В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости, связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Понятие аддиктивное поведение охватывает различные типы поведения: сюда входят наркотическая зависимость и алкоголизм, курение, пристрастие к азартным играм и обильной еде, а также компьютерная и интернет-зависимость. Все эти типы поведения являются подсознательными, и это придает им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и импульсивная безусловность выполнения. Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести — от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости [Скотт Даулинг, 2000]. В последнее время среди детей и подростков приобретает актуальность проблема компьютерной зависимости. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Наиболее подверженными этой зависимости становятся дети и подростки, имеющие различные эмоциональные проблемы. Следует отметить, что актуальность проблемы компьютерной зависимости проявляется на фоне увеличения количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), отличающихся импульсивностью, нарушением внимания, эмоциональной сферы, гиперактивностью, нарушениями в сфере межличностного общения, поведения. В развитии ребенка с СДВГ особое место занимает эмоционально-волевая сфера. Неусидчивость, отвлекаемость, импульсивность часто становятся причиной нарушения межличностных отношений детей с СДВГ со сверстниками, педагогами, родителями, что, в свою очередь, может привести к конфликтам, деструктивному поведению, нарушениям в эмоциональной сфере [Сиротюк А. Л., 2002].. Таким образом, очень часто дети с СДВГ «подсаживаются» на компьютерные игры, тем самым реализуя свою потребность быть сильным, принятым. Одной из особенностей современных компьютерных игр является развитое звуковое и видеосопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить играющего от восприятия окружающего мира. Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Во время игр игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго может удерживать внимание играющего, даже страдающего СДВГ. Было выявлено, что у детей, страдающих компьютерной зависимостью, происходит снижение уровня концентрации внимания, словесно-логического мышления, памяти и восприятия в реальной жизни. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. Рекомендуется ограничивать доступ детей к компьютерным играм. Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того, чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру, нужно разнообразить круг его интересов и занятий [Москаленко В. Д., 2002]. Литература: - Москаленко В. Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: PerSe: ПЕР СЭ, 2002
- Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – Москва, 2002.
- Ред. Скотт Даулинг. Психология и лечение зависимого поведения. М.: Независимая фирма «Класс», 2000
Ольга Сергеевна Калинина, педагог-психолог СП Экстренной психологической помощи ЦПМСС «Взаимодействие». Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Встреча киноклуба «Дети, которым не хватает внимания родителей»
- Была бы охота — будет ладиться работа
- О будущем столичного образования
- «Я сказала: «Стоять!»
- Как помочь ребенку с домашним заданием?
|