| Программа для родителей подростков с нарушениями поведения направлена на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми (формирование коммуникативных навыков). Решаются следующие задачи: | - переосмысление роли и позиции родителя;
- развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
- снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;
- формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье;
- выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.
Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях: - информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих): лекции, сообщения на родительских собраниях, наглядная информация;
- обучение эффективным способам общения со своим ребенком: лекции, тренинги детско-родительских отношений, индивидуальные беседы, семинары и диспуты, наглядная информация.
Способы контроля поведения ребенка, суть которых родителям нужно знать: - негативные способы: наказания, приказы (применяются в крайних случаях, так как частое подавление гнева может перерасти у ребенка в пассивно-агрессивные формы поведения);
- нейтральные способы: модификация поведения (за хорошее поведение – поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий);
- позитивные способы: просьбы, мягкое физическое манипулирование (если то, что делает ребенок опасно для жизни – нужно увести из опасной ситуации, обещая что-нибудь привлекательное для ребенка, либо припугнув чем-либо неприятным).
Как родителю управлять собой, если ребенок вызывает гневные реакции? Шесть рецептов избавления от гнева Рецепт | Содержание | Пути выполнения | № 1 | Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. | - слушайте своего ребенка; — проводите вместе с ним как можно больше времени; — делитесь с ним своим опытом; — рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах; — если в семье несколько детей, общайтесь не только все вместе, но и с каждым в отдельности. | № 2 | Следите за собой, особенно в те минуты, когда Вы находитесь под действием стресса и Вас легко вывести из равновесия. | - отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (поручите кому-нибудь); — старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения. | № 3 | Если Вы расстроены, то дети должны знать о Вашем состоянии. | - говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или «Дела на работе вывели меня из себя, через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня». | № 4 | В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы Вас успокоить. | - примите теплую ванну, душ; — выпейте чаю; — позвоните друзьям; — сделайте «успокаивающую» маску для лица; — просто расслабьтесь, лежа на диване; — послушайте любимую музыку. | № 5 | Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать Ваш гнев. | - не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми Вы очень дорожите; — не позволяйте выводить себя из равновесия; умейте предчувствовать свои эмоциональные срывы и не допускайте этого, научитесь управлять собой и ситуацией. | № 6 | К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. | - изучайте силы и возможности Вашего ребенка; — если Вам предстоит визит, неприятный для ребенка, отрепетируйте все заранее; — подумайте заранее от комфорте для Вашего ребенка, если Вы собрались в дальнюю дорогу. | «Обращение» агрессивных детей к педагогам: Мы, агрессивные дети, просим педагогов и воспитателей: - Играйте с нами чаще (иначе нам хочется драться).
- Защитите нас от злых детей нашего класса (а то мы будем сами защищаться).
- Прекратите ругать нас так часто и без всякой причины (мы тоже умеем ругаться).
- Накажите детей, которые постоянно хотят нас обидеть.
- Не жалуйтесь на нас родителям (а то нам придется сказать, что вы нас бьете каждый день).
- Любите нас, ну, пожалуйста, а то ведь нас и так никто не любит.
- Принимайте нас такими, какие мы есть, и вы увидите, что мы хорошие…
«Обращение» агрессивных детей к родителям: Мы хотим! - Чтобы нам не делали постоянно замечаний.
- Знать, почему вам можно кричать, а нам – нет.
- Делать то, что хочется нам, а не вам.
- Знать, почему вы считаете виноватыми нас, а не других.
- Чтобы вы нас научили справляться с гневом.
- Чтобы вы нас любили!
Статью подготовила Людмила Сергеевна Ямковая, методист ЦПМСС «Взаимодействие». Рекомендации взяты из книги Лютовой Е. К. и Мониной Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2003. Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - 24 марта встреча Киноклуба психологов «Личностная эффективность»
- Как учащиеся воспринимают взаимодействие с психологом
- Ведущему групп. Как не встать на позицию школьного учителя
- Споры вокруг «анималотерапии»
- Новый год – праздник положительных эмоций
|