Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Родителям arrow Интересные статьи arrow Рекомендации по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста
Рекомендации по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста Версия для печати Отправить на e-mail
(11 голосов)
17.12.2011

На сегодняшний день, мы замечаем, что человечество становится все более агрессивным. Этому во многом способствуют события, происходящие вокруг нас: терракты, войны, катастрофы, которые уже не воспринимаются нами как трагедии, и, к сожалению, становятся нашей обыденностью. В то же время родители и учителя все больше жалуются на агрессивное поведение детей. При этом педагоги обращают внимание на то, что в последние несколько лет драки и сцены насилия среди детей стали более частыми и более жестокими по сравнению с прошлыми годами.

Дети, живущие в мире, созданном родителями, телевидением, детскими сказками, от которых исходит явная или скрытая агрессия, совершенно естественно чувствуют гнев. Однако, всем нам знакомо существующее в отечественной культуре своеобразное отношение к гневу и злости, в особенности детскому. Оно заключается в том, что ребенку запрещено прямое выражение гнева. Такое поведение осуждается близкими людьми, и совершенно недопустимо в обществе. В итоге, маленькие дети, не зная как управлять своими чувствами, с раннего детства подавляют свою агрессию, или, будучи не в силах с ней справиться, чрезмерно ее проявляют, что, впоследствии, становится проблемой для ребенка и тех, кто его окружает.

Учитывая возрастающий уровень агрессивности современных детей, а также недостаток информации в обществе о безопасных способах выражения гнева, становится очевидной необходимость психологической поддержки детей со стороны родителей и специалистов в области безопасного проявления гнева. Такая поддержка заключается в своевременном информировании детей о гневе и агрессивном поведении человека, а также обучении способам контроля над чувством злости и агрессивным поведением.

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детей:

  1. Первоначально, необходимо рассказать ребенку, что гнев и агрессивное поведение – это не одно и то же. Гнев – это обычное и вполне естесственное чувство. Здоровый человек устроен так, что он веселится, когда ему радостно, плачет, когда ему грустно, злится и кричит, когда он в гневе. И это нормально. Однако, агрессивное поведение – это неэффективный способ решения возникающих проблем, оно может быть причиной неприятностей и даже трагедий. Поэтому человеку важно уметь чувствовать свой гнев и научиться вести себя уверенно, защищая свои интересы, но не агрессивно.
  2. Важно показать ребенку, что гнев бывает разным и может проявляться с разной силой. В качестве измерительных инструментов можно использовать упражнение «Надувание воздушного шарика гнева» (Кривцова С. В.). Если гнева у человека много, то шарик можно надуть так, чтобы он лопнул. Объясните ребенку, что то же самое происходит и с гневом. В то время, когда мы копим гнев в себе, не выражая его, он растет, увеличивается и может лопнуть. Дайте ребенку возможность почувствовать напряжение в шарике, и то, как оно снижается, если выпустить из него немного воздуха.
  3. Важно помочь детям осознать, что гневом можно управлять, а в ситуации сильного гнева, его можно уменьшать. Обсудите с ребенком разные способы уменьшения гнева: побить боксерскую грушу, побороться с подушкой, постоять под душем, послушать музыку, поговорить с родителями, порисовать, посчитать от 1 до 10, сконцентрироваться на дыхании, вспомнить что-нибудь приятное. Также с целью снятия агрессивного импульса, можно предложить детям поиграть в игру «Кастрюлька злости» (Млодик И. Ю.). Расскажите ребенку, что у каждого из нас есть такая кастрюлька, в которую попадают разные невысказанные чувства, многие из них почему-то считаются «плохими». Нас кто-то обидел, или разозлил, мы не ответили на это чувство, и не поделились этим чуством ни с кем, и вот они прямиком попадают в нашу кастрюльку. Можно с легкостью догадаться, что произойдет, когда кастрюлька наполнится. С большой вероятностью она взорвется от последней капли. И на того, кто оказался рядом с человеком, обрушится все, что копилось в кастрюльке годами и к нему не имеет никакого отношения. Сообщите ребенку, что пора браться за очистку кастрюли. Предложите ему со всей силы и страшными воплями покидать в стенку какой-нибудь матерчатый мячик или мягкую игрушку, вспоминая всех тех, кто его обидел. При выполнении упражнений на активное отреагирование чувства гнева и злости важно помнить, что они обязательно должны заканчиваться расслабляющими видами деятельности, такими как релаксация, легкий массаж, поглаживания, принятие теплой ванны, рисование на песке и пр. Завершите активную игру расслаблением.
  4. Используйте рисование гнева, как в профилактике, так и в диагностике агрессивности детей. Можно создавать любой рисунок на тему гнева или рисовать просто линии, цветные пятна – все, что может выражать злость и раздражение. С целью определения количества гнева и злости у детей, можно использовать рисование агрессии в виде вулкана (Млодик И. Ю.). Предложите ребенку сделать такой рисунок. Замечено, что на рисунке агрессивного ребенка вулкан непременно извергается ярко-красной лавой, и ее ровно столько же, сколько агрессии у ребенка. У детей с подавленной агрессией — тихих и пассивных, лава вся внутри вулкана, и лишь изредка извергается наружу. При этом лава окрашена в темные, неяркие тона. Поговорите с ребенком о жизни вулкана-агрессии. Как справляется вулкан с лавойлюбит ли он ее копить или любит извергаться, что происходит со всем, что вокруг вулкана, во время его извержения. Обсудите новые способы извержения лавы, при которых никто вокруг не пострадает.
  5. Демонстрируйте собственное неагрессивное поведение в общении с ребенком и другими членами семьи. Это одно из самых важных условий формирования у детей навыков контроля над агрессией. Если родители демонстрируют конструктивное поведение в конфликтной ситуации, в частности, умеют выслушивать собеседника и «внимательно молчать», с помощью мимики выражают свое понимание, используют юмор, то дети довольно быстро перенимают неагрессивное поведение своих родителей. Главное условие – искренность взрослого, и соответствие мимики, несловесных реакций словам.

Ирина Георгиевна Колмакова, кандидат психологических наук, педагог-психолог СП «Донское» ЦПМСС «Взаимодействие».


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Встреча киноклуба «Дети, которым не хватает внимания родителей»
  2. Была бы охота — будет ладиться работа
  3. О будущем столичного образования
  4. «Я сказала: «Стоять!»
  5. Как помочь ребенку с домашним заданием?
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Друзей узнаёшь в беде, в бедах друзей узнаёшь себя.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты