Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Родителям arrow Интересные статьи arrow Кризис 7-ми лет. В чем его смысл?
Кризис 7-ми лет. В чем его смысл? Версия для печати Отправить на e-mail
(7 голосов)
11.02.2013

Приближается пора идти в первый класс. Родители озабочены выбором школы, подготовкой ребёнка к новой жизни, обеспокоены тем, справится ли он с нагрузкой, и будут ли у него в классе друзья. А ребёнок начинает вести себя совершенно неожиданно. Вместо, в целом, спокойного, беспроблемного чада родители видят своенравного, непослушного, кривляющегося ребёнка, мало реагирующего на их обычные просьбы. Обращение к литературе даёт ответ: наступил кризис семилетнего возраста.

В психологическом смысле кризис – это расхождение между существующими потребностями и условиями жизни или уровнем развития. Например, у ребёнка появилась потребность в самостоятельности, а условия таковы, что без помощи родителей и одеться он не в состоянии. То есть ему не хочется принимать эту помощь, но без неё он не сможет достичь желаемого. У него есть потребность в том, чтобы к нему относились как к взрослому, но он ещё не готов брать на себя ответственность за свои поступки.

Но кризис – это не только сложности, конфликты и обессиленно вздыхающие в попытках справиться с ребёнком родители. При благоприятном (это не значит бесконфликтном!) течении, кризис – это возможность выйти на новый уровень развития, приобрести новые интеллектуальные, социальные, эмоциональные навыки. Это возможность преодолеть трудности и положить «себе в копилку» способы их решения.

В своём развитии ребёнок уже прошёл через несколько кризисов: рождения, первого года и трёх лет. Кризис семи лет обычно совпадает с моментом, когда ребёнок идёт в школу.

В чём он проявляется?

Прежде всего, происходит много изменнеий на физиологическом уровне. В этом возрасте идёт интенсивное созревание организма. Быстро развивается кора больших полушарий – в частности, лобный отдел. Это является основой для формирования произвольности – умения планировать свои действия и прогнозировать их последствия. Ребёнок начинает лучше понимать игры, в которых есть определённые правила.

Возрастает общая подвижность нервных процессов, особенно – процессов возбуждения. Поэтому 6-7-летние дети обычно непоседливы, подвижны и эмоционально нестабильны. Их настроение может резко меняться от слёз до заливистого смеха в течение десяти минут. Также для детей этого возраста характерны слишком острые реакции: нередко в ответ на внешние события у них возникают страхи, агрессия, истерики.

Среди психологических симптомов кризиса семи лет выделяют три группы: негативные, нейтральные и позитивные.

Негативные симптомы – это непослушание, капризность, раздражительность, негативизм (отрицание правил и требований). Ребёнок часто вступает в споры и конфликты, начинает оспаривать или игнорировать ранее выполняемые обязанности. Иногда эти изменения нарастают постепенно, иногда – появляются внезапно. Например, после возвращения с летнего отдыха, до этого спокойный ребёнок, вдруг становится неуправляемым или плаксивым. Прежде, по первому зову ложащийся в постель в 9 часов вечера, теперь он начинает заявлять, что уже «взрослый» и будет со всеми смотреть телевизор.

В ответ на просьбу сделать что-то, что ему не хочется (убрать игрушки или заправить постель) ребёнок может делать вид, что не слышит или говорить, что очень занят. Такая реакция нередко доводит родителей до белого каления, и их можно понять, ведь совсем недавно все те же самые вопросы не вызывали никаких проблем.

Между тем, для ребёнка такие симптомы – это необходимый для взросления этап «примерки» на себя новых ролей. Он пока не понимает до конца, что значит быть взрослым, нести ответственность. Для него взрослость – это прежде всего свобода поступать так, как хочется. Кроме того, в словесных спорах, нередко выматывающих родителей, развивается логическое и абстрактное мышление, формируется сопособность отстаивать свою точку зрения.

Нейтральные симптомы – это новые черты в поведении ребёнка, направленные на подчёркивание его «взрослости». Например, девочка примеряет на себя мамины туфли и учит младшую сестру воспитывать кукол, а мальчик с серьёзным видом рассуждает о политике или устройстве мира.

Позитивные симтомы – это приобретения, которые ребёнок выносит из успешного разрешения кризиса. Сюда относятся возросшая самостоятельность, интерес к школе и к занятиям, появление новых увлечений.

Основные симптомы кризиса 7 лет

Родителей часто раздражают новые черты в поведении ребёнка. Мало того, что он становится малоуправляемым, так ещё и непонятно, что с ним в этой ситуации делать. Родители, которые были ориентированы на спокойный, уважительный диалог с ребёнком, теперь чувствуют своё бессилие, могут часто срываться на крик или грозить наказанием. Но оказывается новые симптомы – это всего лишь обёртка, покрывающая действия, которые важны для развития ребёнка.

1. «Манерничание» и «кривляние». В движениях и словах ребёнка появляется какая-то искусственность, нарочитость, нелепость. Он часто начинает кривляется, «строит из себя шута» До шести лет ребёнок тоже мог паясничать, но это выглядело естественно, непосредственно, и не вызывало осуждения у взрослых. Младший дошкольник делает то же самое, что и думает. У детей 6–7 лет появляется разделение между внутренним миром и внешним. Теперь в его поведении выражается не то, что он непосредственно думает, а то, как он хочет выглядеть. А так как действовать адекватно своему желанию быть взрослым он пока не умеет, то это выглядит манерно и натянуто.

  • Смысл этого симптома – осознание своего внутреннего и внешнего «Я», формирование социального стиля поведения.

2. Пауза. Если раньше ребёнок реагировал на слова родителей достаточно быстро, то сейчас между просьбой взрослого и действиями ребёнка появляется пауза. Ребёнок может оттягивать выполнение неприятных для него обязанностей или игнорировать их. Родители в этом случае злятся на то, что он «как будто не слышит» их. Как правило, пауза возникает только в ответ на привычные просьбы, которые раньше не вызывали возражения. Крайне редки случаи паузы в новых для ребёнка ситуациях.

  • Смысл этого симптома – переосмысление «прошлой жизни», прежних правил и способа взаимодействия с родителями.

3. Спор. Ребёнок начинает открыто оспаривать требования и ограничения, которые ставят перед ним родители, либо говорит, что ему некогда их выполнять. В ответ на привычное «ложись спать» он начинает доказывать, что раз можно старшему брату сидеть допоздна, то можно и ему. Ребёнок начинает сравнивать права/обязанности свои и членов семьи, и когда обнаруживает по его мнению несправедливость (ему нужно одевать шапку, а папе нет), то сразу вступает в спор.

  • Смысл этого симптома – ребёнок познаёт содержание социальных ролей: что такое быть мамой, папой, сестрой, бабушкой, школьником, что при этом нужно делать.

Следующие симптомы – непослушание, нарочито взрослое поведение и упрямство имеют общий смысл.

4. Непослушание – отказ от выполнения привычных требований и обязанностей. Он может быть молчаливым (игнорирование), конфликтным или демонстративным (когда ребёнок не слушается и делает это так, чтобы все обязательно это заметили). Например, девочка начинает громко петь песню, находясь в автобусе. В ответ на просьбу прекратить, она повышает голос и победно допевает до конца.

5. Нарочито взрослое поведение – ребёнок пытается подражать взрослым. Как правило, это строится на копировании поведения родителей. Например, возвращаясь из школы, ребёнок повторяет действия папы, вернувшегося с работы. Или отвечает «У меня нет времени» на просьбу убрать свои игрушки. Ребёнок в этом возрасте хочет быть взрослым, но ещё не знает, что конкретно стоит за этим словом. Его привлекают внешние формы – кажущаяся независимость и свобода действий.

6. Упрямство – настаивание на своём независимо от содержания вопроса. Ребёнку важно именно отстоять своё мнение, а не получить то, на что он якобы претендовал. Зачастую после того, как родители «сдаются» и ребёнку разрешается поиграть ещё полчаса, он сам теряет интерес к игре и идёт делать то, чего от него так долго добивались пятнадцать минут назад.

  • Смысл этих симптомов – попытка примерить на себя новую роль взрослого, самостоятельно действующего человека.

7. Самостоятельные занятия. У ребёнка появляется стремление к самостоятельным не игровым занятиям – рисованию, лепке, шитью, конструированию.

  • Смысл этого симптома – смена мотивов от игровых к желанию создать что-то ценное.

8. Обострение реакции на критику. Ребёнку в этом возрасте очень важно слышать похвалу продуктов своей деятельности. Нарисовав что-то, он обязательно принесёт показать это родителям. Появляется и способность внутренне оценивать себя и сверять свои достижения с идеалом. Например, если раньше ребёнок рисовал «каляки» и говорил, что это ваша собака, то теперь он чаще отказывается её рисовать со словами, что у него «не получится».

  • Смысл этого симптома – формирование самооценки.
Полина Ивановна Цветкова Полина Ивановна Цветкова,
педагог-психолог СП «Донское» ЦПМСС «Взаимодействие»

Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Как помочь ребенку с домашним заданием?
  2. Как накормить ребенка или «трапеза как поле битвы»
  3. Как развивать способности ребенка в раннем детстве?
  4. Что делать, если ребенок ленится?
  5. Как родителям организовать досуг ребенка?
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Я тебе верен: ты единственная женщина, которой мне хочется изменять.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты