Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Психологам arrow Интересные статьи arrow Как общаться с гиперактивным ребенком. Методические рекомендации
Как общаться с гиперактивным ребенком. Методические рекомендации Версия для печати Отправить на e-mail
(7 голосов)
18.06.2012
Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Некоторые пытаются жесткими мерами бороться с «непослушанием», наказывают. Другие, махнув рукой, не обращают внимание на его поведение, предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые винят себя, что ребенок такой, впадают в депрессию, что еще больше сказывается на ребенке. Поэтому с родителями нужно проводить планомерную разъяснительную работу:

  • в совместных беседах объяснять родителям, что дисциплинарные меры не приведут к улучшению, что ребенок не виноват и родители тоже;
  • с ребенком нужно обращаться мягко, спокойно – не допускать ни очень отрицательных эмоций, ни очень положительных, так как ребенок чутко реагирует на настроение взрослого;
  • не давать дополнительных нагрузок помимо учебы в школе, так как их быстрое «схватывание» создает иллюзию гиперспособностей; на самом деле эти дети очень утомляемы и способности не выручают, а нагрузки ухудшают состояние еще больше;
  • для ощущения собственной безопасности гиперактивному ребенку необходимы четкие границы дозволенного и обязательная «обратная связь» от взрослого, особенно от родителей;
  • самооценка ребенка страдает из-за постоянных замечаний дома и в школе, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные, но похвала должна быть заслуженная, иначе ребенок не будет вам доверять в следующий раз;
  • надо научиться давать инструкции ребенку:
    • указания должны быть немногословными, содержать не более 10 слов, иначе ребенок вас не услышит, он просто «выключится»;
    • не давать несколько указаний одновременно, только последовательно, после того, как он выполнит одну инструкцию, только после этого давать следующую;
    • задания должны быть адекватны возрасту, физическим возможностям и реально выполнимы; их выполнение необходимо проконтролировать;
  • в случае, если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (напр., нельзя гулять одному, брать спички и т. д.), то надо помнить, что таких запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме;
  • родители должны быть последовательны в исполнении санкций;
  • резкие запреты, начинающиеся со слов «нет», «нельзя» могут вызвать агрессию ребенка, так как справиться со своей импульсивностью ему очень трудно; лучше дать ему возможность выбора;
  • в силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно переключиться с одного вида деятельности на другой по первому требованию, поэтому нужно за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом; еще на эти минуты можно установить звонок будильника или песочные часы,— это обычно не вызывает агрессию на взрослого и позволяет ребенку самому ориентироваться во времени.

Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребенка:

Западня Содержание Пути преодоления
№ 1 Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам»
№ 2 Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)
№ 3 Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом Работу с гневом родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева»

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

  1. Отвлечь ребенка от его капризов.
  2. Предложить выбор (альтернативные виды деятельности).
  3. Задать неожиданный вопрос.
  4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит Вас).
  8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  11. Не настаивать на том, что ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Профилактическая работа с гиперактивным ребенком

  1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д.
  2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в классе, дома.
  5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
  6. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

«Обращение» гиперактивных детей к родителям

  1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!
  2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какая погода на улице, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более 10 слов.
  3. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!
  4. А вообще – запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.

Статью подготовила Людмила Сергеевна Ямковая, методист ЦПМСС «Взаимодействие». Рекомендации для родителей взяты из книги Лютовой Е. К. и Мониной Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2003.


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Как помочь ребенку с домашним заданием?
  2. Как накормить ребенка или «трапеза как поле битвы»
  3. Как развивать способности ребенка в раннем детстве?
  4. Что делать, если ребенок ленится?
  5. Дети и ложь
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Оптимизм — карикатура на надежду.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты