информации в обществе о безопасных способах выражения гнева, становится очевидной необходимость психологической поддержки детей со стороны родителей и специалистов в области безопасного проявления гнева. Такая поддержка заключается в своевременном информировании детей о гневе и агрессивном поведении человека, а также обучении способам контроля над чувством злости и агрессивным поведением. Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детей: - Первоначально, необходимо рассказать ребенку, что гнев и агрессивное поведение – это не одно и то же. Гнев – это обычное и вполне естесственное чувство. Здоровый человек устроен так, что он веселится, когда ему радостно, плачет, когда ему грустно, злится и кричит, когда он в гневе. И это нормально. Однако, агрессивное поведение – это неэффективный способ решения возникающих проблем, оно может быть причиной неприятностей и даже трагедий. Поэтому человеку важно уметь чувствовать свой гнев и научиться вести себя уверенно, защищая свои интересы, но не агрессивно.
- Важно показать ребенку, что гнев бывает разным и может проявляться с разной силой. В качестве измерительных инструментов можно использовать упражнение «Надувание воздушного шарика гнева» (Кривцова С. В.). Если гнева у человека много, то шарик можно надуть так, чтобы он лопнул. Объясните ребенку, что то же самое происходит и с гневом. В то время, когда мы копим гнев в себе, не выражая его, он растет, увеличивается и может лопнуть. Дайте ребенку возможность почувствовать напряжение в шарике, и то, как оно снижается, если выпустить из него немного воздуха.
- Важно помочь детям осознать, что гневом можно управлять, а в ситуации сильного гнева, его можно уменьшать. Обсудите с ребенком разные способы уменьшения гнева: побить боксерскую грушу, побороться с подушкой, постоять под душем, послушать музыку, поговорить с родителями, порисовать, посчитать от 1 до 10, сконцентрироваться на дыхании, вспомнить что-нибудь приятное. Также с целью снятия агрессивного импульса, можно предложить детям поиграть в игру «Кастрюлька злости» (Млодик И. Ю.). Расскажите ребенку, что у каждого из нас есть такая кастрюлька, в которую попадают разные невысказанные чувства, многие из них почему-то считаются «плохими». Нас кто-то обидел, или разозлил, мы не ответили на это чувство, и не поделились этим чуством ни с кем, и вот они прямиком попадают в нашу кастрюльку. Можно с легкостью догадаться, что произойдет, когда кастрюлька наполнится. С большой вероятностью она взорвется от последней капли. И на того, кто оказался рядом с человеком, обрушится все, что копилось в кастрюльке годами и к нему не имеет никакого отношения. Сообщите ребенку, что пора браться за очистку кастрюли. Предложите ему со всей силы и страшными воплями покидать в стенку какой-нибудь матерчатый мячик или мягкую игрушку, вспоминая всех тех, кто его обидел. При выполнении упражнений на активное отреагирование чувства гнева и злости важно помнить, что они обязательно должны заканчиваться расслабляющими видами деятельности, такими как релаксация, легкий массаж, поглаживания, принятие теплой ванны, рисование на песке и пр. Завершите активную игру расслаблением.
- Используйте рисование гнева, как в профилактике, так и в диагностике агрессивности детей. Можно создавать любой рисунок на тему гнева или рисовать просто линии, цветные пятна – все, что может выражать злость и раздражение. С целью определения количества гнева и злости у детей, можно использовать рисование агрессии в виде вулкана (Млодик И. Ю.). Предложите ребенку сделать такой рисунок. Замечено, что на рисунке агрессивного ребенка вулкан непременно извергается ярко-красной лавой, и ее ровно столько же, сколько агрессии у ребенка. У детей с подавленной агрессией — тихих и пассивных, лава вся внутри вулкана, и лишь изредка извергается наружу. При этом лава окрашена в темные, неяркие тона. Поговорите с ребенком о жизни вулкана-агрессии. Как справляется вулкан с лавой – любит ли он ее копить или любит извергаться, что происходит со всем, что вокруг вулкана, во время его извержения. Обсудите новые способы извержения лавы, при которых никто вокруг не пострадает.
- Демонстрируйте собственное неагрессивное поведение в общении с ребенком и другими членами семьи. Это одно из самых важных условий формирования у детей навыков контроля над агрессией. Если родители демонстрируют конструктивное поведение в конфликтной ситуации, в частности, умеют выслушивать собеседника и «внимательно молчать», с помощью мимики выражают свое понимание, используют юмор, то дети довольно быстро перенимают неагрессивное поведение своих родителей. Главное условие – искренность взрослого, и соответствие мимики, несловесных реакций словам.
Ирина Георгиевна Колмакова, кандидат психологических наук, педагог-психолог СП «Донское» ЦПМСС «Взаимодействие». Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Встреча киноклуба «Дети, которым не хватает внимания родителей»
- Была бы охота — будет ладиться работа
- О будущем столичного образования
- «Я сказала: «Стоять!»
- Как помочь ребенку с домашним заданием?
|