При поступлении ребенка в школу большое количество родителей сталкиваются с тем, что он не испытывает интерес к учебной деятельности. Смена педагогов, детского коллектива, появление новых требований, первые неудачи приводят к стойкому нежеланию посещать школу, а впоследствии к школьной неуспешности и неуспеваемости. Для того чтобы Ваш ребенок чувствовал себя успешным, своевременно адаптировался в среде сверстников, одних лишь умений писать, считать и читать недостаточно. Необходимо формировать у ребенка навыки исследовательского мышления, способность ставить перед собой задачу, выбирать наиболее эффективные пути ее решения, уметь взаимодействовать с одноклассниками и учителями. Достижению этих целей, на наш взгляд, и служит проектная деятельность. Попробуем вместе разобраться в следующих вопросах: - Что такое проектная деятельность и что она развивает у детей.
- Зачем необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников при подготовке проекта.
- Какие этапы включает в себя исследовательская деятельность.
- Какие виды проектов лучше использовать в начальной школе.
Успешное внедрение проектной деятельности в образовательный процесс младших школьников требует учета их возрастных особенностей. Если подготовить с ребенком проект, содержание которого будет для него сложным, непонятным, не соответствующим уровню развития восприятия, памяти, мышления, то это не принесет ожидаемых результатов. Младший школьник отличается остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Кроме того, у младших школьников более развиты наглядные формы мышления. Это значит, что им проще запомнить конкретные сведения, предметы, действия с ними, чем описания, объяснения. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности связано с приобретением и накоплением новых знаний, а также переживанием школьниками чувства удовлетворения за свои достижения. Приступая к выбору темы для проектирования, следует учесть, что большинство из детей еще не имеет постоянных увлечений. Как показал мой собственный родительский опыт, исследовательские проекты вызывают у ребенка огромный интерес, так как он сам является непосредственным участником проекта и сразу видит результат своих действий. Немаловажное значение имеет и тот факт, как сможет ребенок его представить. Поэтому чем больше содержание проекта будет основываться на личном опыте ребенка: конкретных действиях и суждениях, тем проще ему будет выстроить свой рассказ. Любая исследовательская деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. Подготовительный этап: определение темы, постановка целей, задач, определение источников информации. Основной этап: разработка самого проекта (сбор и уточнение информации). Заключительный этап: защита проекта. Существует много разных видов проектов, но для младших школьников, учитывая их возрастные особенности, предпочтительнее следующие виды: Творческие проекты: изготовление наглядных пособий, выпуск стенгазеты, подготовка инсценировки и т. д. Практико-ориентированные: завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость. Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления. Это могут быть различные простые опыты, наблюдение за ростом растения и т. д. Какой вид проекта предпочесть? Как выбрать интересную тему? Понаблюдайте, чем интересуется Ваш ребенок, что у него лучше всего получается. Вспомните «возраст почемучек» и поиграйте с ребенком в игру «Кто больше задаст вопросов?», «Почему лед зимой посыпают солью?» «Как получаются пирожки»? «Почему медведи зимой спят?». и возможно Вам захочется найти ответ на этот вопрос и создать свой проект. Елена Сергеевна Богданова педагог-психолог СП «Зябликово» ЦПМСС «Взаимодействие» Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Встреча киноклуба «Дети, которым не хватает внимания родителей»
- Была бы охота — будет ладиться работа
- О будущем столичного образования
- «Я сказала: «Стоять!»
- Как помочь ребенку с домашним заданием?
|