Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Педагогам arrow Интересные статьи arrow Этническая толерантность в юношеском возрасте
Этническая толерантность в юношеском возрасте Версия для печати Отправить на e-mail
(11 голосов)
04.02.2013

В настоящее время проблема формирования этнической толерантности является приоритетной в деятельности международных государственных и общественных организаций (ООН, ЮНЕСКО). Ключевым документом стала Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995), в которой толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».

После изучения научной литературы и проведения экспериментальной работы мы можем предложить следующие рекомендации педагогам по формированию этнотолерантности у лиц юношеского возраста: необходимо рассматривать структуру этнической толерантности как единство ее компонентов: когнитивного, перцептивного и практического. Приоритетным элементом когнитивного компонента является знание истории и культуры своего этноса и этносов, на основании которых осуществляется общение; перцептивный элемент связывается с этническим самосознанием; практический – с соблюдением этических и правовых норм поведения в межэтнической среде.

Сформированность этнотолерантности следует рассматривать в рамках уровнего подхода.

    Высокий уровень характеризуется наличием у школьников знаний о сущности толерантных отношений и ориентацией на общечеловеческие ценности, устойчивым интересом к истории, литературе, культуре, науке других народов, прогрессивным этническим самосознанием, развитием отношений с людьми других национальностей по пути интеграции культур.

    Средний уровень характеризуется избирательным интересом в овладении знаниями об истории, культуре, науке других народов и возможным предубеждением к людям некоторых национальностей.

    Низкий уровень характеризуется отсутствием интереса к истории и культуре, как своего, так и других народов, минимальными знаниями о сущности толерантных отношений, неуважением людей других национальностей, возможным отсутствием идентификации по этническому признаку.

Для более плодотворной организации деятельности школьных педагогов по формированию этнической толерантности у учащихся старшего школьного возраста им необходимо учесть следующие аспекты: личность старшеклассника находится в стадии формирования и характеризуется высоким уровнем конфликтности. Это тот жизненный этап, когда у формирующейся личности происходит становление мировоззрения и этнического самосознания. И это тот благотворный период, когда в школьной среде еще возможно проводить системную работу по профилактике национализма.

Процесс формирования этнической толерантности следует реализовывать в четыре этапа:

    Первый этап направлен на профилактику проявлений негативных эмоций обучающихся по отношению к людям иных национальностей. С этой целью целесообразно использовать следующие методы: рассказ учителя, беседа, самостоятельное изучение школьниками дополнительного материала, с последующим обсуждением в группах, использованием метода сравнения, анализа проблемных ситуаций, совместной оценки хода и результатов работы.

    На втором этапе необходима ориентация учащихся в этнической идентификации, воспитание уважительного отношения ко всем народам. Ведущим средством на данном этапе является общекультурный тренинг, позволяющий учащимся понять особенности другого человека и самого себя, определить характер переживаний в конкретной ситуации, высвечивая эмоциональные стороны проблемы, противостоять стереотипам восприятия.

    На третьем этапе необходимо научить школьников преодолевать межнациональные конфликтные ситуации.

    Четвёртый этап направлен на совершенствование оценочных суждений о деятельности людей своей и других национальностей; способов поведения в конфликтных и иных ситуациях.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от реализации ряда принципов: субъективности, адекватности, индивидуализации, рефлексивной позиции, создания толерантной среды.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье школьному педагогу совместно с классным руководителем целесообразно проводить следующую работу:

  1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.
  2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье.
  3. Организация совместной деятельности родителей и детей.
  4. Проведение «Праздника семьи».
  5. Проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей.
  6. Создание совместных объединений по интересам, клубного типа.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Ксения Андреевна Филиппова Ксения Андреевна Филиппова,
педагог дополнительного образования СП «Чертаново» ЦПМСС «Взаимодействие»

Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Мы за кого?
  2. Ксенофобия и толерантность
  3. Обучение начальным навыкам чтения
  4. Российская система спецобразования несравнима с западной
  5. Евгений Ямбург: «Близорукий бухгалтер пришел на смену учителю»
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Хочешь насмешить Бога — расскажи ему о своих планах.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты