В настоящее время проблема формирования этнической толерантности является приоритетной в деятельности международных государственных и общественных организаций (ООН, ЮНЕСКО). Ключевым документом стала Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995), в которой толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». После изучения научной литературы и проведения экспериментальной работы мы можем предложить следующие рекомендации педагогам по формированию этнотолерантности у лиц юношеского возраста: необходимо рассматривать структуру этнической толерантности как единство ее компонентов: когнитивного, перцептивного и практического. Приоритетным элементом когнитивного компонента является знание истории и культуры своего этноса и этносов, на основании которых осуществляется общение; перцептивный элемент связывается с этническим самосознанием; практический – с соблюдением этических и правовых норм поведения в межэтнической среде. Сформированность этнотолерантности следует рассматривать в рамках уровнего подхода. Высокий уровень характеризуется наличием у школьников знаний о сущности толерантных отношений и ориентацией на общечеловеческие ценности, устойчивым интересом к истории, литературе, культуре, науке других народов, прогрессивным этническим самосознанием, развитием отношений с людьми других национальностей по пути интеграции культур. Средний уровень характеризуется избирательным интересом в овладении знаниями об истории, культуре, науке других народов и возможным предубеждением к людям некоторых национальностей. Низкий уровень характеризуется отсутствием интереса к истории и культуре, как своего, так и других народов, минимальными знаниями о сущности толерантных отношений, неуважением людей других национальностей, возможным отсутствием идентификации по этническому признаку. Для более плодотворной организации деятельности школьных педагогов по формированию этнической толерантности у учащихся старшего школьного возраста им необходимо учесть следующие аспекты: личность старшеклассника находится в стадии формирования и характеризуется высоким уровнем конфликтности. Это тот жизненный этап, когда у формирующейся личности происходит становление мировоззрения и этнического самосознания. И это тот благотворный период, когда в школьной среде еще возможно проводить системную работу по профилактике национализма. Процесс формирования этнической толерантности следует реализовывать в четыре этапа: Первый этап направлен на профилактику проявлений негативных эмоций обучающихся по отношению к людям иных национальностей. С этой целью целесообразно использовать следующие методы: рассказ учителя, беседа, самостоятельное изучение школьниками дополнительного материала, с последующим обсуждением в группах, использованием метода сравнения, анализа проблемных ситуаций, совместной оценки хода и результатов работы. На втором этапе необходима ориентация учащихся в этнической идентификации, воспитание уважительного отношения ко всем народам. Ведущим средством на данном этапе является общекультурный тренинг, позволяющий учащимся понять особенности другого человека и самого себя, определить характер переживаний в конкретной ситуации, высвечивая эмоциональные стороны проблемы, противостоять стереотипам восприятия. На третьем этапе необходимо научить школьников преодолевать межнациональные конфликтные ситуации. Четвёртый этап направлен на совершенствование оценочных суждений о деятельности людей своей и других национальностей; способов поведения в конфликтных и иных ситуациях. Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от реализации ряда принципов: субъективности, адекватности, индивидуализации, рефлексивной позиции, создания толерантной среды. Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье школьному педагогу совместно с классным руководителем целесообразно проводить следующую работу: - Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.
- Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье.
- Организация совместной деятельности родителей и детей.
- Проведение «Праздника семьи».
- Проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей.
- Создание совместных объединений по интересам, клубного типа.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи: - Ксенофобия и толерантность
- Мы за кого?
- Обучение начальным навыкам чтения
- Российская система спецобразования несравнима с западной
- Евгений Ямбург: «Близорукий бухгалтер пришел на смену учителю»
|