Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Родителям arrow Интересные статьи arrow Школьная адаптация леворукого ребенка. Рекомендации родителям
Школьная адаптация леворукого ребенка. Рекомендации родителям Версия для печати Отправить на e-mail
(13 голосов)
27.11.2012

Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Исторически к леворукости (а левшество чаще всего воспринимается как леворукость) сложилось отношение не как к индивидуальному варианту нормы, а как к аномалии, нарушению развития.

Действительно, большая часть человечества – праворукие и только 5-12% составляют леворукие. Но следует понимать, что внутри и по своему составу праворукая и леворукая группы неоднородны. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие и те, кто владеют обеими руками одинаково хорошо – амбидексторы.

Отказ от переучивания леворукого ребенка не решает всех проблем, возникающих в процессе его обучения в школе.

Традиционно наиболее сложным периодом адаптации к школе в первом классе считают первые недели обучения. Обычно он составляет 6–8 недель. Почти у всех детей в этот период наблюдается двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, головные боли, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются.

На первом этапе адаптации у леворукого ребенка иногда и не бывает каких-либо специфических трудностей письма, чтения, счета. Но он может сильно уставать, появятся какие-то жалобы. Родителям следует разобраться в сложившейся ситуации. Возможно, ребенок просто устает от быстрого темпа или объема нагрузки, или режим в школе и дома не позволяет ему расслабиться, передохнуть. Целый день в школе8 до 18 часов), проведенный в напряженной работе или напряженном общении,— такая нагрузка нередко оказывается ребенку не по силам.

Наиболее четко все учебные трудности, связанные с чтением, письмом и математикой проявляются к февралю. Они могут быть разными, но всегда сочетаются с ухудшением общего состояния: снижением работоспособности, трудностями концентрации внимания, быстрой истощаемостью. Нередко в этот период появляются навязчивые движения, ухудшается настроение, ребенок может стать плаксивым, агрессивным или апатичным.

Если состояние ребенка резко ухудшается, надо прежде всего проанализировать распорядок дня и организовать так называемый «щадящий режим» и лишь потом думать о том, как исправлять письмо, чтение и математику.

Порой бывает очень трудно убедить родителей, что многие трудности обучения и ухудшения в состоянии здоровья ребенка связаны с нарушениями режима дня. Ведь режим дня – это основанный на закономерностях динамики работоспособности ребенка порядок чередования активности и отдыха.

Если дети «полный день» в школе, то в режиме дня должна быть предусмотрена школьная полуторачасовая прогулка (динамическая пауза), время на приготовление уроков, поскольку дома ребенок не должен выполнять никаких письменных заданий, только устные.

Приготовление домашних заданий – именно это родители чаще всего считают самым сложным на первом году обучения. Очень часто их выполнение затягивается до вечера. Прежде всего потому, что не сформированы навыки самостоятельной работы, а также из-за того, что родители требуют многократного переписывания работ с черновика на чистовик, заставляют сделать все «в один присест», не учитывая, что максимальная продолжительность работы у младших школьников примерно 30 минут (у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться (15-минутные паузы совершенно необходимы для сохранения работоспособности).

Нередко при возникновении школьных трудностей возникает и недовольство взрослых, которое влечет еще большие неудачи, неуверенность в себе, снижение самооценки, снижение интереса к учебе вплоть до полного отказа учить уроки или ходить в школу. Весь комплекс этих неблагополучных факторов является причиной возникновения у ребенка невротических реакций и только обостряет школьную неуспешность.

Успешной адаптации леворукого ребенка к школе также способствует организованная двигательная активность. Очень важно вводить в физкультпаузы упражнения для укрепления мышц спины (для формирования правильной осанки) и мелких мышц и суставов пальцев рук, кисти. Это повышает работоспособность и благотворно действует на функциональное состояние ЦНС.

Леворуким больше, чем другим, необходимы подвижные игры на воздухе. В подвижных играх они утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит взаимодействовать, считаться с другими людьми.

Моторная неловкость заставляет многих левшей избегать таких игр, не давая возможности проявить себя, а отсутствие упражнений делает их еще более скованными. От родителей требуется не только общее наблюдение, но и реальная помощь: они могут рассказать о тех играх, в которые играли в детстве, купить нужную книгу, а также принять участие в оборудовании спортивной площадки во дворе, обеспечить детей необходимым спортивным инвентарем: мячами, скакалками, санками, лыжами, коньками. Одна из целей самостоятельных физических упражнений — получить элементарные спортивные навыки.

В беседах с родителями необходимо отмечать, что родители не должны драматизировать ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что все трудности можно преодолеть, а с помощью родителей он с ними справиться. Однако надо постараться понять их истинные причины, ведь они могут быть разнообразны.

Если не дается письмо, не запоминаются буквы, если они корявы и дрожит рука – нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координаций, в этом поможет школьный психолог. Занятия должны быть ежедневными, но длиться не более 15–20 минут. Подойдут при этом лепка и рисование, вышивание, вязание, плетение макраме и прочие действия, развивающие координацию движений пальцев, кисти. Даже развязывание и завязывание узелков и скручивание шерстяной пряжи годится для такой тренировки.

Если ребенок пишет зеркально, путает близкие по конфигурации буквы и цифры, если переставляет местами буквы, теряет строку при чтении, путает правую и левую стороны, следует заняться тренировкой зрительно-пространственного восприятия. Если речь ребенка бедна и невыразительна, предложения односложны, если ему трудно описать простую ситуацию или составить рассказ по картинке, надо проконсультироваться с учителем, а еще лучше – обратиться к логопеду и получить необходимые рекомендации.

Также помощь логопеда потребуется и в случае затруднений у ребенка при звукобуквенном анализе.

Почти все леворукие дети не удовлетворены собой, относят себя к «слабым ученикам» и в то же время считают справедливым недовольство родителей. Поэтому леворукий ребенок никогда не должен чувствовать негативное отношение родителей к леворукости.

Родителям не следует драматизировать ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что он сможет преодолеть все трудности с помощью взрослых. Стоит только выяснить их истинные причины и постараться исправить их с помощью специалистов (психолога, логопеда).

Соблюдение рационального режима дня и организованная двигательная активность – необходимые условия успешной адаптации леворукого ребенка к школе.

При любых проявлениях невротических расстройств родителям необходимо обратиться к врачу и строго следовать его рекомендациям, а также создать все условия, чтобы расслабить ребенка, снять напряжение, успокоить.

Римма Бениаминовна Одесская, социальный педагог СП «Каширское» ЦПМСС «Взаимодействие»


Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Как помочь ребенку с домашним заданием?
  2. Как накормить ребенка или «трапеза как поле битвы»
  3. Как развивать способности ребенка в раннем детстве?
  4. Что делать, если ребенок ленится?
  5. Как родителям организовать досуг ребенка?
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Каждый человек — исключение.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты