Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Одежда педагогов. Вчера и сегодня
Одежда педагогов. Вчера и сегодня Версия для печати Отправить на e-mail
(7 голосов)
10.01.2012

При всей расхожести чеховской фразы о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», для человека, работающего с детьми, эта формула всегда актуальна. А уж дети точно всегда не только встречают, но и провожают «по одежке», ибо для восприятия «души и мыслей» учителя необходимо достаточное время. А «лицо и одежда» оцениваются здесь и сейчас.

При всей расхожести чеховской фразы о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», для человека, работающего с детьми, эта формула всегда актуальна. А уж дети точно всегда не только встречают, но и провожают «по одежке», ибо для восприятия «души и мыслей» учителя необходимо достаточное время. А «лицо и одежда» оцениваются здесь и сейчас.

Руководители образования понимали это задолго до А. П. Чехова. Одежда школяров и учителей регламентировалась в Европе уже в средние века.

В дореволюционной России для учителей гимназии — мужчин была обязательна единая форма, введенная Министерством просвещения: мундир, форменные брюки и фуражка.

В послереволюционные годы единая форма для учителей отменена. Носить предлагалось: мужчинам строгие костюмы, белую сорочку, галстук, женщинам — строгие платья с кружевным или шелковым воротником, а также блузы и юбки длиной до щиколотки или середины голени. Военная форма (кители, гимнастерки) приветствовалась ввиду скудости отечественной промышленности и для общей героизации образа нового педагога.

После войны количество кителей и гимнастерок в классах возрастает, мода на учительские платья — без изменений.

Когда страна как-то оправилась от послевоенной разрухи, военное обмундирование учителей-мужчин отходит на второй план, в моде двубортные костюмы, широкие брюки, закрытые шерстяные жилеты, добротные ботинки. У дам те же строгие платья с аккуратным воротничком и манжетами, либо трикотажные жилеты поверх блузы и — никаких украшений и яркого маникюра. Особое внимание уделялось чулкам: тонкие, телесного цвета фильдеперсовые и фильдекосовые были под негласным запретом как элемент чуждого советскому учителю буржуазного строя. Норма — грубые коричневые чулки «в резинку», которые рекомендовалось носить в воспитательных целях.

В 1960–1970 гг.: костюм-двойка в союзе с легкими вельветовыми куртками вытесняет военную форму окончательно, для учителей-женщин допускаются платья из легких тканей, трикотажные кофточки, шелковые блузки, однако каблуки по негласному правилу не превышают 4–5 см.

В 1980–1990 г.г. часть мужчин-учителей отказались от официальных костюмов, заменив пиджаки трикотажными свитерами, а брюки джинсами, у дам кое-где мелькают даже брючные костюмы и мини-юбки. Табу на прозрачные чулки и высокие каблуки снято, как и на модные стрижки, украшения и макияж.

В наступившем 21 веке отношение к одежде учителя стало достаточно либеральным со стороны начальства, но зоркость детского глаза никак не уменьшилась.

Как известно, рабочая одежда для педагогов не предусмотрена. Ну, если только не говорить об учителе физкультуры, для которого рабочей одеждой обычно является спортивный костюм, или учителе труда, который обычно надевает на занятия поверх обычной одежды халат. Хотя, при проведении опытов, халат может потребоваться и учителю химии, физики, биологии. Впрочем, некоторые учебные заведения, в основном частные, ратуют за то, чтобы учителя носили форму наряду с учениками. Так как большая часть педагогического состава в любой школе в нашей стране — это женщины, то, как правило, форма представляет собой костюм, состоящий из пиджака и юбки. Разумеется, такой наряд не предполагает ни длины мини, ни декольте. Школа все-таки.

Если же в школе форма для педагогов никем не утверждена, то далеко не всегда они бывают одеты соответствующим образом. В данном случае можно обнаружить ту же проблему, что и с одеждой учеников, которые не всегда могут адекватно оценить, в какой одежде можно приходить в учебное заведение, а какая больше подойдет для вечеринки или отдыха за городом. Конечно, существуют определенные негласные правила того, как должен выглядеть учитель, но далеко не всегда и все их соблюдают. Причем, это касается не только молодых педагогов, но и пожилых тоже.

Внешний вид учителя — очень важная составляющая его престижа. Ведь в работе он общается с большим количество людей, и прежде всего с детьми. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды. Да и родителей вряд ли обрадует, если учить их первоклашек придет молодая женщина с огромным вырезом на платье и ярким вызывающим макияжем.

Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, внушать уважение и вызывать доверие. Для женщины – это не обязательно брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье. Молодым учительницам стоит учесть и возрастные особенности подросткового восприятия мальчиков: длина юбки, глубина выреза и прозрачность блузки не должны быть провоцирующими. Для мужчин, ну может кроме учителя труда, костюм предпочтителен, однако, здесь следует особое внимание обратить, на то, чтобы костюм был чистым, отглаженным и хорошо сидел. Дети замечают все, в том числе и неряшливость и мешковатость наряда, и уважения к педагогу от этого у них не прибавляется.

Что касается украшений, то их должно быть минимальное количество. Важно, чтобы они не быть яркими, броскими и часто сменяемыми. Если учительница не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться.

Разумеется, униформа или красивая одежда для учителя не главное в его профессии. Куда важнее, чтобы он был хорошим специалистом в своем предмете и мог донести до детей свои знания. Однако, его внешний вид, манеры являются неотъемлемой частью профессии, поэтому на них тоже нужно обращать самое пристальное внимание.

Статью подготовила Татьяна Васильевна Фролова, кандидат педагогических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие».


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
  2. Мы за кого?
  3. Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
  4. Споры вокруг «анималотерапии»
  5. Ксенофобия и толерантность
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Злодеями становятся, но не рождаются.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты