Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Родителям arrow Интересные статьи arrow Как формируется речь?
Как формируется речь? Версия для печати Отправить на e-mail
(6 голосов)
24.12.2012

РечьКак известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8–1 года до 3–4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.

К 3–4 годам его словарь состоит примерно из 800–1000 слов, Он умеет строить простые распространенные предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи.

Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным. Сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

Динамика формирования речи в онтогенезе

Форма речи
Примерный возраст появления
1
Интонирует крики (Вы можете различать крики удоволь­ствия и неудовольствия)
1 — 2 мес.
2
Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или само­стоятельно произносит отдельные сло­ги, как будто играет с ними)
1,5 — 3 мес.
3
Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам про­износит что-то похожее на слова, но со­стоящее из одинаковых слогов)
4 — 5 мес.
4
Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех от­крытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)
8 мес.— 1 год 2 мес.
5
Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т. п.)
1 год 6 мес.— 2 года 2 мес.
6
Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называ­ется)
1 год 9 мес.— 2 года 6 мес.
7
Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)
2 года 4 мес.— 3 года 6 мес.
8
Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка)
2 года 6 мес.— 3 года 5 мес.
9
Ребенок активно общается с хорошо зна­комыми ему взрослыми
1 мес.— 1,5 мес.
10
Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом
2 года 6 мес.— 3 года 6 мес.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке. В одной и той же ситуации мальчики и девочки будут реагировать по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Общие правила для родителей

  • С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией. Не забывайте, что ребенок постоянно наблюдает за всем, что происходит и понимает намного больше, чем может сказать.
  • Больше берите ребенка на руки, пеленайте, кормите — ему необходим постоянный телесный контакт с матерью.
  • Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать. Не перебивайте и не торопите его. Дайте выразить свою мысль.
  • Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать это другим взрослым.
  • Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Создавайте возможности получать новые впечатления.
  • Основная деятельность ребенка — игра. Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и одобряйте его.
  • Неточное произношение у детей в возрасте до 3-х лет естественно. Не позднее, чем к 5 — 5,5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи.
  • Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка. Тем самым Вы лишаете его возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение. Ваша речь — образец для подражания.
 

Обращайтесь за помощью если:

  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • Ребенок наблюдается у невролога или психиатра.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит. Когда ребенок слышит просьбу: «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
  • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одном ему понятном языке. На замечания: «Скажи еще раз лучше» — не реагирует.
  • Если вы обнаружили хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений в речи или поведении ребенка, значит ему необходима помощь логопеда!
Хватаева Маргарита Владимировна Хватаева Маргарита Владимировна,
учитель-логопед СП «Коломенское» ЦПМСС «Взаимодействие»

Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Была бы охота — будет ладиться работа
  2. Принцип воспитания
  3. Как помочь ребенку с домашним заданием?
  4. Гимнастика для глаз
  5. Не тот грамотен, кто читать умеет
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Хотите стать человеконенавистником? Каждый день заставляйте себя любить людей.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты