Вы находитесь на нашем старом сайте и некоторая информация может быть неактуальной!
Мы ждем Вас на www.vzaimodeystvie.ru →

Главная arrow Родителям arrow Интересные статьи arrow Если Ваш ребёнок читает не так, как хотелось бы
Если Ваш ребёнок читает не так, как хотелось бы Версия для печати Отправить на e-mail
(2 голосов)
04.03.2013

Естественное желание каждого родителя, чтобы школьная жизнь ребенка началась, как можно более успешно. Школьнику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в школьной программе занимает письменная речь – письмо и чтение.

В процессе осуществления школьного обучения стало очевидно, что ни школу, ни многих родителей не удовлетворяет состояние чтения школьников. Дети читают с трудом, медленно, с большим количеством ошибок, не всегда понимают смысла прочитанного задания, условия математической задачи, не запоминают грамматическое правило, затрудняются выделять главную мысль текста. Ребенок никак не может перейти от слогового чтения к беглому, а сам процесс чтения технически несовершенен и невыразителен.

Особенно остро данная проблема обозначилась в настоящее время. Одной из причин, спровоцировавших всплеск нарушений чтения, является, как ни парадоксально, человеческий прогресс. С развитием телевидения, увеличением количества телеканалов, появлением компьютерной сети и огромного количества компьютерных программ, наши дети все больше воспринимают окружающий мир глазами.

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными, монотонными, неинтересными. Как научить ребенка читать бегло и при этом понимать смысл прочитанного текста? Как читать, чтобы хорошо запомнить прочитанное? Как сделать ребенка внимательнее? Ведь действительно, а как?

Не всегда в школьных неудачах ребенка виноват учитель. Во-первых, он работает по специальному учебному плану, который нельзя изменить в течение года из-за 2–3 учеников. Во-вторых, особенно в первых классах, проявляются трудности обучения, связанные с несформированностью психологической готовности к школе. Иногда они остаются незамеченными сразу, но в течение года определяют отставание. В-третьих, индивидуальные особенности психики могут потребовать особенного режима обучения.

Родители переживают за своих детей и ищут свой выход из непростой ситуации, заставляя детей больше читать, но такой подход успеха не приносит.

Если вы хотите помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно проводить с ребенком небольшие по объему упражнения, читать по 5–10 минут несколько раз в день (придя из школы, перед прогулкой, после прогулки, перед сном и т. д.) Запомните: для повышения скорости чтения важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Многие родители хотели бы помочь своим детям изо всех сил, но не всегда это удается. Усилий много, а изменений в процессе обучения не наблюдается. Не хватает знаний методик, терпения, умения доходчиво объяснять и подбирать необходимые материалы и упражнения.

Лучше доверить эту трудоемкую работу специалистам. Вопрос формирования навыка чтения далеко не прост, как может показаться родителям. Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности, требующий колоссальных усилий от ребенка. Процесс освоения навыками осознанного чтения требует много времени, разнообразных педагогических методов и приемов, энергетических затрат, упорства. Для достижения этой цели необходим комплексный подход: усилия специалистов и учителей начальной школы, заинтересованность и постоянная помощь родителей своему ребенку, контроль с их стороны. Необходимо объяснить самому ребенку, если хочешь добиться хорошего результата — необходимо активно заниматься, даже если не очень хочется.

Интерес к чтению возникает, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением и у него развита учебно-познавательная мотивация. Проявление способностей ребенка находится в прямой зависимости от конкретных методик обучения, формирования соответствующих умений и навыков.

Одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленное обучение осознанному чтению. Специалисты центра «Взаимодействие» не могут оставаться в стороне от решения данной социальной, психологической и логопедической проблемы.

Учителями-логопедами и дефектологами центра проводится такая работа в течение нескольких лет. Занятия в центре не похожи на школьные уроки. Программы рассчитаны на один год для учащихся первых и вторых классов. Этих программ несколько:

  1. Е. И. Рыжикова М. Чернявская «Читалочка» (профилактика нарушения чтения у первоклассников).
  2. О. А. Величенкова «Буквоград» » (профилактика нарушений письма и чтения у первоклассников).
  3. О. А. Ишимова «Хочу, могу, умею» (Коррекционно-развивающая работа для детей 2–3 классов с трудностями формирования навыка чтения).

Ребята занимаются 2 раза в неделю по 60 минут в мини-группе (15 минут-тренажеры, 30 минут — разнообразная работа по выработке навыка осознанного чтения, 15 минут–тренажеры). Присутствие и включение родителей на занятиях приветствуется. Родители видят, как работает специалист, как работают дети в группе, какие требования необходимо предъявлять ребенку дома при выполнении домашних заданий, в чем заключается основная цель тренировочных упражнений, какие тренажеры эффективно использовать для закрепления полученных навыков и умений.

Основная задача педагога сделать занятия эмоциональными, привлекательными, любознательными для ребенка. На протяжении всего периода обучения педагог и родитель (если присутствует на занятиях) становится его партнерами. Они стараются поддерживать игровой азарт, мотивацию, интерес, соперничество, выполняя занимательные задания с буквами, звуками, словами, несложными текстами, логическими и грамматическими упражнениями, помогающими ребенку без напряжения освоить необходимые умения и навыки.

Упражнения по чтению чередуются с упражнениями (играми) на развитие памяти, внимания и мышления. А так же расширяется оперативное поле зрения детей, развивается правильность, безошибочность восприятия букв, слогов, слов, предложений, текста, повышается скорость чтения вслух и молча, преодолеваются трудности понимания предложений, текста. Выходя с занятий, дети удивленно восклицают: как здорово и интересно играть, и совсем не трудно читать. Ведь все получается!!!

Наш опыт работы с детьми доказывает необходимость и возможность успешного обучения детей осознанному чтению по нескольким программам, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе уже имеющихся знаний, умений и навыков. Взаимодействие с ребенком становится одинаково радостным и плодотворным как для самого ребенка и их родителей, так и для специалистов.

Литература:

  1. Астафьева Е. О. «Играем, читаем, пишем». Рабочая тетрадь № 1. Изд-во Детство Пресс, 2012. – 40 с.
  2. Зотов С. Г. «Повышение скорости чтения». Изд-во «Феникс», 2008. – 125 с.
  3. Ильин М. А. «Учимся читать быстро». Изд-во «Литера», 2009. – 64 с.
  4. Чтение 2 класс. Коррекционно-развивающие занятия. Автор-составитель Л. И. Рудченко. Волгоград: Учитель, 2007

Степанова Марина Николаевна Степанова Марина Николаевна,
учитель-логопед СП «Коломенское» ЦПМСС «Взаимодействие»

Советуем Вам также обратить внимание на следующие статьи:

  1. Встреча киноклуба «Дети, которым не хватает внимания родителей»
  2. Была бы охота — будет ладиться работа
  3. О будущем столичного образования
  4. «Я сказала: «Стоять!»
  5. Как помочь ребенку с домашним заданием?
 

Будем благодарны Вам за републикацию:

QR-код этой страницы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Психолог онлайн

             Мой статус 471192502
             Мой статус  vzaimodeystvie
             Телефон доверия (499) 613-80-12
телефон доверия [?]

Личный кабинет





Powered by Core Design

Присоединяйтесь к нам

Цитата дня

Выше любви стоит другое чувство — удовлетворенная месть.
 

Опрос посетителей

К кому Вы обращаетесь за психологической помощью?
 

Поиск

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
Запись на консультацию
Анализ сайта онлайн
Feedback
Телефон в Москве: (499) 794-29-58 | E-mail: info@vzaimodeystvie.ru | 115201, Москва, Каширский пр., 7 | О нас | Наши проекты | Наши партнеры | Контактная информация
 Школьникам Педагогам
Наши проекты  

Родителям

Психологам

Контакты